В Омске появилась новая станция метро

Дата публикации: 23 марта 2020

Перезапуск омской подземки – часть таинственного «Проекта М». 

Те, кто спускается в подземный переход у библиотеки им. Пушкина, невольно притормаживают шаг. Внимание привлекают яркие картины и инсталляции. Вот желтые бочки, с написанным на них лозунгом: 

«Мы не пыль на ветру!»

Вот – огромное изображение обнаженной красавицы, завернутой в полиэтилен. С потолка свешиваются какие-то «медузы». Но главное – вместо надписи «Библиотека им. Пушкина» (так называлась станция несуществующего уже метро) появилась новая, яркая и жизнерадостная – «Садовники».

На прошлой неделе в омском метропереходе открылась выставка «Вертоград» – первая из восьми предстоящих арт-интервенций таинственного «Проекта М». С этим и связано временное переименование станции. Кстати, постарались над ней ребята из группы «Крепкий Палец».

Проект осуществляют профессиональные художники в количестве 13 человек, причем не только из Омска, но и из Челябинска, Екатеринбурга, Владивостока. Таким образом, они решили вдохнуть жизнь в почивший омский метрополитен, попутно напомнив о других мифах города. Первый из них – о городе-саде. Кстати, «вертоград» и есть устаревшее название сада, или виноградника.

– Омский миф о городе-саде родился из проблемы защиты от пыльных бурь, с которыми не могли справиться реки Омска, – говорят организаторы выставки. – Так возникла мысль искусственно засаживать город деревьями, чтобы создать преграды от буйства ветра. Находящийся на границе леса и степи, Омск поддерживает гармонию пространства. Это степной город, который грезит садами. Любой сад предполагает наличие садовника, который из природы делает культуру, не уничтожая при этом природы. «Проект М» воссоздает этот Сад здесь и сейчас, с его прошлыми четырьмя садовниками, которые раньше следили за городом: СверхКизюрин, СверхГензе, СверхКомиссаров, СверхПлотников. Вопрос о новом страже сада остаётся открытым. И «Проект М» приглашает всех желающих отыскать его. Возможно – в себе.

Многочисленные тексты, расположенные на стенах метроперехода, в цифрах и датах рассказывают историю озеленения Омска. Тут же расположены портреты легендарных агрономов и селекционеров, в разные годы осуществляющих это. Портреты сделаны как в челлендже (автор Генрих БЕФУС), так и в тех самых «сверх» образах (авторы Татьяна ЖАРОВА и Глеб РАКОВ). 

Покрытые бронзовой краской актеры, вернее, созданные ими образы, выглядят жутковато. Например, актер ТЮЗа Владимир КРУТОВ в образе Николая Алексеевича ПЛОТНИКОВА скорее похож на Кощея. 

Экспозицию дополняют и модные ныне интерактивные инсталляции, медиаарт, позволяющие сделать образ города-сада почти осязаемым и для каждого – индивидуальным. Вызывает опасение сохранность аппаратуры, но обещается, что за экспонатами будет неукоснительное наблюдение. А таблички рядом вежливо просят: 

«Обнаружив целую выставку в метропереходе, старайтесь ее не перемещать и не трогать». 

Хотя какие-то изменения возникли уже объективно. Например, та самая девушка в полиэтилене, символизирующая прорастающее семечко (?!), лишилась части ног. Дело в том, что семнадцатиметровая монументальная работа Валерия НЕЙДА перекрыла дверь служебного помещения, а это недопустимо.

Надо признаться, некоторые художники креативят на пустом месте, но все же радует, что молодые люди, и даже не омичи, интересуются историей города и хотя бы в таких экстравагантных формах напоминают о ней окружающим.

По мере прихода в Омск весны пространство будет оживляться перформансами и концертами, первые из которых состоялись уже на открытии выставки. Она проработает полтора месяца. А дальше нужно ждать новой арт-интервенции.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/v-omske-poyavilas-novaya-stantsiya-metro