Спектакль удивляет неожиданными куклами и возвращает зрителей в детство.
В репертуаре Омского театра куклы, актера, маски «Арлекин» появился спектакль «Винни-Пух». Это уже третье обращение театра к книге Александра Алана Милна о похождениях плюшевого медвежонка. На этот раз известный московский театровед Алексей ГОНЧАРЕНКО сделал собственный перевод книги и написал инсценировку. По его словам, ему хотелось вернуть на сцену «смешную логику рассуждений и приключений действующих лиц и английский юмор».
Спектакль поставлен командой из Беларуси: режиссером Александром ЯНУШКЕВИЧЕМ, художником Екатериной ШИМАНОВИЧ и композитором Андреем ЕВДОКИМОВЫМ. Режиссер и композитор до этого уже успешно работали здесь над спектаклем «Скеллиг»..
Что сразу повергает в шок – это куклы. Образы Винни-Пуха и других обитателей сказочного леса складываются у многих по памяти от советского мультфильма, снятого Федором Хитруком в начале 1970-х. Может быть, у кого-то – по сериалу студии Disney. Персонажи спектакля «Арлекина» выглядят, мягко говоря, неожиданно.
Идея режиссера и художника такова, что Кристофер Робин (сын автора книги, которому она и была посвящена) то ли слепил свои игрушки из пластилина, то ли собрал из каких-то подручных средств. Винни-Пух в спектакле все-таки мягкая игрушка, хотя и похожая не на медведя, а на огромную жабу. Поросенок (Пятачок) тоже меховое создание, чей длинный нос проходит сквозь все тело и может выглянуть хоть спереди, хоть сзади, а при желании даже превратиться в пулемет.
Вот Кроликом, похоже, действительно стал бэг для гольфа с торчащими из него клюшками-ушами и лапами, сделанными из городошных фигур. И ослик Иа – некий спортивный снаряд, к которому прикрепили голову на шее-чулке.
Но в какой-то момент это перестает раздражать, и ты все больше втягиваешься в стихию игры и условности. В том, что это именно детская игра, нет сомнений. Ведь за каждым кукольным персонажем стоит выдумавший его Кристофер Робин в малиновой панамке и желтых гольфах. Поэтому и истории, происходящие с героями, столь невероятны и почти каждая обрывается внезапно: надоело играть во что-то одно – бросил, играешь в другое.
В общем-то, «Винни-Пух» – это спектакль, ставящий вопрос: куда уходит детство? Чудесная пора, когда можно «делать ничего» вместе со своими придуманными друзьями. Конечно, ответа на этот вопрос не существует.
В финале, взятом уже из другой книги Милна – «Дом на Пуховой опушке», Кристофер, уже предчувствуя уход своего детства и расставание с плюшевым приятелем, спрашивает его:
– Ты будешь помнить меня, когда мне будет сто лет?
– А сколько тогда будет мне?
– Девяносто девять.
И глаза начинает предательски щипать. Спасибо за то, что на час нам было позволено заглянуть туда, куда, казалось, нет возврата.
Фото © Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин».