«Железный Андерсен», или Искусство прибавления

Дата публикации: 22 августа 2022

Камерная выставка масштабного художника открылась в музее «Либеров-центр». 

В Либеров-центре начала работу выставка «Миры и образы Александра Капралова». Произведения, обычно требующие большого пространства, на этот раз уютно разместились в достаточно скромном зале. В экспозиции представлены компактные скульптуры, а также графические листы – наброски к работам разных лет, серия «ню».

– Экспозиция яркая, хотя и камерная, – рассказала куратор выставки Галина ЛУЗЯНИНА. – И те герои, которые представлены здесь, конечно, располагают к разговору о том, что же такое вообще творчество художника, поскольку каждая скульптура несет в себе определенный смысл и определенную нагрузку. Александр Николаевич работает в технике сварного металла – это тот необычный вид скульптуры, который называется искусством прибавления. Традиционно скульптор отсекает что-то от материала, здесь он добавляет на каркас различные формы, детали, которые в конечном итоге рождают образы. И образы эти во многом непредсказуемы даже для самого автора, поскольку человек он творческий, с большой фантазией. Александр Николаевич у нас такой «железный Андерсен», папа Карло, который не только создает своих героев, но и наделяет их душой.

Человек, поймавший себя в мышеловку или проросший сквозь нее; отпустив руль, «летящий» на велосипеде; примеряющий шлем героя, который велик настолько, что накрывает его по пояс – философские образы, сколь знакомые, столь и неоднозначные. Многие кочуют у КАПРАЛОВА из работы в работу, создавая уже какую-то историю. 

Автор легко путешествует по эпохам, соединяя и перемешивая королей и современных политиков, пилигримов на моноцикле и шутов с мегафонами. Его железные притчи всегда увлекательны, может быть, тем, что рассказывают нам о нас. Они наделены добродушной иронией, тонким юмором, гротеском.

Созданные из достаточно грубого материала, скульптуры КАПРАЛОВА удивительно воздушны. Многие фигуры держатся буквально на кончике пальца. Главное – правильно отцентровать скульптуру, делится секретом мастер, то есть определить центр тяжести. В редких случаях просто помогает массивная подставка.

Среди графических листов на выставке есть совершенно уникальная работа – карандашный рисунок 1989 года. Это зарисовка из серии «Старый Тобольск». Таких было штук 15, но все уже кому-то подарены или утеряны, признается автор, поэтому он даже сам был удивлен. Но вот музей сохранил одну из них, и зрители могут увидеть сейчас раннего, совершенно неузнаваемого КАПРАЛОВА.

Вообще же творчество художника известно не только в нашем регионе, но и за его пределами – уличные скульптуры авторства Александра Николаевича есть во многих городах. На вернисаже, кстати, оказалась гостья из Красноярска Татьяна КОЛЕСНИЧЕНКО.

– Я здесь проездом, просто случайно повезло попасть на выставку, – поделилась она. – Хорошо знаю, что значит для художника открытие любой выставки, какой бы по счету она не была. Поэтому поздравляю автора и желаю ему творческих успехов. Я в восторге от увиденного. Вообще, мне очень понравился Омск, в котором я впервые. Я под большим впечатлением и от города, и от людей. И понимаю, что всё это, наверное, вдохновляет на такие замечательные работы.

Экспозиция называется «Миры и образы Александра Капралова». Действительно, каждая работа скульптора – целый мир, в устройство которого хочется вникать, законы которого постигать. И выставка приглашает зрителей к этому созерцательно-мыслительному процессу. Она будет работать до 17 сентября.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/zheleznyy-andersen-ili-iskusstvo-pribavleniya