Василий БЕЛАН, которого мы не видели

Дата публикации: 08 августа 2022

Новое об известном омском художнике рассказывает выставка, организованная его дочерью. 

В Музее «Либеров-центр» открылась выставка графики Василия БЕЛАНА (1932–2002), посвященная 90-летию со дня его рождения.

Василий Никитович БЕЛАН – широко известный омский художник-шестидесятник, один из первых омских дизайнеров, признанный мастер акварели. Он начинал как живописец и был вполне успешным и здесь. Но по состоянию здоровья ему стало сложно выезжать на пленэры с тяжелым этюдником. Акварель чисто физически оказалась легче.

В экспозиции представлено около 20 работ из фондов музея. В основном это так называемый индустриальный пейзаж, удивительным образом опоэтизированный автором. Например, в акварели «Рабочее утро», написанной в нежных голубых тонах, мы видим лежащую на земле трубу, обдуваемую снежной метелью. Но зрелище завораживает. Кажется, что это портал в иные миры, и он неумолимо втягивает тебя внутрь вместе с вьюгой.

Летящий снег становится лирическим элементом и в работах «Станция Комбинатская, «Градирни» (охладительные башни ТЭЦ). Романтика дальних дорог ощущается в работе «Над тундрой», где таежный пейзаж показан через крыло самолета.

– Трудовые будни и героические свершения, жизнь простых тружеников и величие социалистического строительства, красота дикой природы и ее индустриальное преображение – это те темы, которые волновали автора, – говорит куратор выставки Юлия ДАНЧЕНКО. – В ряду современников, художник ставил перед собой значительные задачи и реализовывал их в акварели – традиционно камерной технике. Привлекают особое внимание ритмическое решение композиций, градации цветовой палитры. Они наполняют произведения автора современным динамичным звучанием.

В творческую мастерскую художника, в индивидуальные подробности изобразительного процесса дает возможность заглянуть подборка этюдов, предоставленных дочерью Василия Никитовича БЕЛАНА художником-бутафором театра «Арлекин» Дарьей АЛЕКСАНДРОВОЙ. Она признается, что, организуя эту выставку, хотела, чтобы посетители не в десятый раз увидели знакомые работы, а узнали об авторе что-то новое.

Многие этюды сделаны на стандартных листах, по размеру похожих на тетрадные. Оказывается, это изобретение самого художника.

– Василий Никитович любил такой формат, – рассказывает Дарья. – Он своими руками сделал несколько планшетиков из жести, и там всегда лежала плотная пачка нарезанной рисовальной бумаги. Несмотря на то, что он был большим мастером и достаточно уверенным в себе человеком, каждый сезон он, как правило, начинал именно с таких зарисовок на новых местах. Он не подходил сразу к большому листу, а делал пробные варианты, наброски.

В 1960-е – 1970-е годы художники часто выезжали в творческие командировки. В дальних поездках пользоваться акварелью не было времени и возможности, и тогда БЕЛАН рисовал прямо в блокноте карандашом или фломастерами. Кстати, подобное заграничное «чудо» появилось у него раньше всех в городе.

Пачка фломастеров Marvy Marker (между прочим, 24 цвета!) лежит сейчас в витрине. Как и коробка акварельных красок «Ленинград» с трогательной дарственной надписью. Эти краски на 60-летний юбилей подарили коллеги Василия Никитовича – супружеская пара Валентин КУКУЙЦЕВ и Любовь ЗОТИКОВА, тоже легендарные омские художники. А на мольберте с карандашным автопортретом висят знаменитые «белановские» очки. Подобные детали делают экспозицию очень теплой и личностной. 

Выставка будет работать в течение августа.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/vasiliy-belan-kotorogo-my-ne-videli