Омский студенческий беспилотник напугал Сибирское управление ФСТЭК

Дата публикации: 23 июля 2014

Малому предприятию из ОмГТУ грозят штрафными санкциями за экспортную поставку летательного аппарата археологам из дружественного Казахстана

 

Как стало известно «КВ», в середине июля территориальное управление Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России направило в Центральный суд города Новосибирска материалы проверки в отношении ООО «Опытно-конструкторское бюро «Малые беспилотные аппараты». В федеральном ведомстве настаивают, что омскую фирму необходимо наказать за экспорт военной техники без лицензии. Мол, в беспилотнике, собранном силами омских студентов, используются технологии двойного назначения, которые нельзя передавать даже дружественному государству, ну а сам летательный аппарат весом 4 килограмма, поднимающий в воздух полезную нагрузку весом 800 грамм, может использоваться террористами с целью доставки оружия массового поражения.

Судя по материалам, направленным в суд, территориальному управлению ФСТЭК России стало известно от Омской таможни о внешнеэкономической сделке между омским ООО «ОКБ «Малые беспилотные аппараты» и казахстанским ТОО «Nur Trade», которая состоялась в декабре 2013 года. Предметом сделки был комплекс для проведения аэрофотосъемки на базе беспилотного летательного аппарата (БПЛА ПП-45), который, как считают в ведомстве, входит в список товаров и технологий двойного назначения, подпадающих под экспортный контроль, а поскольку студенческая фирма не обращалась в ФСТЭК России за получением лицензии, то поставкой своего беспилотника в Казахстан нарушила законодательство РФ об экспортном контроле.  

Контрольное ведомство подошло к делу серьезно и даже заручилось экспертным заключением, которое выполнено специалистами отдела экспортного контроля Сибирского отделения РАН, а подписано для весомости авторитетным специалистом в области механики, директором Института теоретической и прикладной механики академиком Василием ФОМИНЫМ. Эксперты изучили требования, предъявляемые покупателем к аэрофотосъемочному комплексу дистанционного зондирования, технические характеристики беспилотника (дальность, продолжительность, скорость полета, возможность управления аппаратом в пределах и за пределами прямой  видимости), после чего пришли к выводу, что студенческий летательный аппарат имеет бортовую видеосистему пилотирования с передающим радиомодемом, позволяющим оператору управлять полетом за пределами прямой видимости, поэтому попадает в сферу государственного контроля экспорта, то есть может использоваться врагами России при создании вооружений и военной техники. 

А за пособничество врагам наказание всегда было суровым. В данном случае малому предприятию грозят санкции, предусмотренные ст. 14.20 КоАП РФ, которая гласит, что внешнеэкономические операции без лицензии с товарами, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, влекут наложение административного штрафа в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения (стоимость беспилотника – 750 тысяч рублей), а также конфискацию этих товаров (еще раз 750 тысяч рублей).

– Все малые инновационные предприятия в ОмГТУ были созданы, чтобы, во-первых, ускорить процесс коммерциализации изобретательской деятельности, то есть попытаться использовать в интересах российской экономики накопившиеся за долгие годы научные наработки университета, во-вторых, вывести университетскую науку на самоокупаемость. Таких предприятий было создано порядка 30. Одно из них — ОКБ «Малые беспилотные аппараты», – рассказал «КВ» советник по экономике при ректорате ОмГТУ Сергей МИЗЯ, курирующий малые инновационные предприятия ОмГТУ. – Как показала жизнь, беспилотные летательные аппараты эффективно решают множество задач, но чтобы не покупать готовые технологии в Израиле или в США, мы должны, как минимум, подготовить своих специалистов по проектированию и управлению беспилотниками. Где это можно сделать, если не в техническом университете. И основной целью научно-исследовательной лаборатории и опытно-конструкторского бюро всегда была разработка и создание БПЛА и на этой основе обучение студентов.

По словам Сергея МИЗИ, студенческое предприятие действительно ставит себе задачи по созданию в обозримом будущем беспилотников, которые могли бы удовлетворить запросам Министерства обороны России, но до этой цели еще далеко. Сегодняшние беспилотники технического университета представляют собой аппараты, созданные по технологиям российского авиамоделирования, и работают они преимущественно в пределах прямой видимости.

– Беспилотник не имеет ни одного винтика, который бы имел отношение к какому-нибудь предприятию оборонного значения. Все материалы приобретались на свободном рынке. Технологии изготовления планера — авиамодельные, они никак не могут быть технологиями двойного назначения, которые нельзя продать археологам из Павлодарского университета, – считает Сергей МИЗЯ. – Силами ОКБ создан экспериментальный двигатель и создается автопилот, но этих технологий не имеет беспилотный аппарат, проданный в дружественный Казахстан, с которым у России нет даже таможенной границы. У нас и мыслей не возникало, что для вывоза абсолютно несекретного летательного аппарата может потребоваться какая-либо лицензия, которую выдает такая серьезная организация, как ФСТЭК России. Вообще складывается ощущение, что весь этот процесс против ОКБ «Малые беспилотные аппараты» носит заказной характер.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyul/-27/omskiy-studencheskiy-bespilotnik-napugal-sibirskoe-upravlenie-fstek