Игорь ШУМАКОВ, начальник-главный конструктор ФГУП "КБ транспортного машиностроения": "Если бы на ВТТВ-2007нам разрешили продемонстрировать все наши разработки, то это стало бы выставкой достижений КБТМ"

Дата публикации: 02 октября 2006

В конце августа генеральный директор Уралвагонзавода Николай Малых заявил, что его предприятие возглавит создаваемый бронетанковый холдинг, а омское КБТМ войдет туда в качестве филиала. В преддверии Дня машиностроителя корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ встретился с начальником-главным конструктором КБТМ Игорем ШУМАКОВЫМ и побеседовал с ним о проблемах и перспективах как самого КБТМ, так и Омстрансмаша.

— После вхождения в холдинг КБТМ потеряет самостоятельность?

— Бронетанковый холдинг будет создан, и КБТМ туда войдет — такое решение приняло Федеральное агентство по промышленности, подготовлен системный проект. В холдинг предполагается включить 16 предприятий, но все они сохранят свою юридическую и финансовую самостоятельность. Конечно, объем продукции, выпускаемый «Уралвагонзаводом» несопоставим с объемом КБТМ, но это не значит, что мы становимся филиалом. Омсктрансмаш не входит в их число, потому что находится в процедуре банкротства. Список предприятий холдинга может меняться в зависимости от тех задач, которые будет ставить перед ним основной заказчик (МО РФ).

— Ваше КБ всегда рассматривалось как составная часть Омсктрансмаша, что же позволило ему избежать банкротства?

— В 2008 году КБТМ исполнится 50 лет, и все эти годы конструкторское бюро было самостоятельным юридическим лицом. Нашей задачей было как обеспечение серийного производства военной техники, выпускаемой Омсктрансмашем, так и разработка новых изделий для МО РФ. В 90-х годах, после прекращения серийного производства техники на заводе и резкого сокращения гособоронзаказа на научные разработки, КБТМ осталось не у дел и сидело на голодном пайке. Чтобы выжить, пришлось искать свою нишу. Мы стали производить не только бронетанковую продукцию, но и продукцию для других видов сухопутных войск. Так, инженерную технику традиционно выпускали на Украине, которая стала заграницей, КБТМ взяло на себя эту тематику и постепенно стало головным российским предприятием по разработке инженерной техники.

Разноплановость наших разработок дала возможность для маневра и позволила выжить. Все наши разработки не имеют аналогов в мире, КБ всегда ставит планку превзойти уже существующие модели. Кроме новых разработок КБТМ всерьез занялось модернизацией старой техники. Хотя по-прежнему преимущественно работаем на российскую оборону, но начали делать ставку и на иностранных заказчиков, ведь наши танки поставлялись более чем в 50 стран мира. Работы проводились по двум направлениям: серийная продукция и разработка новой техники для нужд МО РФ и экспортные поставки. За последние три года удалось выполнить президентскую программу по удвоению ВВП и почти утроить объем выпускаемой продукции. В настоящее время загрузка оборудованияна отдельных участках сотавляет 90%.

— А почему успехи КБТМ не афишируются?

— Если бы на ВТТВ-2007 нам разрешили продемонстрировать все наши разработки, то это стало бы выставкой достижений КБТМ. Кроме оборонных, у нас немало гражданских разработок и опытных образцов, только вот маркетинг проводим недостаточно. Так, мы бюро создали уникальную машину для заворачивания металлических свай, но она оказалась невостребованной из-за резко возросшей стоимости металла. В настоящее время осуществили доработку для заворачивания железобетонных свай, но нужно доказать потенциальным покупателям, что эта продукция им нужна. У строителей есть стереотип мышления и боязнь переходить на новые технологии, а вот от нефтяников небольшие заказы уже есть.

Вездеход на воздушной подушке — тоже наша разработка. Люди, которые его создавали, работали в нашем КБ. Первый образец тоже создан у нас. Разработчики создали свое предприятие — ООО «ТВЦ „СибВПКнефтегаз“ и самостоятельно освоили выпуск вездеходов, причем они очень хорошо поработали и далеко ушли вперед. Но им не хватает производственных площадей, завод и КБ предложили им сотрудничество по дальнейшей работе над вездеходом, чтобы наладить серийное производство. Собираемся выделить им в аренду участок и обеспечить конструкторское сопровождение.

У нас есть перспективные инженерные разработки. К примеру, плавающие средства — паромы, транспортеры, которые могут перевозить до 18 тонн, а то у нас при паводках людей до сих пор на лодках спасают. Также разработаны уникальные безопорные мосты. Для развития гражданской тематики нужны новые площади, оборудование, оборотные средства, чего у нас не хватает.

— Разработанный КБТМ танк „Черный орел“ так и остался опытным образцом?

— Есть разработки, которые опережают свое время. „Черный орел“ — это глубокая модернизация танка Т-80, он еще будет востребован. Часть заложенных в него идей уже воплощена при модернизации техники, находящейся в войсках. Танк Т-80У имеет более 20 тысяч изменений по сравнению с Т-80, и сколько их еще будет, сложно сказать. Жизненный цикл танка — десятки лет, за счет модернизации. В настоящее время значительно улучшены все основные характеристики танка подвижность, защищенность, огневая мощь. Нас критикуют только по одному параметру — мало место для экипажа, но по оценке зарубежных заказчиков, которые тестировали наш Т-80 У, в танке можно бесперерывно находиться почти двое суток. Можно в них, конечно, и биотуалет сделать, но главная задача — обеспечить превосходство над противником и самому выжить. Вернуться с поля боя живым и здоровым гораздо важнее, чем комфорт.

— Много ли кадров безвозвратно потеряло КБТМ в сложные для него годы?

— В середине 90-х, когда КБТМ голодало, была серьезная потеря людей, но сейчас вышли на оптимальный кадровый состав. Если в основном в оборонной промышленности средний возраст работников далеко за 50 лет, то у нас — 47-48 — это самый продуктивный возраст для конструкторов. КБТМ стало кузницей кадров конструкторов для предприятий Омска и Омской области. К нам постоянно приходят выпускники технических вузов, в течение 2-3-х лет набираются опыта, а потом уходят в частные структуры, где платят больше. Сейчас у нас невысокая заработная плата, особенно у молодых конструкторов, конечно, повышаем и будем ее повышать, но пока с мелкими частными предприятиями нам тягаться сложно.

Но у нас остаются приверженцы КБТМ, которые верят, что мы разовьемся и будем получать достойную заработную плату. Четыре наших молодых конструктора удостоены президентской стипендии, несколько человек признаны лучшими инженерами и конструкторами года. Как бы ни развивались события, есть уверенность, что КБТМ и в дальнейшем будет существовать.

— А в отношении Омсктрансмаша такая уверенность есть?

— К сожалению, по Омсктрансмашу до сих пор нет четкой позиции со стороны собственника. В октябре заканчивается срок конкурсного производства, к этому времени государство должно решить, что будет с заводом дальше. В последние годы КБТМ взяло на себя функции заказчика по линии Минобороны, которое авансирует 40 % от стоимости заказа, основную часть которого выполняет Омсктрансмаш. Для завода было много проектов и заказов, но, пока завод находится в процедуре банкротства, у покупателей нет уверенности, что авансированные ими деньги не уйдут кредиторам, поэтому заключения договоров не происходило. За три года банкротства оборотные средства полностью вымыты, вследствии чего загрузить производство достаточно сложно.

— Прошлой осенью Омсктрансмаш и КБТМ едва не разморозились из-за плохой подготовки к зиме, а как сейчас обстоят дела?

— Готовность пока средняя, работы ведутся, но не в том объеме, в котором нужно, из-за недостатка средств. В настоящее время подготовка к зиме идет более интенсивно, чем в прошлом году. Если форс-мажора не будет, в зиму войдем нормально.


— В этом году — 65 лет, как танковый завод в Омске, эту дату как-то отмечают?

— Отмечать юбилей когда завод больше чем наполовину стоит — издевка над коллективом. С 1 сентября по решению арбитражного суда все имущество Омсквагонзавода вернулось на Омсктрансмаш. Вместе с ним вернулись более тысячи работников, но обеспечить их работой достаточно сложно в короткий период. Но в то же время завод сохранил необходимое оборудование и производственные площади для выпуска танков. Мы понимаем, что такого заказа на производство танков, как в советские годы, уже не будет, а в необходимом количестве готовы выпускать. Для литья брони есть электропечи, если потребуется, можно и мартен восстановить.

— Если Омсктрансмаш все же выставят на продажу, сможет ли отдельно существовать КБТМ?

— Отделиться от завода мы можем хоть завтра, выделить свою территорию и проходную нет проблем, только вот зачем и кому это нужно. Будем надеяться, что этого не произойдет.

— Когда на „Полете“ была долгая задержка зарплаты, его работники перекрывали улицу Богдана Хмельницкого. Трансмашевцам должны более 150 млн рублей, но они терпят и железную дорогу не перекрывают. Почему?

— В последний год мы хоть небольшую заработную плату, но платим заводчанам. Те, кто работают, получают прилично, все остальные — по остаточному принципу. Чтобы нормально существовать, платить новую заработную плату и рассчитываться по долгам, Омсктрансмаш должен производить продукции не менее чем на 100 млн рублей в месяц, пока это нереально. Как сказали бы медики, в последние годы у завода стабильно тяжелое состояние. Многие из тех, кто ушел с завода, готовы вернуться, если начнем стабильно платить, потому что с заводом связана вся их жизнь, они выросли на заводе и помнят лучшие времена. А у тех кто остался, терпение не беспредельно.

— Будете ли отмечать свой профессиональный праздник?

— На Омсктрансмаше не до праздника, а КБТМ отмечать его будет трудом. Сейчас заказов хватает, даже по субботам работаем. Когда есть работа — это лучший праздник. К нам приходят поздравления от коллег с других городов, поздравили нас и руководители Федерального агентства по промышленности. В КБТМ будет издан праздничный приказ о поощрении лучших работников. Хочу поздравить омских машиностроителей с праздником, выразить надежду на продолжение долгосрочного сотрудничества и пожелать эффективной производственной деятельности.

— Ну, а чем свободное время занимаете?

— Летом люблю рыбачить, зимой — кататься на лыжах. В прежние годы в отпуск ходили с друзьями по Иртышу на катере на Север — за Усть-Ишим и даже за Тобольск. Вот где рыбалка! Но в последние три года выезжать не получается. Люблю приключенческую литературу, только вот времени на чтение все меньше и меньше.
Игорь Константинович родился 8 апреля 1951 года в Омске. Окончив среднюю школу № 19, поступил в Омский политехнический институт на машиностроительный факультет. После окончания института решил связать свою судьбу с армией, службу начал в звании лейтенанта в мотострелковом полку. Спустя пять лет поступил в Академию бронетанковых войск в городе Москве. В 1980 году после окончания академии был направлен на завод им. Октябрьской революции (ныне Омсктрансмаш) военным представителем.

В 2001 году по окончании военной службы остался работать на Омсктрансмаше, занимал должности помощника генерального директора, заместителя генерального директора по безопасности и качеству. В 2003-м назначен начальником-главным конструктором ФГУП „КБТМ“, с сентября 2005-го — параллельно исполнительный директор Омсктрансмаша.

Имеет звание полковника, награжден правительственными наградами.

Женат, двое детей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/09/37/118453