В Омске появился белокурый Дон Жуан

Дата публикации: 14 марта 2022

Пьесу Мольера в театре «Галерка» поставил его ведущий актер. 

Легенда об испанском сердцееде, которого утащила в ад статуя убитого им на дуэли Командора, вдохновляла многих писателей и драматургов. К сюжету обращались Байрон, Пушкин, Гофман, Тирсо де Молина и в том числе Жан-Батист Мольер, написавший в 1665 году пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир». Она была впервые поставлена в его театре Пале Рояль.

Пьеса Мольера – увесистое сочинение в пяти актах. И конечно, в современном варианте неизбежны купюры, что и было сделано в омском спектакле. При этом добавилось много хореографии и даже сцена, которой нет у автора, – перепалка «невест» Дон Жуана.

Для постановщика спектакля Артема САВИНОВА это первый большой режиссерский опыт. Один из самых заметных актеров «Галерки» сегодня является студентом третьего курса режиссерского отделения Екатеринбургского театрального института (мастерская Николая КОЛЯДЫ). И, с одной стороны, в этой ситуации не хочется подвергать постановку жесткой критике, но с другой – человеку, постигающему новую профессию, полезно знать свои ошибки.

Спектакль получился в первую очередь лишенным стилистического единства. Режиссер должен быть строг и избирателен, четко понимая, чего он добивается. Артему сейчас хочется всего и сразу: высокой комедии и балагана, испанских танцев и российских приколов с гнутыми пальцами, образы театра дель арте и исполнителя главной роли, непременно похожего на Роберта ПЛАНТА. Танцы (балетмейстер-постановщик Евгения ТИМОШЕНКО), безусловно, вначале задают тон спектаклю, но потом их становится слишком много, они уже переходят в повторы. А белокурый Дон Жуан вызывает, мягко говоря, недоумение.

Другой немаловажный момент: постановщик с радостью позволяет актерам импровизировать, не слишком контролируя этот процесс. В результате каждый старается придумать какую-то фишку, не оглядываясь на общую линию. Порой это бывает и весело, и остроумно, но подобная эклектика делает конструкцию спектакля чрезвычайно шаткой.

Как, в общем-то, и рассыпается на части образ Дон Жуана (Александр АНДРИАНОВ), не слишком убедительный с самого начала. Смешной, напыщенный блондин-хохотун в кружевах и перьях, готовый любить всё, что шевелится – таким он появляется в первом действии. В то, что такое недоразумение может безотказно привлекать дам любых сословий, не верится совершенно. Дон Жуану ведь даже не обязательно быть красивым – нужно быть страстным и искренним (каждый раз, с каждой новой женщиной) и, конечно же, нести в себе яркое мужское начало, что напрочь отсутствует в омском Дон Жуане.

Во втором действии герой утрачивает легкомыслие и дурашливость. Зато в нем появляется другое: желчь, желание насмехаться над обществом и манипулировать им, используя его же пороки. По сути, он превращается в чудовище, которое уже играет не любовью, а чем-то большим. Но, к сожалению, и это перерождение получается не до конца выстроенным. Хотя посыл был неплохой.

Много вопросов и к оформлению спектакля. Зачем, например, делать комичным (в достаточно драматической сцене) образ доньи Эльвиры и заставлять актрису скакать на детской деревянной лошадке, буквально «на палочке верхом»? Достаточно было оставить звук галопа. Или лодки, которые актеры носят на поясе. Грех не использовать прекрасное техническое оснащение театра – поставить лодки на вращающийся круг, и эффект от сцены, в которой они задействованы, был бы потрясающим. Вообще, не стоит искать смех там, где его нет.

Четыре планшета с дверями – основные элементы сценографии (художник-постановщик Светлана ПУЗЫРЕВА) – почему-то выполнены в восточном стиле. Правда, когда они поворачиваются, на обратной стороне все же обнаруживается аскетичный испанский мотив, напоминающий иллюстрации к «Дон Кихоту». На героя романа Сервантеса точь-в-точь похож и Дон Луис, отец Дон Жуана (его играет сам Артем САВИНОВ), приехавший укорять сына за его распутное поведение. В отношениях отца и Дон Жуана прослеживается еще отголосок «Скупого рыцаря», где речь, конечно же, идет не о жадности и расточительстве (а в данном случае – о благородстве и распущенности), а о разности мировоззрений двух поколений. Этот момент, скорее чувственный, чем действенный, сыгран актерами очень удачно. Все-таки САВИНОВ-актер пока на две головы выше САВИНОВА-режиссера.

Постановочная группа называет свой спектакль «подвижным». Это естественно, потому что театр такой вид искусства, где ничто не зафиксировано навсегда без возможности изменений. В данном случае хочется пожелать, чтобы этих изменений было побольше и спектакль вырос, повзрослел, окреп и избавился от того, что его не украшает.

Фото © Омский драматический театр «Галерка»



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/v-omske-poyavilsya-belokuryy-don-zhuan