По мнению основателей клуба, их проект сможет связать аэропорт «Омск-Фёдоровка», реку Иртыш, Северный Ледовитый и Индийский океаны в единую транспортную магистраль.
На площадке Центральной городской библиотеки состоялось первое заседание общественно-делового клуба «Омский 73-й Меридиан». Инициаторами создания клуба стали учёные, экономисты, инженеры, преподаватели омских вузов.

На заседании обсуждались вопросы, посвящённые перспективам реализации масштабного проекта, который предполагает создание транспортного коридора, условно проходящего по 73-му меридиану. Отсюда и название клуба. Инициаторы уверены, что транспортный коридор соединит Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Тюменскую и Омскую области со странами Центральной и Южной Азии. Если этот проект начнёт реализоваться, то откроются новые возможности для экономического развития региона и всей страны. Участники заседания обсудили проект «73-го Меридиана», его экономическую целесообразность, а также вопросы финансирования и создания цифровой транспортно-логистической платформы. Особое внимание было уделено роли реки Иртыш как связующей водной артерии районов Республики Казахстан с Омской областью.

Инициатор и руководитель проекта «Омский 73-й Меридиан», помощник президента Экспертного совета (ЭСВУ) БРИКС, инженер-строитель и экономист Игорь Михайлович ГЛУШКОВ подчеркнул:
«Создавая проект «Омский 73-й Меридиан», мы не ставим цель конкурировать с другими инициативами. Наша задача – предложить альтернативный маршрут, который отвечает современным вызовам и возможностям. Президент РФ Владимир ПУТИН акцентировал внимание на важности диверсификации транспортных коридоров. Он также заострил внимание на том, что страны БРИКС видят в этом ключевой фактор развития. Мы уверены, что «Омский 73-й Меридиан» сможет стимулировать экономический рост в регионах России и странах Центральной Азии. Одним из ключевых элементов проекта станет цифровая транспортно-логистическая платформа, о которой говорил президент. Мы планируем использовать современные технологии, такие как искусственный интеллект, для моделирования и оптимизации транспортных потоков. Это позволит учитывать сезонные изменения, тип груза и доступность инфраструктуры. Наша цель – создать универсальную модель, которую можно будет применить и к другим транспортным коридорам. Особое внимание мы уделяем укреплению сотрудничества с Республикой Казахстан. Его потенциал в развитии «Омского 73-го Меридиана» огромен. Ресурсы, такие как Иртыш и гидроэнергетический потенциал, могут дать значительный экономический эффект».

На заседании обсудили и проект «Омский 73-й Меридиан».

Владимир Васильевич ЛИЗУНОВ, бывший начальник отдела науки, экологии и развития производительных сил экономического комитета Администрации Омской области, кандидат физико-математических наук:
«В перспективе планируется строительство речного порта, железнодорожной ветки, развитие аэропорта и создание современной дорожной сети для удобного подъезда к транспортному узлу. Главное, чтобы каждый этап проектирования строго следовал нормативной документации. Я надеюсь, что наши дискуссии помогут перейти к непосредственному проектированию. Тогда мы сможем двигаться вперёд».

Виктор Михайлович МАРТЮШОВ, бывший заместитель технического директора и начальник департамента по ремонту и техническому перевооружению ОАО «ТГК-11»:
«Причём генерирующие мощности должны быть современными: необходимы современные парогазовые установки (ПГУ), которые будут обеспечивать поддержку энергией, теплом, и холодом эти транспортные магистрали».

Сергей Анатольевич ФОМИНЦЕВ, председатель правления World Chess-Transit League:
«Это позволит нам координировать усилия с федеральными структурами и получить необходимую поддержку. Предлагаю рассмотреть возможность вхождения в состав этого проекта и активно участвовать в его реализации».

Николай Павлович САЛОХИН, кандидат философских наук, преподаватель Омского государственного технического университета, подчеркнул важность пересмотра экономических приоритетов в Сибири. Он раскритиковал «мелкотемье» в виде простого замещения западного импорта китайским, призвал экономистов к решению более глобальных задач развития региона:
«Необходимо, чтобы наши экономисты переключились с этой «мелочёвки» на более глобальные проблемы, касающиеся развития Сибири и Омской области».

Вячеслав Викторович ДВОРАКОВСКИЙ, экс-мэр Омска:
«Следует узнать о состоянии этой рабочей группы и, возможно, предложить более широкое участие в ней, чтобы рассматривать не только «Фёдоровку», а также «Омский 73-й меридиан».

Александр Борисович БОГДАНОВ, заместитель начальника департамента перспективного развития ОАО «ОЭГК», призвал к изменению законодательства и развитию экономики энергетики регионов, основанной на теплофикации и строительстве тепловых сетей с комбинированным производством. При этом сказал:
«Я уже 30 лет занимаюсь анализом работы электростанций и пришёл к выводу, что население не получает выгоды от экономического эффекта, создаваемого ТЭЦ. Этот эффект забирает монополия электроэнергетики».

В работе заседания в режиме онлайн приняли участие экономисты из Москвы:
• Сергей Александрович КАРАГАНОВ, главный идеолог и научный руководитель проекта «Сибиризации» России, известный политолог и экономист, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ;
• Илья Сергеевич КОЗЫЛОВ, руководитель проекта «Сибирская Россия: Поворот на Восток 2.0», преподаватель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики;
• Сергей Анатольевич ПРОСЕКОВ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Москвичи поддержали идею омичей в создании проекта «Омский 73-й Меридиан».

Затем председателем Общественного клуба «Омский 73-й Меридиан» единогласным решением был избран Игорь ГЛУШКОВ.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
