Виктор ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета: «В 2009 году бюджетный набор в ОмГТУ так велик, что может не хватить выпускников омских школ»

Дата публикации: 17 июня 2009

27 июня в Омском государственном техническом университете (ранее Омский политехнический институт) состоитсявстреча выпускников, закончивших этот вуз 25, 30, 35, 40, 45 лет назад.В таком формаие встречи отныне планируется проводить ежегодно. А накануне первой из них обозреватель «КВ» Евгений МИХАЙЛОВ встретился с ректором ОмГТУ Виктором ШАЛАЕМ и распросил его о настоящем и будущем вуза.

Выпускников не хватает

— Виктор Владимирович, на улицах Омска появились рекламные щиты с призывом «Программируй успех – поступай в Политех». Неужели так плохо обстоят дела с набором?
— Не столько с набором, сколько с демографической ситуацией. В текущем году в Омской области закончили школу около одиннадцати с половиной тысяч выпускников, из которых записались на ЕГЭ по физике всего 4,5 тысячи.

— Для того, чтобы стать инженером, необходим ЕГЭ по физике?
— Обязательно. Мы должны в текущем году набрать 1470 абитуриентов на бюджетные места. Но кроме нас есть инженерные специальности в СибАДИ, ОмГУПС, Аграрном. И получается так, что омских выпускников на всех не хватает. Поэтому мы решили пойти по двум направлениям. Во-первых,в наши подшефные школы направили своих преподавателей физики, затратив на эту программу около полутора миллионов рублей. Во-вторых, пытаемся расширить сферу заочного обучения, и, к слову сказать, упомянутая вами реклама в значительной степени рассчитана на будущих заочников, то есть на тех, кто уже работает. Предполагается, что из 1470 запланированных бюджетников будут заочно обучаться 250 человек.

— Сколько всего заочников поступает ежегодно?
— В позапрошлом году мы набрали 1200 человек на заочную форму обучения. В прошлом году — полторы тысячи, в текущем году в плане оставили те же полторы тысячи, но, думаю, что вряд ли это количество осилим.

— Почему?
— Потому что раньше на заочную форму обучения можно было принимать людей в течение всего учебного года: мы принимали абитуриентов каждый квартал. Сегодня изменилось федеральное законодательство: теперь можем принимать только до 1 сентября.

— То есть «бюджетных» заочников будет 250, а все остальные поступят на платной основе?
— Конечно, но сравните цену вопроса: 15-16 тысяч рублей за семестр платят заочники против 30 — 38 тысяч рублей в семестр у коммерческих «дневников».

— Есть спрос на обучение и за такие, скажем прямо, немаленькие цены?
— Конечно есть. Правда, в связи с гигантским бюджетным набором текущего года мы не планируем собрать на очном «внебюджете» традиционные 450 человек, их явно будет меньше.

— Но что делать тем, кто заканчивал школу раньше — до обязательного ЕГЭ?
— Они будут сдавать наши университетские тесты при поступлении на вечернюю и заочную формы обучения и ЕГЭ – на дневную форму обучения. Без ЕГЭ поступить могут, в частности, выпускники профильных специальностей техникумов, плюс к этому рядом с нами Казахстан, а там проводят экзамены по упрощенной схеме через тестирование.

Потенциальный Казахстан

— Много поступающих из Казахстана?
  — Хватает. Казахстан для нас был интересен всегда: это в основном Павлодар, Петропавловск, Семипалатинск, Кокчетав плюс, пожалуй, Астана, ну и из Алма-Аты — поменьше. Из этих городов к нам едут представители русскоязычного населения: они получают общежитие, большинство — гражданство. Такой вот миграционный поток русскоязычного населения. Потому у нас порядка ста «наборщиков» поехали в Казахстан.

— У этих абитуриентов появится потом желание вернуться после обучения и развивать экономику Казахстана?
— Есть и такие договоры, например с Павлодарским нефтеперерабатывающим заводом или с Петропавловским заводом тяжелого машиностроения, более того — наши выпускники даже возглавляют эти предприятия.

— Для них вы готовите специалистов целевым образом?
— Готовим, но в последнее время появились некоторые проблемы. Например, по ракетным специальностям нам уже не разрешено обучать казахстанских абитуриентов – на это есть таможенный контроль специальностей двойного назначения и без разрешения государства мы иностранцев уже не имеем права этому обучать. Была проверка, и нам сделали замечание, что по таким направлениям могут обучаться только граждане России.

— Но как можно помочь тем потенциальным абитуриентам, которые необдуманно отказались от сдачи ЕГЭ по физике и тем самым лишили себя возможности поступить в технический вуз?
 — Наши предложения были озвучены на совете ректоров Сибирского федерального округа, а потом приняты в Москве: в июле будет вторая волна приема ЕГЭ. Тем семи тысячам омских выпускников, которые ранее записались на обществоведение и поняли, что не смогут пройти на бюджетные места в других вузах, будет предоставлена возможность сдать физику и поступить на инженерные специальности.

Экономистов будет меньше 

— Президент России недавно заявлял, что в стране оказалось слишком много дипломированных юристов и экономистов, немалая часть которых прямиком отправляется в поисках работы в службы занятости. Вы такую тенденцию не отмечаете?
— Посылку Правительства России о том, что необходимо сокращать гуманитарные и экономические специальности, мы уже осуществляем. Нам дали всего 54 бюджетных места на гуманитарный факультет, когда еще два-три года назад их было несколько сотен. На экономическом факультете нынче всего 90 бюджетных мест, а когда-то у нас набиралось под триста. Фактически факультет экономики и управления и факультет гуманитарного образования превращаются сегодня в чисто коммерческие факультеты.

— На кого там обучают? Ну на экономическом понятно: экономисты, маркетологи и т.п.
— На гуманитарном — промышленный дизайн, реклама, историкоархивоведение, социология, социальная работа, психология.

— Скажем прямо: выпускники, получив эти специальности, вряд ли будут работать по профессии.
— Скорее всего так, но, тем не менее спрос есть. На одну специальность, правда, набор уже закрыли — это историкоархивоведение. Там потребность для всей Омской области — 250 человек, так что заочной формой обучения мы закроем все проблемы подготовки архивистов для региона.

— Слышал, что не все поступившие в ОмГТУ на какую-то конкретную специальность закончат ваш вуз именно по этой специальности?
— Нет, все поступившие на выбранную специальность ее и закончат. Это проблема будущего года. Раньше в России было 600 специальностей, но сейчас утверждено 140 направлений бакалаврских и будет около сотни специалитетов. По бакалаврским направлениям уже все понятно, а вот по специалитетам есть вопрос. Приказ по тем специалитетам, которые государство хочет сохранить, выйдет только в конце года. То есть нам придется летом набирать студентов и на те специальности, которых в будущем, возможно, уже не будет. Практически все вузы сейчас находятся на перепутье: известно уже, например, таких самостоятельных специальностей, как сварка, давление, литье уже не будет. Останутся такие направления, какмашиностроительное оборудование и машиностроительные технологии или что-то в этом духе. Или, скажем, таможенное дело, авиаракетостроение останутся, а вот многое по машиностроению и по радиотехнике будет объединено. Специалитетов останется очень мало.

Бакалавры, специалисты, магистры

— Большинству не совсем понятно, что такое специалист, бакалавр, магистр. Вы как-то говорили, что ни один из поступивших в текущем году уже не выйдет из ОмГТУ инженером. Что это значит?
— В этом году набор на инженерные специальности по старой номенклатуре будет осуществляться последний раз. Более того, в течение последующих пяти лет студенты, принятые в текущем году на бакалаврскую подготовку, будут иметь право перейти на специалитеты и закончить вуз инженерами-специалистами. Надо понимать, что это разные уровни подготовки и, соответственно, разные уровни компетенции. Если говорить о бакалавре, топрограмма по его обучению построена таким образом, чтобы дать теоретические основы, а также навыки эксплуатации техники по конкретной специальности. Если говорить о специалитете, то там готовят специалиста, который может не только эксплуатировать, но и проектировать технику. А если говорить о магистре, то это — фактически — научный работник, преддверие аспирантуры. Соответственно, везде разная временная градация с точки зрения длительности обучения: четыре, пять и, соответственно, шесть лет.

— Сегодня директора многих заводов говорят, что им недостает кадров, так кто же нужен им из ваших выпускников?
— По-хорошему, нужны и первые, и вторые, и третьи. Бакалавр – это несколько выше, чем раньше был техник: он будет способен эксплуатировать сложную технику, разбираться с мощными обрабатывающими центрами, сложными программными продуктами и так далее, то есть это начальная фаза высшего образования. Специалист – тот, кто может и проектировать, но, полагаю, таковых на заводах не так уж много надо. Им все-таки больше нужны эксплуатационники. А уж что касается исследователей-магистров, их нужно вообще единицы. Мы как бы переходим к такой европейской схеме. К примеру, во Франции сохранена инженерная школа, но на инженера — после бакалавров и магистров – готовят всего только десять процентов обучающихся. У нас будет то же самое. У нас в университете в качестве специалитета сохранится не более десяти специальностей из 56, которые есть сегодня.

— Вы сегодня ощущаете спрос на ваших специалистов?
— Да, и в первую очередь от энергетиков и нефтяников, причем от Урала до Дальнего Востока. В Омске как только какое производство начинает шевелиться, сразу появляется востребованность в наших выпускниках, и поэтому не менее 60% из них находят себе работу. Если брать машиностроительное направление, энергетику, нефтянку, то в основной массе ребят начинают разбирать уже после третьего курса. Там у нас внизу в холле есть доска объявлений регионального центра трудоустройства выпускников. Посмотрите, и вы увидите, сколько заявок на инженеров: прямо пачками висят, но не все хотят туда ехать, потому что у молодежи завышенный спрос по материальному обеспечению. Сейчас молодого человека зарплата в десять тысяч рублей не устраивает. Они хотели бы к двадцати тысячам ближе. То есть количество заявок на ряд специальностей даже переизбыточно: мы столько не выпускаем.
— Велик ли отсев студентов?
— Если говорить прямо, после первого курса норма отсева на дневной форме обучения — 10%, а на заочной – 30%.
— Нет ли задержек по оплате обучения?
? Есть, конечно. Но мы предоставляем возможность помесячной оплаты, для направленцев от заводов делаем отсрочку по оплате под гарантийные письма. Но проблема в том, что мы эту отсрочку можем давать только до определенного срока, потому что, если человек обучался и есть договор, мы должны заплатить за него все налоги. Может случиться, что он не заплатил и его отчислили, но налоги-то мы уже заплатили, так что это будут для нас убытки чистейшие. Поэтому обозначены предельные сроки: по первому семестру – май, по второму семестру – до 1 декабря. Даже при рассрочке к этому времени все должны заплатить.

Бюджет

— Каков годовой бюджет техуниверситета?
— Наш бюджет 2009 года вместе с филиалами составит 997 миллионов рублей. Половину денег нам дает государство, иными словами, бюджетное финансирование составляет 500 млн рублей.

— Получается, что институт сам прилично зарабатывает – 500 миллионов, интересно, на чем?
— Порядка 300 млн рублей — прямая образовательная деятельность, около 100 миллионов — это НИР, услуги различного вида, профпереподготовка, различные подготовительные курсы и т.п. Одни только научно-исследовательские работы (НИР) дают порядка 50 миллионов, плюс к тому есть у нас еще большая составляющая, связанная с филиалами. У нас три филиала: в Сургуте, Нефтеюганске и Нижневартовске, которые зарабатывают около 100 миллионов рублей.

— Можно сказать, что у вас большое предприятие, сравнимое с крупным заводом...
— 60% из этих денег идет на заработную плату. Среднемесячная зарплата по текущему году составила 19 200 рублей у преподавателей, а по вузу в целом где-то двенадцать тысяч с лишним, потому что у нас есть технички и прочие работники.

— Кризис как-то сказался?
— Наш бюджет был секвестирован по некоторым статья в районе 10%. Сокращены были такие статьи, как «коммуналка», капитальный и текущий ремонт, налоги. Налоги и «коммуналку», впрочем, обещают восстановить, но вот капитальное строительство и ремонт — это вряд ли.
— Как развивается миланский проект вашего вуза?
— Мы миланских магистров выпустили зимой, а сейчас трое наших студентов поехали в Милан делать магистерские диссертации. В частности, с ними у нас развивается хорошая совместная тема по разработке средств снижения космического мусора. То есть идет работа над средствами увода ступеней отделившихся ступеней ракет старых спутников с орбит. Заранее вторые ступени, новые спутники оснащаются средствами, которые после отработки позволяли бы создать управляющие импульсы, чтобы увести их на орбиту утилизации и сжечь.

— И как на это смотрит таможня?
— А тут таможня дала добро, поскольку это общемировая проблема, требующая совместного разрешения. Приезжали к нам французы — будем с ними подписывать договор по инженерной подготовке радиотехников и машиностроителей, а также об обмене магистрами. Готовится приезд к нам из Италии дизайнеров, а наши промышленные дизайнеры поедут в Италию. Не отказываемся от проектов сотрудничества с другими вузами Китая, Италии, Франции. Это необходимо, чтобы наши магистры, которые будут потом обучаться в аспирантуре и преподавать, имели кругозор мирового уровня. Что для нас важнее, чем получение каких-то денег, дивидендов и прочего. Многие из нас в свое время испытывали какую-то ущербность, когда не могли выехать за границу, думали, что там что-то особенное. Когда потом наша молодежь туда поехала, то поняла, что мы специалистов на голову выше готовим. Они начали по-другому себя ощущать в информационном пространстве, хотя, конечно, научные или личные контакты никто не отменял.

Ресурсные центры

— Раньше считалось, что отличие российской системы обучения от западной состоит в том, что у нас учат запоминать, а на Западе – думать. Так ли это?
— Ну, если говорить о старых стандартах, так оно и было. Новые образовательные стандарты настроены на понятие компетентностного подхода, там все настроено на то, чтобы научить думать, размышлять, уметь решать задачи. Да, эта разница была, но у нас есть и свои преимущества, ведь наша подготовка была нацелена, особенно в нашем вузе, на практику, связь с производством. Если взять для сравнения омский техуниверситет и, допустим, томский политех, то окажется, что большое значение имеет разный уровень развития промышленности: в Омске — гораздо выше, чем в Томске. И наш выпускник может пройти различные уровни подготовки. У нас построена цепочка: школа, учебный центр, техникум, вуз и так далее. Мы по машиностроению всю эту цепочку построили, у нас есть десяток подшефных школ, в которых мы наладили профориентацию. Сейчас мы такую же цепочку будем строить по радиотехнике.

— В декабре прошлого года в ОмГТУ открылся ресурсный центр машиностроения. Но ранее в Омске уже появились по инициативе Омскагрегата и с участием ОмГТУ «Высокие технологии машиностроения». Не лучше ли было сконцентрировать все усилия омских машиностроителей на одной площадке? Почему и ОМО им. Баранова, как я слышал, хочет открыть свою аналогичную площадку? Неужели омские оборонщики не в состоянии объединиться и сделать вместе что-то мощное и весомое?
— Если брать Омскагрегат, там делается топливная аппаратура, и там своя специфика. Если брать объединение им. Баранова, то это — авиационные двигатели и совсем другие технологии, другое оборудование. Если брать ПО «Полет», это третий уровень технологии и оборудования, а в случае с Омскгидроприводом – уже четвертый. Если говорить о подготовке рабочих, то, наверное, «Высокие технолгии машиностроения» будут решать задачи в первую Омскагрегата. Там будут учить на том оборудовании, которое стоит на заводе и которое предназначено для их деталей. А когда понадобится другая «деталюшка», под два метра, то тут уже совсем другой станочек нужен, которого в данном ресурсном центре, возможно, нет. Мы же готовим инженеров, которые должны знать оборудование и Омскагрегата, и завода им. Баранова, и Омскгидропривода, а вот когда студент закончит обучение, то сам будет выбирать, куда пойти, или его выберут еще во время прохождения практики.

— На этих заводах есть филиалы ваших кафедр?
— Да, есть, и студенты все по очереди на разных курсах там бывают на практике. Кто-то закрепляется постоянно, то есть в процессе практики особо отметят, скажем, ПЕТРОВА и потом начнут платить за его обучение. Тогда он уже не мигрирует, а данный завод уже готовит для себя кадры. С точки зрения университета, чем больше этих центров, тем более высоким будет уровень подготовки инженеров. Так что мы содействуем и тому центру, который правительство Омской области создало на базе ПТУ-58, потому что в любом случае объяснить, как эксплуатировать серьезную, сложную технику, могут только специалисты с высоким уровнем образования.

— Что вузу дает ваш собственный ресурсный центр?
— Прежде всего то, что все инженеры-механики — и полиграфисты-механики, и ракетчики-механики, и энергетики-механики – все должны владеть основами современного машиностроительного производства. Наш центр решает одну задачу – все инженеры-механики должны соответствовать современному уровню, так что почти всю учебную нагрузку, возможности станков и инструментов, технологию машиностроения студенты-механики изучат там. Это первое. Второе: мы должны быть на уровень выше, чем на заводе, а для этого мы сами должны владеть современным оборудованием плюс к тому развивать что-то новое в этом современном оборудовании. Если мы раньше говорили, что преподаватель — это говорящая голова, то сейчас мы поставили задачу, что группа преподавателей, которая работает там, они еще и суперналадчики. И третье — мы зарабатываем деньги, мы же затратили огромные средства на организацию ресурсного центра. Сегодня центр уже предоставляет услуги и на этом зарабатывает сейчас до двух миллионов в год.

— Это заказы, поступающие от предприятий?
— Мы встраиваемся в технологические цепочки предприятий и участвуем в производстве. Идут заказы и станки работают практически в две смены. Плюс к этому центр помогает нам развивать научное направление.. Для чего провели работу с предприятиями над перспективными критическими технологиями, которые будут определять будущее машиностроения, радиотехники. И вот результат: три направления уже включены в перечень государственных работ на период 2011-2020 годов. А значит, они будут профинансированы государством в виде НИР и ОКР, а это минимум 100 млн рублей даст каждое направление. Это будут мирового уровня разработки, которые повысят уровень подготовки научных кадров и одновременно будут востребованы в реальном производстве. Речь, в частности, идет о новом формате промышленного станка, который, когда мы его отладим, то вместе с белорусским заводом ВИЗАС будем тиражировать на всю Россию. То же самое мы проделаем по радиотехнике: в текущем году я вас приглашаю на открытие ресурсного центра по радиоэлектронике, для которого только одного оборудования мы купили на 20 млн рублей.

ЕвгенийМИХАЙЛОВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/06/23/880348