Здесь представили новый дизайн и экспонаты «Золотой кладовой».
В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начала работу обновленная экспозиция «Ювелирное искусство от скифов до Фаберже. Золотая кладовая» (0+). В особо охраняемом зале, похожем на сейф (кстати, при постройке здания это и была комната-сейф, предназначавшаяся для банка), действительно можно увидеть и загадочные скифо-сибирские древности из курганов Омской области, и миниатюрный каменный зоопарк фирмы Фаберже, и другие уникальные изделия из золота, серебра, драгоценных камней.

Долгосрочная экспозиция представлена теперь в новом дизайне (он не менялся с 2012 года), автором которого выступил художник Сергей БАРАНОВ. Сделать пространство по-настоящему «золотым» удалось с помощью обивки из золотистого бархата в сочетании с контрастными отражающими плоскостями цветного стекла.

– Золото здесь превалирует не только в предметах, но и в оформлении, – рассказал хранитель коллекции старший научный сотрудник музея Игорь ГЛАЗОВ. – В одних витринах оно сочетается с темно-синим, в других – с коричнево-бронзовым цветом. В витринах археологии у нас появились треугольные фоны, символизирующие скифские курганы – погребальные насыпи, которые называют «сибирскими пирамидами». В этих захоронениях и были найдены представленные здесь предметы.

В витринах, связанных с археологией, теперь присутствуют еще и прорисовки. Например, рядом с фаларами – украшениями парадной лошадиной сбруи – находится изображение лошади в подобной амуниции.

Открытию обновленной экспозиции предшествовала большая научная работа. Ряд предметов представлен уже с новыми данными. Так, в 2024 году обрели имя автора три произведения ювелирного искусства, ранее считавшиеся работами неизвестных мастеров: декорированный эмалью серебряный рог, табакерка-черепаха с панцирем из горного хрусталя и оправленный в серебро бокал. Как выяснилось, их создал выдающийся австрийский ювелир XIX века Герман Ратцерсдорфер. Эти предметы теперь стали украшением витрины западноевропейского искусства.

В этой же витрине привлекает внимание миниатюрный серебряный комод, изготовленный в середине XIX века голландскими мастерами в технике скани. Свитый из тончайших серебряных проволок, он служил шкатулкой для небольших украшений: серег, колец, цепочек, которые хранились в выдвижных ящичках.

Что касается искусства Востока, то здесь появился серебряный сервиз: чашечки с блюдечками и кувшин на подносе, предположительно сделанные в Иране.

Из нового в этой витрине также три декоративные серебряные тарелки, созданные в селе Кубачи. Дагестанское село издавна славится своим ювелирным промыслом. Там изготавливают изделия, отличающимися тонкими, воздушными узорами.

В витрине русского ювелирного искусства дам наверняка заинтересуют вечерние сумочки, как бы теперь сказали – клатчи. Две из них полностью выполнены из серебра кольчужного плетения, одна внутри имеет основу из кожи и ткани. Эти замечательные предметы дамского гардероба относятся к началу XX века.

Рядом не менее интересный предмет – большой кубок на серебряной ножке, тулово которого выточено из кокосового ореха. Резьба по кокосу стала популярна в Европе еще в XVII веке, когда мореплаватели начали привозить экзотический плод из Индонезии и стран Восточной Африки. Позже техника пришла и в Россию. На кубке мы видим медальоны с портретными изображениями Петра I, Петра II и Анны Иоанновны (1730–1740). Таким образом изображалась династийная преемственность, поэтому можно с уверенностью говорить, что кубок относится ко времени правления Анны Иоанновны, иначе там был бы еще чей-то портрет.

– Представленные в нашей «Золотой кладовой» вещи настолько редкие, что почти никогда никуда не вывозятся, – говорит Игорь ГЛАЗОВ. – Только в 2004 году мы вывозили сарматское золото в Третьяковскую галерею по проекту «Золотая карта России». А предметы фирмы Фаберже годом позднее ездили на выставку в Бельгию и в 2011-м участвовали в выставке камнерезного искусства в Музее Московского Кремля.

Омичи же могут посещать выставку-сейф ежедневно, кроме понедельника.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
