Я/Мы преподаватели: от психически больных учеников до обвинений в харассменте

Дата публикации: 07 августа 2021

Эксперты бьют тревогу – педагогов пора защищать как класс. 

В июле Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» на базе Сибирского юридического университета провело круглый стол на тему «Проблемы туризма и организация детского отдыха».

— Я лично усматриваю неполноценность в регламентации организации детского отдыха как в плане защиты прав детей, так и прав самих организаторов. Пробелы в законодательстве необходимо устранить, – открыла мероприятие его модератор, председатель исполкома Омского отделения Ассоциации юристов России Елена БОГДАНОВА.

Юрий ВЛАСОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Омской академии МВД России отметил, что в вопросах организации детского отдыха актуальны две вещи – безопасность и интересность:

– Но если отдых будет безопасен, он скорее всего будет не интересен. А если будет интересен, то может быть не безопасен. Помните трагедию в Карелии, когда дети пошли на лодках? (В 2016 году на Сямозере во время шторма погибло 14 подростков. – Прим. авт.). Ответственных лиц привлекли к уголовной ответственности. Хотя, на мой взгляд, это был несчастный случай – синоптики обещали другую погоду, а там она меняется моментально.

Эксперт признался, что сам увлечен экстремальными сплавами, но его товарищ подкован в них куда лучше, а все потому, что начал постигать азы рафтинга в 13-14 лет. Современные же родители опасаются отдавать своих детей в подобные спортивные походы, и никакое усиление административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности кураторов не решит проблему:

– Правовая защищенность детей есть. Все статьи работают, многие составы преступлений учитывают их совершение именно в отношении несовершеннолетнего. В той ситуации сопровождающие делали все возможное, чтобы спасти детей, но никак не могли обеспечить полную безопасность. Формализация и повышение ответственности приведет к тому, что отдыха просто не будет, а детский лагерь превратится в лагерь в прямом смысле слова. Безопаснее всего сидеть внутри периметра, да. Но автомобили тоже объекты повышенной опасности, и никто из нас не застрахован от попадания в ДТП... Природная среда тем более опасна, это нормально. Для этого воспитатели, педагоги и проходят инструктаж по безопасности перед сезоном отдыха.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления ОмГПУ Ирина ЖУРАВЛЕВА подняла тему участившегося направления детей с физическими и психическими проблемами в детские лагеря, в то время как путевки рассчитаны на несовершеннолетних с нормальным развитием. С этой ситуацией сталкиваются студентки педа, которые летом идут работать вожатыми. ЖУРАВЛЕВА рассказала про конкретный пример: родители, чей старший ребенок был абсолютно здоров, категорически отказывались признавать наличие психических отклонений у младшего, вместе отправляя их в лагерь. Случаи сомнамбулического выхода в окно у последнего не заставили себя долго ждать. Девчонки-вожатые оказались вынуждены стелить старые матрацы у корпусов, чтобы ребенок не расшибся. Однако попытка найти общий язык с родителями больного увенчалась лишь скандалом и увольнением студенток. Проблема полного отсутствия регулирования положения, когда родители отказываются фиксировать инвалидность у своего потомка, осталась нерешенной.

Остро встает вопрос и половой неприкосновенности в таких условиях: дети с психофизиологическими нарушениями созревают сексуально быстрее, чем обычные. По печальной классике жанра несанкционированные попытки психически больных подростков устроить свою половую жизнь крайне редко афишируются и замалчиваются:

–К сожалению, в семейном законодательстве, Семейном кодексе вопросы, связанные с организацией детского отдыха, и досуга не регламентированы. Современные родители (причем независимо от возраста, социального статуса и уровня образования) игнорируют норму, которая гласит, что воспитание и образование детей – это их права и обязанности, перекладывая ответственность за это на педагогов, сотрудников лагеря и так далее.

ВЛАСОВ подчеркнул, что и взрослые люди законодательно бессильны перед маньяками, систематически совершающими одинаковые преступления, ссылаясь на собственную невменяемость. ЖУРАВЛЕВА добавила, что в случае с комиссиями, выносящими вердикт о состоянии ребенка и адекватности его поведения, их решения носят рекомендательный характер и как таковой силы не имеют – родители легко могут оспорить оценку профессиональных педагогов, психологов и докторов. А для назначения судебной экспертизы необходим факт совершенного преступления – то есть ни о какой профилактике правонарушений и речи не идет.

Председатель комитета по рынку труда, кадрам и образованию Регионального объединения работодателей Омской области Владимир САМОТОЙ предложил дифференцировать детские лагеря по степени риска – чтобы родители, одобряющие активный отдых своих чад, и контролирующие органы понимали, с какой организацией имеют дело. Участники мероприятия пошли дальше с идеей разделять детей и по уровню психического состояния – сейчас наличие справки о заболевании эпилепсией или шизофренией не препятствие для проживания в оздоровительном лагере, в специализированном заезде, например для детей, оставшихся без попечения родителей.

ЖУРАВЛЕВА посетовала, что современная политкорректность маскирует проблемы осторожными формулировками: не «дурное воспитание» или «педагогическая запущенность», а «гиперактивность»:

– Если четыре-семь лет назад малолетним детям дарили планшет или другой гаджет в три-четыре года, то сейчас это происходит уже в два года. То есть ребенок еще не умеет говорить, не имеет навыков социальной адаптации, но уже владеет средством для выхода в Интернет. Все это ведет к тому, повторю, что функции воспитания общество перекладывает на педагогов. Одна из моих студенток пришла ко мне в шоковом состоянии после окончания школьной практики. Ей заявила многодетная мать: «Я вам родила пятерых детей, вот вы их и воспитывайте». Нам родила?! А студентку даже вызывали к директору школы.

Социальный педагог БОУ г. Омска «Лицей № 137» Руслан КУРИЛО во всем винит социальную напряженность в обществе:

— Что бы ни случилось, люди требуют наказать виновного. Неважно, кто виновен на самом деле: ребенок, его сосед по койке, воспитатель или охранник. Пока общество не удовлетворяет свои социально-экономические потребности, оно всегда будет искать крайних.

Спикер поведал, как одним летом возил 27 детей в Политотдел, но ему потребовалось собрать такую уйму документов, что на второй подобный опыт просто не решится:

— Не потому, что я боюсь ответственности, а потому, что кто будет кормить моих детей, если какой-нибудь оболтус совершит глупость, а за это сяду я?

Вторая история была про спортивные успехи старшеклассницы, которую курировал КУРИЛО (он и физрук, и классный руководитель). Та завоевала первые места во всевозможных городских, региональных олимпиадах и была делегирована в Москву представлять Омск на федеральных соревнованиях. Ее наставник сопровождать семнадцатилетнюю девушку в столицу отказался – слишком высок риск быть обвиненным в харассменте. Коллегу КУРИЛО – заслуженного тренера РФ – от заключения спасли грамотные действия защитника: по словам педагога, попавшего в опалу, он отправился утешать спортсменку, проигравшую на соревнованиях и убежавшую рыдать в раздевалку. Та, не в силах справиться с горечью поражения и подростковым всплеском гормонов, обвинила наставника в домогательствах, и мужчина лишился всех регалий. Как было на самом деле, мы не знаем, но отсутствие в России института восстановления деловой репутации налицо, констатировал КУРИЛО:

– На сегодняшний день специалист системы образования – воспитатель, педагог, тренер, преподаватель – не защищен с правовой точки зрения ни от государства, ни от общественности. Мы, согласно законодательству, теперь оказываем «образовательные услуги». К сожалению, у нас нет профсоюза.

– Ситуация будет усугубляться, – поделился пессимистичным настроем ВЛАСОВ. – Только труд социализирует человека. Выпускнику же детского дома дают квартиру, дают деньги, он в любой институт попадет без конкурса. В него в принципе не закладывается необходимость все это отработать, он привыкает получать все просто так. В итоге в большинстве случаев окажется на зоне. У КУРИЛО нашлась еще одна ситуация из жизни – когда он выводил старшеклассников чистить снег, а один из мальчишек заявил, что его не имеют права заставлять работать. Директору пришлось собирать родителей, чтобы взять у них расписку с письменным согласием на участие детей в общественном труде для школы.

САМОТОЙ согласился со спикерами в том, что отсутствие обязательного труда негативно сказывается на развитии подрастающего поколения – особенно на учениках коррекционных школ и воспитанниках детских домов:

– Мы теряем детей, они уходят в гаджеты, отучаются думать самостоятельно, теряют навыки, которые у нас формировались годами. Создавая тепличные условия в системе образования, мы лишаем их права на развитие. В детских домах чисто, там вкусно кормят, есть тренажерный зал, у каждого свой телефон. Попав во взрослую жизнь, воспитанники понимают, что ничего не умеют, ничего не знают, но и не хотят учиться, у них отсутствует мотивация к профессиональной деятельности. Все было бы иначе, существуй профильные лагеря, создаваемые работодателем.

К сожалению, представители властей проигнорировали круглый стол и их мнение по обсуждаемым поводам неизвестно.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 июля 2021 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/yamy-prepodavateli-ot-psihicheski-bolnyh-uchenikov-do-obvineniy-v-harassmente