Уход с маршрута: омичи увидели «Небо позднего августа»

Дата публикации: 16 марта 2023

Новый спектакль Омского театра драмы вызывал интерес еще до своего появления. 

Современная российская драматургия – нечастая гостья на сцене омской драмы. Тем более ожидаемой стала премьера спектакля «Небо позднего августа», в котором режиссер Петр ШЕРЕШЕВСКИЙ объединил сразу три пьесы современных авторов: «Переспать с Леной и умереть» Тони ЯБЛОЧКИНОЙ, «Как я простил прапорщика Кувшинова» Ивана АНТОНОВА и «Небо позднего августа» Игоря ЯКОВЛЕВА. Постановщик считает, что пьесы роднит тема потери смысла существования, связи между людьми и попытка ответа на вопрос, где же найти этот смысл, тепло, любовь.

В какой-то мере режиссер отталкивается от клипового сознания современного человека, от ритмов его жизни. Зрители словно переключают каналы, на которых показываются, в общем-то, не слишком отличающиеся друг от друга передачи. Этой аналогии способствует и то, что происходящее на сцене постоянно снимается двумя камерами и выводится на большой экран, где можно разглядеть все, вплоть до картинки в смартфоне. И хочешь – смотри живой план, а хочешь – своеобразный онлайн-театр, который ШЕРЕШЕВСКИЙ практикует уже не в первой своей постановке (вспомним спектакль «Тайм-аут» в Новосибирском театре «Красный факел»).

Принципиально новый способ существования позволяет актерам донести больше эмоций и в то же время делает их жизнь сложной, поскольку все время надо помнить о кадре и еще, наверное, потому что на крупном плане нельзя соврать, и все приходится делать по-настоящему.

Действие спектакля происходит в каком-то стерильном пространстве, заставленном исключительно белой мебелью, как из IKEA (сценография и костюмы Елены СОРОЧАЙКИНОЙ). Над всем высится фигура такого же белого пса – того самого, с которым ходит гулять один из героев, когда дома становится невыносимо. Вернее, он забирается на его спину, ложится и прижимается, словно пытаясь согреться.

Персонажи носят в себе целый комплекс проблем: от кризиса среднего возраста и психологических травм, полученных еще в юности, до синдрома неудачника и того, что называется «гордость и предубеждение». Три истории пересекаются, переплетаются, тянутся бесконечно долго, обрастают фантасмагорическим сюром.

Тем не менее, и ситуации, и герои вполне узнаваемы: это если и не ты, то твой друг, сосед, знакомый. Всех, что называется, заел быт. Часть событий происходит в период карантина 2020 года, когда люди были заперты в своих квартирах, и для кого-то это превратилось в ад. Вот и Алексей Руслана ШАПОРИНА мается среди домочадцев. Сын (Алексей КАЛМЫКОВ) зависает в виртуальной реальности, жена (Алина ЕГОШИНА) с королевским достоинством варит борщи, но зреющее в ней раздражение напоминает бомбу с часовым механизмом.

«Скажи своей жене», «Скажи своему мужу» – так подрастающий отпрыск говорит родителям друг о друге. Понятно, что ценность семьи как таковой тут совершенно утеряна. И от породистой супруги Лены Алексея все время тянет к другой Лене (Кристина ЛАПШИНА), своей бывшей сотруднице, угловатой, колючей, неустроенной. И еще к псу Баксу, прогулки с которым позволяют ненадолго вырваться из опостылевшей рутины.

Герой другой истории профессиональный музыкант Толик (Егор УЛАНОВ) тоже прозревает на тему, что живет не с той и занимается не тем. Толчком послужила банальная вещь – табличка на двери гримерки ночного клуба, где он в очередной раз халтурил: «Музыканты, клоуны, животные». Тут же вспомнились давние армейские обиды, и захотелось послать все и всех. А что взамен? Еще более далекий от его амбиций таксомотор, пьянки-отдушины с другом Сеней (Иван КУРАМОВ). Поэтому постоянную навязчивую фразу автонавигатора: «Вы ушли с маршрута!» – можно отнести не только к пути следования машины, но и к жизненному пути в принципе.

Валерий Петрович (Николай МИХАЛЕВСКИЙ) кажется единственным, кто прожил счастливую жизнь рядом с любимой женой Раечкой. Но вот ее не стало, и, вспоминая прошлое, он понимает, что сбылось далеко не все, о чем мечталось. И, вроде, рядом любящие, понимающие дочь, зять, внук, но что-то скребет душу. Ах да, сад, который запущен и никому больше не нужен, старая яблоня, посаженная еще Раечкой! И Валерий Петрович решает продать сад, а для этого срубить уродливое дерево, чтобы не портило вид, а скорее – чтобы не наполняло сердце болью. У Николая МИХАЛЕВСКОГО одна из лучших работ в спектакле. А садик – маленький макет, стоящий на столе, на экране вдруг обретает вид настоящего разросшегося сада.

Процесс подготовки сноса яблони – сцена, повторяющаяся трижды: в бытовом варианте и в музыкальном (автор музыки – ВАНЕЧКА, Оркестр приватного танца), строго-академическом и народном. Поначалу это выглядит неоправданно затянутым. Но вдруг понимаешь, что таким образом показывается стремление Татьяны (Екатерина ПОТАПОВА), Николая (Александр ГОНЧАРУК), Артема (Андрей АГАЛАКОВ) и практически уже нового члена семьи Даши (Вера ФРОЛОВА) отсрочить непоправимый шаг. Ведь на самом деле им жаль и сад, и яблоню, и одинокого Валерия Петровича, у которого связана с этим садом вся жизнь, хотя работать здесь, как старшее поколение, они, конечно, не готовы.

«Небо позднего августа» – спектакль-коллаж об упущенных возможностях и отпущенных обидах, и о том самом Несбывшемся, которое рано или поздно не только окликает нас, но и предъявляет свой счет.

Фото © Омский академический театр драмы



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/uhod-s-marshruta-omichi-uvideli-nebo-pozdnego-avgusta