В Омск привезли работы Валентина Серова из Русского музея и Третьяковки

Дата публикации: 28 октября 2025

Омичам нашлось что добавить. 

В Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля открылась выставка «Валентин Серов» (0+) к 160-летию со дня рождения выдающегося русского художника. 

– Этот проект очень важен для нас, очень интересен, и я не сомневаюсь, что он будет востребован у жителей и гостей нашего города, – подчеркивает директор музея Фарида БУРЕЕВА. – Проект объединяет три художественные коллекции: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и, конечно же, Омского музея им. М.А. Врубеля. Выставка стоит на маршруте, в котором три города: Красноярск, Новосибирск и Омск. Они выбраны неслучайно – это крупные города-миллионники Сибирского округа, в которых есть музеи, соответствующие всем необходимым требованиям. Каждый принимающий выставку музей участвует работами из своих фондов. 

Валентин Серов занимает важное место в русской культуре конца XIX – начала XX века. Он сумел связать в своем творчестве несколько художественных линий и этапов развития изобразительного искусства: академизм, импрессионизм, модерн. 

Будущий художник родился 7 (19) января 1865 года в Санкт-Петербурге в семье композитора Александра Николаевича Серова и пианистки Валентины Семеновны Серовой, урожденной Бергман. Рисовать мальчик начал в раннем возрасте, а свои первые уроки получил у немецкого художника Карла Кеппинга в Мюнхене, где жил с матерью. Но истинным учителем для Серова стал Илья Репин с которым он познакомился в Париже в 1874 году. Через шесть лет Валентин Серов поступил в Императорскую Академию художеств, где его главным наставником стал Павел Чистяков. 

В экспозицию вошли живописные и графические произведения Серова, которые позволяют оценить широту его художественного диапазона. Представлено около 50 работ, среди которых портреты, пейзажи, исторические и мифологические сюжеты, анималистика и книжная иллюстрация. 

Серов считался уникальным портретистом, и на выставке сейчас представлен обширный портретный ряд. Он начинается с портрета Аделаиды Яковлевны Симонович (в замужестве фон Дервиз), двоюродной сестры художника, и портрета князя Николая Феликсовича Юсупова из фондов Русского музея. Они являются центром экспозиции. 

Обе работы давались Серову нелегко. Николай Юсупов долго не хотел позировать, а после художнику никак не удавалось уловить «капризное выражение лица» князя. Портрет двоюродной сестры Серов также переписывал каждый сеанс: менял позу, поворот головы. Сам он говорил, что в портрете ему важно передать характер человека. 

В экспозиции присутствуют несколько великолепных портретов Ильи Ефимовича Репина, неоконченный портрет Ольги Федоровны Трубниковой (жены, а на тот момент невесты художника), карандашный портрет матери, который Серов нарисовал в пятнадцать лет – из собрания Третьяковской галереи. 

Графические автопортреты художника предоставлены Государственным Русским музеем и Музеем им. М.А. Врубеля. 

Портрет Алексея Александровича Бахрушина также принадлежит коллекции нашего музея. 

Но, наверное, самым интересным можно считать портрет отца (Русский музей), созданный Серовым по фотографиям, что было совершенно несвойственно для него – он писал только с натуры. Но здесь был особый случай. Александр Николаевич Серов скончался, когда сыну исполнилось всего шесть лет. Поэтому он призвал на помощь свою детскую память, собрал визуальный материал, даже попросил кого-то из домочадцев надеть серый костюм и постоять у конторки, как любил это делать отец, когда работал. 

Творческое вдохновение Валентин Серов часто черпал в родной природе. Он нежно любил деревню, сельские мотивы. Многие его пейзажи созданы в усадьбе фон Дервизов Домотканово Тверской губернии, где художник гостил подолгу, а также в подмосковном Абрамцево, в усадьбе миллионера и мецената Саввы Мамонтова. 

В экспозиции можно увидеть и несколько чудесных итальянских этюдов: «Набережная Скьявани», «Площадь Святого Марка» (Венеция, 1887).

Что касается Домотканова, там создана самая удивительная работа Валентина Серова «Русалка». Она тоже поначалу кажется просто пейзажем, видом заросшего пруда, не сразу внизу картины под водой проступает женское лицо. 

Многочисленные пруды усадьбы с их темными водами будоражили фантазию художника, и вот, будучи абсолютным реалистом, он решился на мифологический сюжет. Модель найти не удалось: кузины, которых Серов просил помочь, наотрез отказались погружаться в неизвестную воду. Тогда он поместил туда гипсовую фигуру. Захваченный творческим процессом, в пруд нырял даже кучер фон Дервизов Василий. Результатом Серов остался недоволен, а вот современники были очарованы его «Русалкой». 

И наконец – анималистика. Валентин Серов очень любил животных, часто предпочитая наблюдения за ними обществу людей. «Скучные они, ужас до чего скучные. Звери лучше: и красивее, и веселее, и просто лучше», – говорил он. 

Мать художника вспоминала: «Он забывал всё, готов был бросить всех, чтобы побыть в излюбленном обществе животных». 

Подобные наблюдения раскрылись в анималистических офортах и иллюстрациях к басням Крылова. Часть иллюстративной графики предоставлена Музеем им. М.А. Врубеля. 

Валентин Серов прожил короткую жизнь: он умер в 46 лет от сердечного приступа. В чем-то его личность осталась загадкой. Поэтому экспозиция дополнена еще и книгами о художнике, фильмом, посвященном его жизни и творчеству, который показывается в импровизированном кинозале за перегородкой. Там же находится интерактивная панель с доступом к ресурсам Третьяковки. 

– Подобные выставки – это всегда маленький музейный подвиг: сложная логистика, сложное финансирование. Но так как выставка проводится в рамках национального проекта «Семья» при поддержке Министерства культуры России, мы ее осилили, – отметила на открытии заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Светлана КАПЫРИНА. – Очень хорошо, что выставка показывается в таком замечательном камерном пространстве, где, может быть, сначала покажется небольшой, и кого-то огорчит, что нет, например, привычной картины «Девочка с персиками». Но здесь много других прекрасных работ, много блестящей графики, и каждая работа достойна отдельного внимания. 

Выставка будет работать до 21 декабря. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/v-omsk-privezli-raboty-valentina-serova-iz-russkogo-muzeya-i-tretyakovki