Связь эта была столь явной, что лихачи, устраивая где попало состязания в верховой езде, запросто давили прохожих и зевак. Давили так часто, что ужаснувшийся обилию подобных донесений государь Александр III повелел построить для сибирских сорвиголов ипподром в Омске.
Cпустя некоторое время прохожих стали давить автомобили, а всех омичей, для кого лошадка оказалась незаменимой страстью, объединило детище царя-миротворца на территории в 10 га. Дефицит пива, а точнее мудрость дирекции омского ипподрома, на излете советской власти добившейся разрешения на продажу напитка во время скачек, сделало этот спорт еще более любимым. Зарплата наездника в те времена была на сто шестьдесят рублей больше, чем у главы омских коммунистов Александра МАНЯКИНА.
Сейчас лошадка — бизнес, а работник ипподрома — фанатик-энтузиаст (зарплата наездника — 80 рублей за одну подопечную лошадь в сутки). Купив молодняк за пятнадцать тысяч рублей, коммерсант через некоторое время — если, конечно, скакун проявит себя не с худшей стороны (результаты всех заездов обязательно фиксируются в паспорте лошади) — может выручить за него пятьдесят. Дальше — больше. Самая дорогая частная лошадь, которая находится на содержании омского ипподрома, стоит триста пятьдесят тысяч рублей. Средняя цена скакуна в Омске — сто тысяч.
Испытания — так официально называются бега и скачки — проходят каждую субботу с конца мая до начала октября. Между небольшими группами цыган и казахов, являющихся основными конезаводчиками, можно насчитать человек пятнадцать истинных болельщиков, оставшихся верными ипподрому с пивных времен. Но их ряды постепенно редеют: молодежи не до лошадей. Пропал и тотализатор. Болельщики с трудом выкраивают раз в неделю шестьдесят рублей на билет.
Возможно, народу на испытаниях было бы больше, проходи они в воскресенье (суббота не устраивает цыган, занятых в этот день торговлей), но директор ипподрома убежден, что воскресенье — религиозный праздник. Несмотря на спад общественного интереса к бегам и скачкам, лошади с омского ипподрома 27 августа заняли шестое место на соревнованиях в Казани, посвященных ее тысячелетию. Это в масштабах России очень хороший результат. Возможно, к миллениуму еще какого-нибудь города ипподромные лошадки займут и более высокое место, если дорогу омскому ипподрому не перейдет компания «Титан», по слухам, решившая параллельно продаже BMW заняться разведением скаковых пород лошадей.
Василий АЛЕКСАНДРОВ