Все рубрики
В Омске воскресенье, 12 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,8239    € 98,9461

Виктор ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета: «В 2009 году бюджетный набор в ОмГТУ так велик, что может не хватить выпускников омских школ»

17 июня 2009 12:22
0
2006

27 июня в Омском государственном техническом университете (ранее Омский политехнический институт) состоитсявстреча выпускников, закончивших этот вуз 25, 30, 35, 40, 45 лет назад.В таком формаие встречи отныне планируется проводить ежегодно. А накануне первой из них обозреватель «КВ» Евгений МИХАЙЛОВ встретился с ректором ОмГТУ Виктором ШАЛАЕМ и распросил его о настоящем и будущем вуза.

Выпускников не хватает

— Виктор Владимирович, на улицах Омска появились рекламные щиты с призывом «Программируй успех – поступай в Политех». Неужели так плохо обстоят дела с набором?
— Не столько с набором, сколько с демографической ситуацией. В текущем году в Омской области закончили школу около одиннадцати с половиной тысяч выпускников, из которых записались на ЕГЭ по физике всего 4,5 тысячи.

— Для того, чтобы стать инженером, необходим ЕГЭ по физике?
— Обязательно. Мы должны в текущем году набрать 1470 абитуриентов на бюджетные места. Но кроме нас есть инженерные специальности в СибАДИ, ОмГУПС, Аграрном. И получается так, что омских выпускников на всех не хватает. Поэтому мы решили пойти по двум направлениям. Во-первых,в наши подшефные школы направили своих преподавателей физики, затратив на эту программу около полутора миллионов рублей. Во-вторых, пытаемся расширить сферу заочного обучения, и, к слову сказать, упомянутая вами реклама в значительной степени рассчитана на будущих заочников, то есть на тех, кто уже работает. Предполагается, что из 1470 запланированных бюджетников будут заочно обучаться 250 человек.

— Сколько всего заочников поступает ежегодно?
— В позапрошлом году мы набрали 1200 человек на заочную форму обучения. В прошлом году — полторы тысячи, в текущем году в плане оставили те же полторы тысячи, но, думаю, что вряд ли это количество осилим.

— Почему?
— Потому что раньше на заочную форму обучения можно было принимать людей в течение всего учебного года: мы принимали абитуриентов каждый квартал. Сегодня изменилось федеральное законодательство: теперь можем принимать только до 1 сентября.

— То есть «бюджетных» заочников будет 250, а все остальные поступят на платной основе?
— Конечно, но сравните цену вопроса: 15-16 тысяч рублей за семестр платят заочники против 30 — 38 тысяч рублей в семестр у коммерческих «дневников».

— Есть спрос на обучение и за такие, скажем прямо, немаленькие цены?
— Конечно есть. Правда, в связи с гигантским бюджетным набором текущего года мы не планируем собрать на очном «внебюджете» традиционные 450 человек, их явно будет меньше.

— Но что делать тем, кто заканчивал школу раньше — до обязательного ЕГЭ?
— Они будут сдавать наши университетские тесты при поступлении на вечернюю и заочную формы обучения и ЕГЭ – на дневную форму обучения. Без ЕГЭ поступить могут, в частности, выпускники профильных специальностей техникумов, плюс к этому рядом с нами Казахстан, а там проводят экзамены по упрощенной схеме через тестирование.

Потенциальный Казахстан

— Много поступающих из Казахстана?
  — Хватает. Казахстан для нас был интересен всегда: это в основном Павлодар, Петропавловск, Семипалатинск, Кокчетав плюс, пожалуй, Астана, ну и из Алма-Аты — поменьше. Из этих городов к нам едут представители русскоязычного населения: они получают общежитие, большинство — гражданство. Такой вот миграционный поток русскоязычного населения. Потому у нас порядка ста «наборщиков» поехали в Казахстан.

— У этих абитуриентов появится потом желание вернуться после обучения и развивать экономику Казахстана?
— Есть и такие договоры, например с Павлодарским нефтеперерабатывающим заводом или с Петропавловским заводом тяжелого машиностроения, более того — наши выпускники даже возглавляют эти предприятия.

— Для них вы готовите специалистов целевым образом?
— Готовим, но в последнее время появились некоторые проблемы. Например, по ракетным специальностям нам уже не разрешено обучать казахстанских абитуриентов – на это есть таможенный контроль специальностей двойного назначения и без разрешения государства мы иностранцев уже не имеем права этому обучать. Была проверка, и нам сделали замечание, что по таким направлениям могут обучаться только граждане России.

— Но как можно помочь тем потенциальным абитуриентам, которые необдуманно отказались от сдачи ЕГЭ по физике и тем самым лишили себя возможности поступить в технический вуз?
 — Наши предложения были озвучены на совете ректоров Сибирского федерального округа, а потом приняты в Москве: в июле будет вторая волна приема ЕГЭ. Тем семи тысячам омских выпускников, которые ранее записались на обществоведение и поняли, что не смогут пройти на бюджетные места в других вузах, будет предоставлена возможность сдать физику и поступить на инженерные специальности.

Экономистов будет меньше 

— Президент России недавно заявлял, что в стране оказалось слишком много дипломированных юристов и экономистов, немалая часть которых прямиком отправляется в поисках работы в службы занятости. Вы такую тенденцию не отмечаете?
— Посылку Правительства России о том, что необходимо сокращать гуманитарные и экономические специальности, мы уже осуществляем. Нам дали всего 54 бюджетных места на гуманитарный факультет, когда еще два-три года назад их было несколько сотен. На экономическом факультете нынче всего 90 бюджетных мест, а когда-то у нас набиралось под триста. Фактически факультет экономики и управления и факультет гуманитарного образования превращаются сегодня в чисто коммерческие факультеты.

— На кого там обучают? Ну на экономическом понятно: экономисты, маркетологи и т.п.
— На гуманитарном — промышленный дизайн, реклама, историкоархивоведение, социология, социальная работа, психология.

— Скажем прямо: выпускники, получив эти специальности, вряд ли будут работать по профессии.
— Скорее всего так, но, тем не менее спрос есть. На одну специальность, правда, набор уже закрыли — это историкоархивоведение. Там потребность для всей Омской области — 250 человек, так что заочной формой обучения мы закроем все проблемы подготовки архивистов для региона.

— Слышал, что не все поступившие в ОмГТУ на какую-то конкретную специальность закончат ваш вуз именно по этой специальности?
— Нет, все поступившие на выбранную специальность ее и закончат. Это проблема будущего года. Раньше в России было 600 специальностей, но сейчас утверждено 140 направлений бакалаврских и будет около сотни специалитетов. По бакалаврским направлениям уже все понятно, а вот по специалитетам есть вопрос. Приказ по тем специалитетам, которые государство хочет сохранить, выйдет только в конце года. То есть нам придется летом набирать студентов и на те специальности, которых в будущем, возможно, уже не будет. Практически все вузы сейчас находятся на перепутье: известно уже, например, таких самостоятельных специальностей, как сварка, давление, литье уже не будет. Останутся такие направления, какмашиностроительное оборудование и машиностроительные технологии или что-то в этом духе. Или, скажем, таможенное дело, авиаракетостроение останутся, а вот многое по машиностроению и по радиотехнике будет объединено. Специалитетов останется очень мало.

Бакалавры, специалисты, магистры

— Большинству не совсем понятно, что такое специалист, бакалавр, магистр. Вы как-то говорили, что ни один из поступивших в текущем году уже не выйдет из ОмГТУ инженером. Что это значит?
— В этом году набор на инженерные специальности по старой номенклатуре будет осуществляться последний раз. Более того, в течение последующих пяти лет студенты, принятые в текущем году на бакалаврскую подготовку, будут иметь право перейти на специалитеты и закончить вуз инженерами-специалистами. Надо понимать, что это разные уровни подготовки и, соответственно, разные уровни компетенции. Если говорить о бакалавре, топрограмма по его обучению построена таким образом, чтобы дать теоретические основы, а также навыки эксплуатации техники по конкретной специальности. Если говорить о специалитете, то там готовят специалиста, который может не только эксплуатировать, но и проектировать технику. А если говорить о магистре, то это — фактически — научный работник, преддверие аспирантуры. Соответственно, везде разная временная градация с точки зрения длительности обучения: четыре, пять и, соответственно, шесть лет.

— Сегодня директора многих заводов говорят, что им недостает кадров, так кто же нужен им из ваших выпускников?
— По-хорошему, нужны и первые, и вторые, и третьи. Бакалавр – это несколько выше, чем раньше был техник: он будет способен эксплуатировать сложную технику, разбираться с мощными обрабатывающими центрами, сложными программными продуктами и так далее, то есть это начальная фаза высшего образования. Специалист – тот, кто может и проектировать, но, полагаю, таковых на заводах не так уж много надо. Им все-таки больше нужны эксплуатационники. А уж что касается исследователей-магистров, их нужно вообще единицы. Мы как бы переходим к такой европейской схеме. К примеру, во Франции сохранена инженерная школа, но на инженера — после бакалавров и магистров – готовят всего только десять процентов обучающихся. У нас будет то же самое. У нас в университете в качестве специалитета сохранится не более десяти специальностей из 56, которые есть сегодня.

— Вы сегодня ощущаете спрос на ваших специалистов?
— Да, и в первую очередь от энергетиков и нефтяников, причем от Урала до Дальнего Востока. В Омске как только какое производство начинает шевелиться, сразу появляется востребованность в наших выпускниках, и поэтому не менее 60% из них находят себе работу. Если брать машиностроительное направление, энергетику, нефтянку, то в основной массе ребят начинают разбирать уже после третьего курса. Там у нас внизу в холле есть доска объявлений регионального центра трудоустройства выпускников. Посмотрите, и вы увидите, сколько заявок на инженеров: прямо пачками висят, но не все хотят туда ехать, потому что у молодежи завышенный спрос по материальному обеспечению. Сейчас молодого человека зарплата в десять тысяч рублей не устраивает. Они хотели бы к двадцати тысячам ближе. То есть количество заявок на ряд специальностей даже переизбыточно: мы столько не выпускаем.
— Велик ли отсев студентов?
— Если говорить прямо, после первого курса норма отсева на дневной форме обучения — 10%, а на заочной – 30%.
— Нет ли задержек по оплате обучения?
? Есть, конечно. Но мы предоставляем возможность помесячной оплаты, для направленцев от заводов делаем отсрочку по оплате под гарантийные письма. Но проблема в том, что мы эту отсрочку можем давать только до определенного срока, потому что, если человек обучался и есть договор, мы должны заплатить за него все налоги. Может случиться, что он не заплатил и его отчислили, но налоги-то мы уже заплатили, так что это будут для нас убытки чистейшие. Поэтому обозначены предельные сроки: по первому семестру – май, по второму семестру – до 1 декабря. Даже при рассрочке к этому времени все должны заплатить.

Бюджет

— Каков годовой бюджет техуниверситета?
— Наш бюджет 2009 года вместе с филиалами составит 997 миллионов рублей. Половину денег нам дает государство, иными словами, бюджетное финансирование составляет 500 млн рублей.

— Получается, что институт сам прилично зарабатывает – 500 миллионов, интересно, на чем?
— Порядка 300 млн рублей — прямая образовательная деятельность, около 100 миллионов — это НИР, услуги различного вида, профпереподготовка, различные подготовительные курсы и т.п. Одни только научно-исследовательские работы (НИР) дают порядка 50 миллионов, плюс к тому есть у нас еще большая составляющая, связанная с филиалами. У нас три филиала: в Сургуте, Нефтеюганске и Нижневартовске, которые зарабатывают около 100 миллионов рублей.

— Можно сказать, что у вас большое предприятие, сравнимое с крупным заводом...
— 60% из этих денег идет на заработную плату. Среднемесячная зарплата по текущему году составила 19 200 рублей у преподавателей, а по вузу в целом где-то двенадцать тысяч с лишним, потому что у нас есть технички и прочие работники.

— Кризис как-то сказался?
— Наш бюджет был секвестирован по некоторым статья в районе 10%. Сокращены были такие статьи, как «коммуналка», капитальный и текущий ремонт, налоги. Налоги и «коммуналку», впрочем, обещают восстановить, но вот капитальное строительство и ремонт — это вряд ли.
— Как развивается миланский проект вашего вуза?
— Мы миланских магистров выпустили зимой, а сейчас трое наших студентов поехали в Милан делать магистерские диссертации. В частности, с ними у нас развивается хорошая совместная тема по разработке средств снижения космического мусора. То есть идет работа над средствами увода ступеней отделившихся ступеней ракет старых спутников с орбит. Заранее вторые ступени, новые спутники оснащаются средствами, которые после отработки позволяли бы создать управляющие импульсы, чтобы увести их на орбиту утилизации и сжечь.

— И как на это смотрит таможня?
— А тут таможня дала добро, поскольку это общемировая проблема, требующая совместного разрешения. Приезжали к нам французы — будем с ними подписывать договор по инженерной подготовке радиотехников и машиностроителей, а также об обмене магистрами. Готовится приезд к нам из Италии дизайнеров, а наши промышленные дизайнеры поедут в Италию. Не отказываемся от проектов сотрудничества с другими вузами Китая, Италии, Франции. Это необходимо, чтобы наши магистры, которые будут потом обучаться в аспирантуре и преподавать, имели кругозор мирового уровня. Что для нас важнее, чем получение каких-то денег, дивидендов и прочего. Многие из нас в свое время испытывали какую-то ущербность, когда не могли выехать за границу, думали, что там что-то особенное. Когда потом наша молодежь туда поехала, то поняла, что мы специалистов на голову выше готовим. Они начали по-другому себя ощущать в информационном пространстве, хотя, конечно, научные или личные контакты никто не отменял.

Ресурсные центры

— Раньше считалось, что отличие российской системы обучения от западной состоит в том, что у нас учат запоминать, а на Западе – думать. Так ли это?
— Ну, если говорить о старых стандартах, так оно и было. Новые образовательные стандарты настроены на понятие компетентностного подхода, там все настроено на то, чтобы научить думать, размышлять, уметь решать задачи. Да, эта разница была, но у нас есть и свои преимущества, ведь наша подготовка была нацелена, особенно в нашем вузе, на практику, связь с производством. Если взять для сравнения омский техуниверситет и, допустим, томский политех, то окажется, что большое значение имеет разный уровень развития промышленности: в Омске — гораздо выше, чем в Томске. И наш выпускник может пройти различные уровни подготовки. У нас построена цепочка: школа, учебный центр, техникум, вуз и так далее. Мы по машиностроению всю эту цепочку построили, у нас есть десяток подшефных школ, в которых мы наладили профориентацию. Сейчас мы такую же цепочку будем строить по радиотехнике.

— В декабре прошлого года в ОмГТУ открылся ресурсный центр машиностроения. Но ранее в Омске уже появились по инициативе Омскагрегата и с участием ОмГТУ «Высокие технологии машиностроения». Не лучше ли было сконцентрировать все усилия омских машиностроителей на одной площадке? Почему и ОМО им. Баранова, как я слышал, хочет открыть свою аналогичную площадку? Неужели омские оборонщики не в состоянии объединиться и сделать вместе что-то мощное и весомое?
— Если брать Омскагрегат, там делается топливная аппаратура, и там своя специфика. Если брать объединение им. Баранова, то это — авиационные двигатели и совсем другие технологии, другое оборудование. Если брать ПО «Полет», это третий уровень технологии и оборудования, а в случае с Омскгидроприводом – уже четвертый. Если говорить о подготовке рабочих, то, наверное, «Высокие технолгии машиностроения» будут решать задачи в первую Омскагрегата. Там будут учить на том оборудовании, которое стоит на заводе и которое предназначено для их деталей. А когда понадобится другая «деталюшка», под два метра, то тут уже совсем другой станочек нужен, которого в данном ресурсном центре, возможно, нет. Мы же готовим инженеров, которые должны знать оборудование и Омскагрегата, и завода им. Баранова, и Омскгидропривода, а вот когда студент закончит обучение, то сам будет выбирать, куда пойти, или его выберут еще во время прохождения практики.

— На этих заводах есть филиалы ваших кафедр?
— Да, есть, и студенты все по очереди на разных курсах там бывают на практике. Кто-то закрепляется постоянно, то есть в процессе практики особо отметят, скажем, ПЕТРОВА и потом начнут платить за его обучение. Тогда он уже не мигрирует, а данный завод уже готовит для себя кадры. С точки зрения университета, чем больше этих центров, тем более высоким будет уровень подготовки инженеров. Так что мы содействуем и тому центру, который правительство Омской области создало на базе ПТУ-58, потому что в любом случае объяснить, как эксплуатировать серьезную, сложную технику, могут только специалисты с высоким уровнем образования.

— Что вузу дает ваш собственный ресурсный центр?
— Прежде всего то, что все инженеры-механики — и полиграфисты-механики, и ракетчики-механики, и энергетики-механики – все должны владеть основами современного машиностроительного производства. Наш центр решает одну задачу – все инженеры-механики должны соответствовать современному уровню, так что почти всю учебную нагрузку, возможности станков и инструментов, технологию машиностроения студенты-механики изучат там. Это первое. Второе: мы должны быть на уровень выше, чем на заводе, а для этого мы сами должны владеть современным оборудованием плюс к тому развивать что-то новое в этом современном оборудовании. Если мы раньше говорили, что преподаватель — это говорящая голова, то сейчас мы поставили задачу, что группа преподавателей, которая работает там, они еще и суперналадчики. И третье — мы зарабатываем деньги, мы же затратили огромные средства на организацию ресурсного центра. Сегодня центр уже предоставляет услуги и на этом зарабатывает сейчас до двух миллионов в год.

— Это заказы, поступающие от предприятий?
— Мы встраиваемся в технологические цепочки предприятий и участвуем в производстве. Идут заказы и станки работают практически в две смены. Плюс к этому центр помогает нам развивать научное направление.. Для чего провели работу с предприятиями над перспективными критическими технологиями, которые будут определять будущее машиностроения, радиотехники. И вот результат: три направления уже включены в перечень государственных работ на период 2011-2020 годов. А значит, они будут профинансированы государством в виде НИР и ОКР, а это минимум 100 млн рублей даст каждое направление. Это будут мирового уровня разработки, которые повысят уровень подготовки научных кадров и одновременно будут востребованы в реальном производстве. Речь, в частности, идет о новом формате промышленного станка, который, когда мы его отладим, то вместе с белорусским заводом ВИЗАС будем тиражировать на всю Россию. То же самое мы проделаем по радиотехнике: в текущем году я вас приглашаю на открытие ресурсного центра по радиоэлектронике, для которого только одного оборудования мы купили на 20 млн рублей.

ЕвгенийМИХАЙЛОВ 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.