Несбыточная ТЭЦ-6

Дата публикации: 16 апреля 2008

Студенты меня иногда спрашивают: «Что это за объект такой — ТЭЦ-6? Уже три десятка лет говорят о нем, а ТЭЦ-6 так и не появляется». Да, этому объекту очень не повезло. О нем заговорили накануне перестроечного процесса в стране. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1979 года, касающегося развития Омска, предусматривалось, наряду с другими мероприятиями, строительство ТЭЦ-6 на левом берегу Иртыша с вводом в эксплуатацию первого энергетического блока в 1983 году.

Несбывшаяся перспектива

В действовавшей на тот период схеме теплоснабжения Омска предусматривался значительной рост тепловых нагрузок в левобережной части города на перспективу. Одновременно планировалась ликвидация около 300 мелких неэкономичных котельных для улучшения экологической ситуации в городе, а также вывод из эксплуатации ТЭЦ-2 в 2000 году с вводом соединительной тепломагистрали ТЭЦ-5-ТЭЦ-2. Но большинство этих планов так и осталось на бумаге.
В 1986 году был открыт титул на строительство ТЭЦ-6, генеральным проектировщиком выступило Среднеазиатское отделение ВНИПИэнергопрома. В соответствии с приказом Минэнерго СССР была предложена установка шести пылеугольных котлов паропроизводительностью 500 тонн пара в час каждого и трех турбин мощностью 185/225 тысяч кВт каждая. В качестве топлива предусматривался экибастузский уголь. Но, к сожалению, был упущен выгодный момент — потеряно 8-10 лет, а в 90-х годах при спаде промышленных тепловых нагрузок и резком замедлении жилищного строительства ТЭЦ-6 потеряла экономическую привлекательность, для нее не стало достаточных тепловых потребителей. Тем более в те годы экономически обосновывался раздельный способ производства и потребления электрической и тепловой энергии: электроэнергию планировалось получать из объединенной электроэнергетической системы Сибири, а тепловую — от местных котельных. В результате на площадке ТЭЦ-6 строительство по-настоящему так и не было начато.

В 1986 году руководством энергосистемы было принято решение притормозить строительство ТЭЦ-5, а финансовые ресурсы на капитальное строительство сосредоточить на строительстве первого энергоблока ТЭЦ-6. Таким образом, в период директивной экономики был упущен очень важный момент: строительство ТЭЦ-5 не закончено — не введен электрический энергоблок мощностью 185/220 МВт и тепловой — 280 Гкал/ч, а на строительстве ТЭЦ-6 даже подготовительный период был выполнен не в полном объеме, вложенные средства были омертвлены, отдельные начатые постройки постепенно пришли в негодность и, что удивительно, никто за это не понес никакой ответственности.

В конце 80-х была введена в строй теплотрасса с правого берега на левый по новому мосту через Иртыш (два теплопровода диаметром по 800 мм) для передачи тепловой энергии на Левобережье, производимой в избытке на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, и опять острота с теплоснабжением левого берега спала, а ТЭЦ-6 попала в число экономически невыгодных строек. Начало либерализации цен и вступление в рыночные отношения в 1992 году, а также исключение из тарифов на энергию инвестиционной составляющей в 1994-м предопределили прекращение дальнейшего строительства ТЭЦ-6.

Неудовлетворительно велась и разработка проектной документации, постоянно менялись решения: то проектировали ТЭЦ-6 на сжигание экибастузского угля в циркулирующем кипящем слое (ЦКС), то переводили на сжигание российских бурых углей канско-ачинского месторождения в том же режиме, то принималось необдуманное решение о проектировании ТЭЦ-6 с применением парогазовой технологии совместного производства «Интертурбо» (ЛМЗ-Сименс) взамен первого энергоблока с сохранением последующих блоков на твердом топливе. До сих пор так и нет согласованного и утвержденного технико-экономического основания на строительство ТЭЦ-6 и нет согласованных решений на выделение основного вида топлива. К сожалению, вопрос о строительстве ТЭЦ-6 не рассматривался ни в городском совете, ни в законодательном собрании.

Устарели морально и физически

У ТГК-11 до сих пор нет стратегии развития омской энергосистемы до 2015 года. Нет и разработанной схемы теплоснабжения Омска на этот период, которая бы отражала в полной мере системный подход к развитию региональной теплоэнергетики. При этом основное оборудование ТЭЦ-2-3-4 выработало свой ресурс, морально и физически устарело. Даже на ТЭЦ-5, считающейся относительно новой электростанцией, электрогенерирующая часть оборудования уже отработала более 27 лет и требует модернизации. Хотя ТЭЦ-5 на проектную мощность так и не вышла.
Ввиду отсутствия схемы теплоснабжения Омска региональный проектный институт «Омскгражданпроект» вынужден концептуально рассматривать вопросы теплоснабжения города в генеральном плане градостроительства. В частности, в этом плане зафиксировано, что потребность в тепле на новое строительство и регенерацию тепла по городу составит дополнительно до 2016 года 2071 Гкал/ч, в том числе по левобережной части города — 981 Гкал/ч. А до 2025 года еще дополнительно на северную и южную зоны Омска потребуется 507 Гкал/ч. Эти цифры свидетельствуют о том, что ТЭЦ-6 для города необходима.

В последнее десятилетие была предпринята попытка организовать теплоснабжение левобережной части города через массовое строительство водогрейных газовых котельных с температурой сетевой воды до 115о С — самый неэкономичный температурный график. Такой подход не позволил бы в будущем обеспечить работу источников разных форм собственности на единые тепловые сети с соблюдением единого температурного графика. Но здравый смысл возобладал, в концепции градостроительства предусмотрено снижение доли сжигаемого газа на котельных и переход на сжигание углей сибирских месторождений. Предполагается построить теплотрассу вдоль правобережной части Иртыша (две нитки диаметром по 1000 мм) с переходом через Иртыш по проектируемому мосту, который соединит северные промзоны левого и правого берегов.

Но вернемся к реалиям сегодняшнего дня. Вот уже два года постоянно муссируются вопросы о возобновлении строительства ТЭЦ-6. Новосибирская компания комплексного инжиниринга в энергетике «СибКОТЭС» выполнила предварительное технико-экономическое обоснование строительства ТЭЦ-6, заказчиком которого выступает ТГК-11. А генеральный директор ТГК-11 Сергей КОЖЕМЯКО в региональной и центральной печати обещает ввести в строй первый энергетический блок ТЭЦ-6 в 2012 году. Но насколько это реально?

Дать моде

Торги по выбору проектной организации пока еще не проведены, но ряд технических вопросов уже озвучен в средствах массовой информации. Что это за вопросы? Прежде всего это использование основного теплоэнергетического оборудования на закритические параметры пара. Это скорее всего дань моде. Я отчетливо помню 60-е годы прошлого столетия, когда шло соревнование СССР и США — кто вперед освоит оборудование на закритические параметры пара: давление пара 24 МПа, температура острого пара 650о С и даже 700о С.

Но первыми к здравому смыслу пришли США, там сделали вывод, что еще не настал прогресс в металлургии, обеспечивающей длительную надежную работу металла (аустенитный класс с добавкой легирующих элементов) в эксплуатации тепловых электростанций, и Америка остановилась на параметрах пара 13 МПа, 535о С — даже с двойным промежуточным перегревом пара. Возникает вопрос — зачем в Омске, где на действующих электростанциях нет оборудования на закритические параметры пара, а соответственно, опыта эксплуатации и ремонта, испытывать судьбу в условиях дефицита в потреблении электроэнергии и в целом кризиса в энергетике?

Следующим крупным вопросом является принимаемый способ сжигания топлива. В США на протяжении не менее двух десятков лет широко внедряется сжигание твердого топлива в топках с циркулирующим кипящим слоем. На этом способе работает уже несколько сотен котельных агрегатов, в том числе котлоагрегаты паропроизводительностью 500 тонн пара в час. Это делается с целью экологического оздоровления, снижения таких вредных выбросов, как окислы серы и оксиды азота. При этом способе сжигания температура газов в топке не превышает 950о С, для сравнения: в топке котлов ТЭЦ-5 температура — 1450о С. При температуре в топке ниже 1000о С вредные выбросы находятся в связанном состоянии. А когда температура в топке выше 1000о С, то по выходе из дымовой трубы, доокисляясь с кислородом, выбросы превращаются в так называемые кислотные дожди.

По ТЭЦ-6 пока ведутся разговоры о применении котла с кольцевой топкой разработки СибКОТЭС, первый и пока единственный агрегат этой конструкции внедрен на Новоиркутской ТЭЦ в 1998 году. Технического решения о серийном производстве такого типа котла пока нет. Учитывая большое влияние структуры топлива на экономику региона, возникает вопрос: на какой вид твердого топлива проектировать ТЭЦ-6? В предварительном ТЭО предполагается использование кузнецких углей, а не углей канско-ачинского месторождения, что не может не вызвать удивления.

В Омскэнерго неоднократно проходили совещания совместно с представителями угольной отрасли Красноярского края, на которых принимались решения о переводе омской энергетики на канско-ачинские угли. При использовании канского-ачинских бурых углей, добываемых открытым способом, имеющихся практически в неограниченном количестве, со средней зольностью в пределах 5-7% отпадает надобность в золоотвале, а их сжигание в режиме топки с ЦКС может дать большую финансовую экономию и стать для омской энергетики базовым и ценообразующим. Действующие ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 тоже необходимо переводить на российские угли, в частности на канско-ачинские.

Городу нужен трест

В ТГК-11 почему-то считают, что только после пуска первого энергоблока в 2012 году будет приниматься решение о дальнейшем строительстве ТЭЦ-6, в зависимости от потребности в тепловых нагрузках. Но электростанции с одним энергетическим блоком не строятся, в период строительства должно быть последовательное раскрытие фронтов работы для специализированных строительно-монтажных организаций, в противном случае при таком подходе они не смогут стабильно функционировать на стройке.

В Омске необходимо создавать не какой-то временный строительно-монтажный коллектив, а крупный трест с соответствующими подразделениями, ибо кроме строительства ТЭЦ-6 и тепломагистралей необходимо выполнять большие объемы строительно-монтажных работ по модернизации и реконструкции действующих ТЭЦ-2-3-4-5. Кроме того, в городе начинают разворачиваться и работы по модернизации промышленной теплоэнергетики с переходом на комбинированный способ производства энергии и создание ТЭЦ малой мощности. И здесь также нужен стабильный строительный энергетический трест.

Еще в начале 80-х годов прошлого столетия мы с бывшим заместителем управляющего РЭУ Омскэнерго Петром ОРОБИНСКИМ приложили много сил и энергии к созданию энергетического строительного треста «Омскэнергострой» и проектного института — Западно-Сибирского отделения ВНИПИэнергопрома. И что же в итоге? Трест в начале 90-х при безразличном отношении руководства Омскэнерго самоликвидировался, а проектный институт, способный проектировать крупную электростанцию с нуля, с оптимальной структурой проектирования и численностью 170 человек, превратился в скромную проектную группу и скитается по городу в поисках аренды помещений. К сожалению, сейчас Западно-Сибирский филиал ВНИПИэнергопрома практически в энергосистеме не работает.



В омской энергетике пора от слов переходить к делу, пора руководителям ТГК-11 нести ответственность за продекларированные лозунги, иначе получается, как в той песне — «И опять во дворе...» Когда же будет создана дирекция ТЭЦ-6? Этот вопрос пока открытый.


Виталий ЛЕБЕДЕВ, заведующий кафедрой «Теплоэнергетика» ОмГУПС
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/04/15/nesbitochnaya_tets-6