Событие № 11. «М. Видео», "Эксперт" и "Техносила" намереваются занять 60% доли на рынке, на оставшиеся 40% претендует "Эльдорадо"

Дата публикации: 10 января 2008

В прошлом году омский рынок бытовой техники потрясли большие перемены. В город пришли крупнейшие федеральные игроки — «М. Видео», «Эксперт», а затем и «Техносила», новые гипермаркеты открыла сеть «Эльдорадо». Экспансия федералов вызвала смятение в рядах местных ритейлеров. Так, прекратила свое существование старейшая местная сеть «Телетекст», закрылись монобрэндовые салоны LG и Samsung, «Технопарк» стал «Технософией», а «Электронный рай» ликвидировал небольшие магазины и вслед за федералами продолжил развитие в крупном формате гипермаркета.

Да пребудет с нами «Техносила»

Из новичков-федералов в 2007 году первой в Омск пришла компания «Эксперт» — 13 января начал работу магазин челябинской сети площадью около двух тысяч кв. метров. Как сообщал тогда в интервью «КВ» директор омского филиала компании Александр АФОНИН, программа-минимум для «Эксперта» — в 2007-2008 годах занять около 20% рынка омского рынка бытовой техники и электроники (БТЭ). Сеть предполагала до конца прошлого года открыть еще два гипермаркета. Следующий магазин «Эксперт» площадью около трех тысяч кв. метров должен был появиться в здании реконструируемой табачной фабрики по Красному пути. Однако этим планам сбыться не удалось — в компании-застройщике торгово-офисного центра «КВ» сообщили, что на «табачке» откроется гипермаркет казанской сети DOMO, до сих пор представленной в Омске двумя магазинами. Как отметил впоследствии глава омского «Эксперта» Александр АФОНИН, когда открыто заявляешь о своих планах, на твое место появляется другой арендатор. «Кроме того, нам не удалось воплотить свои планы из-за несоблюдения заявленных сроков строительства в Омске торговых объектов, — добавил он. — В следующем году мы проанализируем и исправим свои ошибки. „Эксперт“ в Омске показывает ежемесячный прирост, и в 2008 году мы займем свои 15% рынка».

Вслед за «Экспертом» в Омск пришла федеральная сеть «М.Видео», которая работает в схожем формате, позиционируя себя как сеть-специалист и делая акцент на качество и известность предлагаемых брэндов. До 2009 года «М.Видео» намеревается открыть в областном центре еще два гипермаркета. К этому времени компания предполагает занять 25% местного рынка.

Старожил из представленных в Омске федеральных сетей, — компания «Эльдорадо» — в прошлом году еще больше укрепила свои позиции лидера. Как рассказал «КВ» директор Сибирского филиала компании «Эльдорадо» Иван УСТИНОВ, сегодня в Омске действуют пять магазинов сети общей площадью более 14 100 кв. метров. В 2008 году предполагается открытие еще от одного до трех объектов. Напомним, что летом компания «Эльдорадо» запустила в новом ТЦ «Триумф» на улице Березовского, 19 гипермаркет площадью свыше 3 500 кв. метров. 12 декабря состоялось открытие обновленного магазина «Эльдорадо» по улице Комарова — магазин, изначально занимавший площадь около 1 500 кв. метров, теперь расширен до 3 500 квадратов.

— Доля «Эльдорадо» на омском рынке в середине 2007 года доходила до 40%, и мы намерены только ее увеличивать. По итогам 2007 года доля будет приближаться к 45%, — говорит Иван УСТИНОВ. — А в первом квартале 2008 года в Омске состоится открытие еще одного магазина площадью 2 000 кв. метров. Конкуренция на омском рынке высока, однако нас она не пугает. Мы с 1996 года присутствуем в городе и хорошо знаем местную специфику.

По мнению г-на УСТИНОВА, в 2008 году перенасыщения местного рынка БТЭ не наступит, а конкуренция приводит, наоборот, к росту спроса. Интересно, что к концу 2008 года «Эльдорадо» планирует построить и сдать собственный торговый комплекс общей площадью 24 тысячи кв. метров. Он появится на Левобережье в поселке Новая Чукреевка, инвестиции в проект составят млн.

Но в конце прошедшего года главным событием на местном рынке стал приход федеральной сети «Техносила», открывшей 12 декабря в левобережном ТРЦ «АТ-Маркет» магазин с торговой площадью 2 500 кв. метров. В недалекой перспективе новички планируют открыть в Омске не менее 5-7 магазинов, вторая «Техносила» заработает примерно через полгода. Как сообщают в компании, к 2011 году число магазинов может достичь 11, а в планах компании — занять не менее 15% омского рынка.

В 2008 году ожидается приход в Омск последнего федерального оператора БТЭ из «большой четверки» — сети «МИР». Как известно «КВ», он ведет переговоры о возможном открытии своего магазина в строящемся комплексе «Кит-Интерьер» по улице 10 лет Октября.

Омичи закрываются и меняют названия

Растущее давление федеральных сетей прибавило на омском рынке нервозности. Чего стоят скандальные маркетинговые акции представителей сетей «Эльдорадо» и «DOMO» у порога открывающегося магазина «М.Видео» с раздачей листовок и купонов с теми же сроками распродаж и ценами, что и у нового гипермаркета. А в декабре в изоляции оказался магазин электроники «Позитроника» на Красном пути — здание огородил забором новый владелец «Сибзавод Центра», напомним, что предприятие выкупила фирма «Траст-инвест», по информации СМИ, близкая к компании «Эльдорадо», магазин которой находится по соседству.

Обострившаяся конкуренция сильно изменила положение омских сетей и магазинов БТЭ, многие из которых сдали свои позиции. Прекратили работу монобрэндовые салоны LG и Samsung. Закрыла один из двух магазинов сеть «ТелеМир», закончила свое существование местная сеть «Телетекст», одна из старейших в Омске.

«Фирма „Телетекст“ умерла, последние дни доживаем», — сообщили «КВ» в офисе этой компании. С сентября на месте «Телетекста» по проспекту Маркса, 38 работает новый магазин LG, другое здание на Красном пути, 83 заняла новосибирская сеть «Сибвез». А на месте левобережного магазина «Телетекст» в здании бывшего шестого таксопарка осенью открылся несетевой магазин бытовой техники «Технодом». «Омичи по-прежнему отдают предпочтение местным представителям, единственное, чем берут федералы — огромные площади, но у них много мелочи и покупателю трудно сделать свой выбор, — считает директор магазина „Технодом“ Игорь АЛЕКСЕЕВ. — Мы же предлагаем основные мировые брэнды, а торговыми марками, которые имеют тяжелый сервис в городе и к которым долго поставляются запчасти, не занимаемся». Однако и г-н АЛЕКСЕЕВ говорит, что все же почувствовал небольшой отток покупателей в связи с открытием на Левом берегу «Техносилы».

А в конце года мы стали свидетелем ребрэндинга другого старейшего омского игрока — «Технопарка». По сообщению местных СМИ, компании вчинили иск на пять млн рублей, поскольку «Технопарк» — это национальный проект. Данный товарный знак уже зарегистрирован, поэтому его использование незаконно. В итоге 24 ноября омский «Технопарк» стал «Технософией». «Для нас 2007 год был довольно хорошим, пока больших изменений на рынке не видим. Мы в основном конкурировали с омскими компаниями, москвичи нас немного двигают, но не в такой степени, чтобы для нас это было ощутимо, — рассказала „КВ“ начальник отдела маркетинга сети магазинов „Технософия“ Ирина СЕНЬКОВА. — На данный период времени считаю, что гипермаркеты не потеснят омские сети, потому что если люди решают купить бытовую технику, они идут в специализированный магазин. А в огромных гипермаркетах покупки более спонтанные». По словам Ирины СЕНЬКОВОЙ, открытие новых магазинов в сети «Технософия» пока не планируется.

В поисках новых форматов

Сильные омские игроки, например сеть «Электронный рай», отказываются занимать нишу узкоспециализированных магазинов и копируют крупный федеральный формат гипермаркета. В прошлом году «Электронный рай» уже закрыл два небольших магазина формата «у дома» по проспекту Маркса. Некоторые разрабатывают свои оригинальные концепции. Например, в городе заявила о себе сеть магазинов уцененной бытовой техники «ДаромБыт» с лозунгом «Комиссионка возрождается».

А омская компания «Домотехника» решила создать собственную торговую сеть «ТехноДиво». Сегодня в Омске работает склад-магазин бытовой техники «ТехноДиво» на 3-м Разъезде (20 лет РККА, 300), второй магазин одноименной сети открылся 15 декабря на Левом берегу в ТК «Лето» по улице Дианова, 3/1. Кроме того, магазины сети имеются в Русской Поляне, Саргатке, Таврическом, Таре и планируется открытие еще одного объекта в области.

— Основа нашей стратегии — доступные цены, которые мы приближаем к оптовым, — говорит руководитель отдела рекламы Группы компаний «Домотехника» Егор КРИВОЙ. — Мы работаем напрямую с производителями бытовой техники, что позволяет избежать лишней накрутки на товар. В магазине присутствуют все основные ниши и ассортиментные позиции, имеются и свои собственные брэнды, как у большинства крупных федеральных торговых сетей. Например, мы являемся владельцами торговых марок «Умелица» (под ней продаются жарочные шкафы и другая бытовая техника для дома) и PowerFactor (это в основном электроинструмент). Производители техники есть и в России, и за рубежом, в том числе в Китае.

Кроме того, особенность концепции новой сети — отказ от скидок, подарков и распродаж, поскольку «ТехноДиво» цены на бытовую технику и так старается держать низкими.

Что касается прочих омских несетевых магазинов бытовой техники, по мнению участников рынка, они не выдержат конкуренции с федеральными сетями. Сосуществование возможно только в отдельных сегментах и специализированных нишах. В качестве примера можно привести магазин «Лаборатория звука».

— Идет процесс перерастания рынка в качественный формат, когда определяющую роль играет тот, кто может предложить более низкую цену или качественный сервис, — говорит генеральный директор ГК «Regional Real Estate» Дмитрий САПУНОВ. — Кроме того, при работе в формате гипермаркета с увеличением площади и предоставлением более широкого диапазона товаров оборот с квадратного метра увеличивается. Поэтому магазин бытовой техники в формате «у дома» не эффективен. Сложная техника и электроника не являются товаром импульсного спроса. Это осознанная покупка, за которой клиент скорее всего поедет туда, где есть большой выбор.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/01/1/423281