Звучание блистательного века: спектакль омской драмы нужно не смотреть, а слушать

Дата публикации: 24 марта 2021

Трагедия жизни, облеченная в прекрасные поэтические грезы, – наверное, это то, что являют собою несколько переломных десятилетий российской культуры, называемые «серебряным веком». 

На прошлой неделе в Омском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Блистательный Санкт-Петербург» (16+) в постановке главного режиссера театра Георгия ЦХВИРАВЫ. Необычно то, что это поэтический спектакль. Он состоит из стихов поэтов серебряного века и не имеет единого сюжета.

На пятачке камерной сцены, почти лишенном какого-либо оформления, – трое в черном: актеры Олег ТЕПЛОУХОВ, Егор УЛАНОВ, Леонид КАЛМЫКОВ. И если чтецкий талант первого хорошо известен, то виртуозную работу со словом двух остальных зрителям предстоит с удовольствием оценить.

То же самое и с поэтами: имена Осипа МАНДЕЛЬШТАМА, Николая ГУМИЛЕВА, Саши ЧЕРНОГО и Игоря СЕВЕРЯНИНА у всех на слуху, а вот Николай АГНИВЦЕВ для кого-то может стать открытием. Хотя «Блистательный Санкт-Петербург» – как раз название сборника его стихов. И с них начинается спектакль:

Ужель в скитаниях по миру
Вас не пронзит ни разу, вдруг,
Молниеносною рапирой
Стальное слово «Петербург»?
Ужели Пушкин, Достоевский,
Дворцов застывший плац-парад,
Нева, Мильонная и Невский
Вам ничего не говорят?

Свой спектакль Георгий ЦХВИРАВА посвятил Юрию ТОМАШЕВСКОМУ, актеру и режиссеру, в 1980-е годы основавшему тогда еще в Ленинграде театр-студию «Приют комедиантов». Первой постановкой был его собственный спектакль-концерт «Блистательный Санкт-Петербург», так же основанный на поэзии серебряного века.

Собственно, Петербург мелькает сейчас в строках лишь в начале. Дальше географическая принадлежность не так важна. Тем более, что она уже распространяется до Испании и стран Востока (подобные мотивы характерны для авторов начала XX века, видимо, стремившихся убежать от проблем, назревающих в обществе). Главным становится именно этот аромат увядания прекрасного диковинного цветка – так можно описать настроение эпохи модерна, когда социальная депрессия вдруг рождает в искусстве ярчайшие метафоры, тончайшие оттенки смыслов, уход в мистицизм и философию.

Сюжеты звучащих в спектакле стихов то ироничны и почти гротескны, то лиричны, то наполнены фантастическими образами. Актеры читают их по очереди и вместе, образуя дуэты и трио. Эмоциональная «партитура» очень точно разложена на характерные возрастные состояния. Едкий сарказм многое повидавшего и уже всем пресытившегося человека – у Олега ТЕПЛОУХОВА. Пульсирующая, горячечная страсть молодого мужчины – у Егора УЛАНОВА. Юношеские амбиции, еще смешные, еще неловкие поиски чувств – у Леонида КАЛМЫКОВА.

Спектакль дополняется музыкой в исполнении Светланы ШИРОКОВОЙ (скрипка), Сергея ХАРСЕЛЯ (флейта), Сергея СУВОРОВА (контрабас), Александра ВАЛЬТЕРА (джембе и калимба). Автор музыки – Виктория СУХИНИНА. Она же исполняет партию на фортепиано и пару раз неожиданно подает реплики.

У поэта Игоря СЕВЕРЯНИНА есть стихотворение «Увертюра», подарившее нам бессмертный фразеологизм «ананасы в шампанском» (символ богемной роскоши). Оно тоже звучит в спектакле. Приверженец радикальных словообразований, СЕВЕРЯНИН здесь, пожалуй, как нигде потрясает воображение слушателей:

Стрекот аэропланов, беги автомобилей,
Ветропросвист экспрессов, крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован, там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров.
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

Трагедия жизни, облеченная в прекрасные поэтические грезы, – наверное, это то, что являют собою несколько переломных десятилетий российской культуры, называемые «серебряным веком». И новый спектакль драмтеатра – объяснение в любви тому странному, короткому и прекрасному времени.

Фото © Омский академический театр драмы



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/zvuchanie-blistatelnogo-veka-spektakl-omskoy-dramy-nuzhno-ne-smotret-a-slushat