«Сибзавод» грозит Омску транспортным коллапсом (полный текст)

Дата публикации: 30 ноября 2025

Впервые на градсовете представлена концепция микрорайона на 5 тыс. человек. 

В ноябре на заседании Архитектурно-градостроительного совета Омска руководитель бюро ARCHINFORM, профессор Международной академии архитектуры Тимур АБДУЛЛАЕВ (на фото) впервые представил архитектурно-градостроительную концепцию застройки микрорайона «Сибзавод» в границах улиц Красный Путь – Кемеровская – набережная Тухачевского. Заказчик проекта – ООО «Траст-Инвест». Генеральный директор – известный омский предприниматель Алексей ПЕВНЕВ, учредитель – его же ООО «СЗ «Сибградстройинвест».

Проект

АБДУЛЛАЕВ сообщил, что его архитектурное бюро работает в городах по всей России (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Самаре, Челябинске, Красноярске, Новом Уренгое, Томске, Геленджике), в том числе в Омске, и давно знакомо с площадкой. Представленная концепция является результатом нескольких месяцев работы. Площадка расположена в центральной части Омска, имеет прямой выход на набережную Иртыша с одной стороны и на улицу Красный Путь, являющуюся одной из центральных городских артерий. Территория подлежит реновации – ранее это была промышленная площадка.

Рельеф участка имеет сильный перепад от улицы Красный Путь к воде – порядка 8 м, что также учтено в планировании застройки. Общая площадь территории составляет 15,7 га. Застройка разбивается на несколько кварталов, формируя систему приватных закрытых дворовых территорий и общественных зон. В центре застройки расположено ядро с образовательным центром, включающим школу на 500 мест и детское дошкольное учреждение. Из существующих объектов сохраняется здание бывшего заводоуправления, которое ныне функционирует как деловой центр.

Этажность застройки переменная, что позволяет создать выразительный городской силуэт. Проектом предусматривается строительство около 216 тыс. кв.м жилой застройки (3373 квартир на 5422 человека) и 10,1 тыс. кв.м коммерческих встроенных помещений. Проектировщики стремились создать проницаемую застройку, избегая «колодцев» и слишком закрытых периметров, но при этом зонируя частные пространства.

Визуальные решения включают формирование фронта застройки со стороны улицы Красный Путь с несколькими фасадными архитектурными решениями, а также реконструкцию фасада бывшего заводоуправления. Высотные «прострелы» между секциями призваны создать визуальную интригу и подчеркнуть проницаемость квартала. Приватные дворы приподняты на стилобатные уровни, формируя два яруса: стилобатный уровень для приватных территорий и пешеходный уровень земли для общественного использования. Наземный периметр отдан под ритейл, общепит и обслуживающие функции, создавая активный центр.

Архитектурное решение предполагает фасадное разнообразие за счет нескольких фасадных тем. Объекты на первой линии застройки у Иртыша относятся к бизнес-классу, с более просторными квартирами, развитой системой летних помещений и террасированием. Образовательный центр, расположенный внутри квартала, имеет небольшую этажность и интегрирован в контекст благоустройства и пешеходных связей. Вечернее освещение и световой дизайн призваны выделить яркие архитектурные особенности.

Система пешеходных связей предусматривает транзитный бульвар от улицы Красный Путь к набережной, учитывая пешеходный трафик от сквера напротив. Специально созданы диагональные связи внутри кварталов для более интересных маршрутов. Коммерческие площади располагаются, в основном, по наружному периметру стилобатного фронта, во встроенных первых этажах. Паркинги решены в двух уровнях (подземный и стилобатный), при этом дворы остаются без машин. Проект разделен на девять очередей строительства: от 15 до 30 тыс. кв.м – «комфортно и гибко в условиях текущего рынка».

Обсуждение

Почетный архитектор России, директор именного архитектурного бюро Александр БЕГУН обратил внимание, что докладчик «умолчал» о не включении в концепцию двух участков, принадлежащих частным собственникам, – на одном расположены ночной клуб «Ангар», рестораны Mishkin&Mishkin и «Джорджина», пара магазинов, а на другом в перспективе планируется жилая застройка. АБДУЛЛАЕВ ответил, что развлекательно-рекреационный формат вполне вписывается в микрорайон, только подлежит реновации, а последующее жилое строительство логично продолжить в рамках структуры «Сибзавода». Все, разумеется, зависит от решений владельцев участков, однако о конкретной их судьбе архитектор распространяться не стал, а присутствовавший на заседании совета представитель «Траст-Инвеста» ситуацию не прокомментировал, как и чиновники.

Директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Омска, главный архитектор Омска Роман ВОРОБЬЕВ выразил опасения относительно эксплуатации летних террас в зимнее время, указав на то, что это все же формат, характерный для южных городов. АБДУЛЛАЕВ пояснил, что подобные проекты реализованы в Екатеринбурге, в котором климат не сильно отличается от Омска, инженерные вопросы водостока там успешно решаются. Архитектор добавил, что решал «продуктовое задание» и террасы предназначены для расширенных летних помещений на последних 4–5 этажах торцевых квартир бизнес-класса. Выслушав, ВОРОБЬЕВ скептически отметил: «Дискуссионный вопрос».

Также главный архитектор поинтересовался возможностью озеленения приподнятых дворов, а именно высадки деревьев до 3–4 м. Докладчик подтвердил, что это возможно при дальнейшей проработке проекта.

ВОРОБЬЕВ указал на то, что «спортивная зона», нарисованная вне рамок проекта, расположена на 6 м ниже и уходит в затапливаемую территорию. АБДУЛЛАЕВ уточнил, что объекты спортивной инфраструктуры взяты как данные из проекта планировки, оказавшись не готов обсуждать их инженерные особенности.

Помимо этого чиновник поднял вопрос о размещении оборудования на фасадах для кондиционеров. АБДУЛЛАЕВ отметил, что в последних проектах активно используются инженерные лоджии, что приемлемо даже в комфорт-классе.

Заслуженный архитектор РФ Светлана ШЕВЧЕНКО спросила, будет ли проект реализован по программе комплексного развития территорий и получила от ВОРОБЬЕВА утвердительный ответ.

Представительница департамента транспорта запросила информацию о заездах и выездах микрорайона. АБДУЛЛАЕВ пояснил, что проект использует стороны улицы Красный Путь и двух других улиц для внутренних потоков, не сильно изменяя каркас улично-дорожной сети. Заезды в подземные паркинги осуществляются с внутренних проездов, а также за счет перепада рельефа или стилобатного уровня. Предусмотрено нормативное открытое паркование для гостей и такси, но все частные паркинги убраны под землю или в стилобат.

Чиновница парировала тем, что Красный Путь уже имеет высокий уровень загрузки (более 0,8) и не выдержит дополнительной интенсивности. Кемеровская, по ее мнению, тоже не готова к повышенной нагрузке. Она указала на минимальную ширину проезда между домами на набережной и смежным участком, которая не обеспечит двусторонний разъезд. Архитектор уверил, что полный периметральный объезд для каждого квартала не требуется, так как пожарный заезд присутствует по длинной стороне, и проблем с обслуживанием спецтехникой не возникнет. Он еще раз объяснил, что дворы без машин, и все автомобили находятся под землей, что способствует разделению приватной и общественной зон, не смешивая транзитные потоки.

Первый заместитель мэра Омска, директор департамента городского хозяйства Евгений ФОМИН сообщил, что вопрос транспортно-пешеходной развязки у метромоста скоро будет обсуждаться на областном архградсовете. Он упомянул, что в генплане был предусмотрен дублер Красного Пути, который впоследствии исчез из документации, и это может привести к транспортному коллапсу.

Директор ООО «Артэс» Артур ОБОТУРОВ заметил, что внутриквартальные проезды не стыкуются с проездами соседнего микрорайона «Серебряный берег». АБДУЛЛАЕВ сослался на определение улично-дорожной сети в проекте планировки. ОБОТУРОВ также высказал сомнение относительно необходимости «красивых арок», если они предназначены только для жителей квартала, а не для общегородского трафика. Докладчик пояснил, что арки решают архитектурные и инсоляционные проблемы: позволяют соединить широтную и меридиональную секции, избегая неэффективных угловых и позволяя разместить дома ближе по санитарным нормам без встречных световых проемов, при этом создавая интересное архитектурное решение.

Заслуженный архитектор РФ Лариса МАСЛОВА поддержала коллег, добавив, что Кемеровская в перспективе районная магистраль и это нужно учитывать. В обсуждаемом проекте нет не только стыка с проездами «Серебряного берега», но и с Волочаевской, которая должна пройти до улицы 6-й Северной для разгрузки Красного Пути.

БЕГУН заявил, что концепция – очень высоко профессиональная работа, на которую стоит равняться омичам. Но структуру застройки он назвал хаотичной, особенно постановку отдельных высотных домов. Архитектор призвал авторов найти более логичное решение. А также более четко выстроить пешеходные связи, потому что сейчас они «пунктирные» – непонятно, какие пути главные, а какие второстепенные.

Вслед за ОБОТУРОВЫМ, БЕГУН счел, что арки, представленные в проекте, должны быть доступны для всех горожан, а не только для жителей квартала – по аналогии с застройкой «ЗИЛАРТ» в Москве. Террасы на набережных домах, хотя и могут быть инженерно реализованы, по его мнению, являются дорогим решением. Он порекомендовал проявить «сибирский характер» архитектуры, а не просто копировать южные образы. И согласился с предыдущими спикерами в том, что крайне важно увязать проект с существующей окружающей застройкой и транспортными связями.

Мэр Омска Сергей ШЕЛЕСТ, выслушав всех, резюмировал, что проект – «достаточно неплохой». Он дал поручение департаменту транспорта, департаменту архитектуры и инвестору проработать вопрос транспортной доступности. Застройщику рекомендовал более предметно показать набережную при представлении проекта на областном совете.

Проект принят с учетом необходимых доработок и рекомендован к представлению на Архитектурно-градостроительном совете Омской области.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 ноября 2025 года.

© Фото автора

Иллюстрации © презентация проекта



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/sibzavod-grozit-omsku-transportnym-kollapsom-polnyy-tekst