Вице-премьер России тщательно проинспектировал омские недострои.
31 июля в Омск прилетел вице-премьер РФ, курирующий сферу строительства, Виталий МУТКО. В нынешнем мае Дмитрий МЕДВЕДЕВ озвучил идею назначить на эту должность бывшего министра спорта РФ. Предложение было встречено «единороссами» откровенным хохотом, да и сам премьер-министр не смог сдержать усмешки. Тем не менее МУТКО получил новый пост, но аура иронии продолжила его сопровождать. С шутками и прибаутками он приехал и в наш город. Причем с целым федеральным десантом: полпредом президента РФ в Сибири Сергеем МЕНЯЙЛО, замминистра строительства и ЖКХ РФ Андреем ЧИБИСОМ, первым замминистра финансов РФ Леонидом ГОРНИНЫМ, директором департамента государственного регулирования тарифов Минэкономразвития Дмитрием ВАХРУКОВЫМ, директором департамента государственной политики в области автомобильного и пассажирского транспорта Минтранса РФ Алексеем БАКИРЕЕМ.
В тот день первые лица нашего региона показывали Виталию Леонтьевичу наше эффектное собрание недостроев. Журналистов в рейд предусмотрительно не взяли, но позволили наблюдать за поездками МУТКО и Ко, ведя стрим с мест событий (не самого высокого качества, честно говоря).
Все как у людей — даже сами генплан делаем
Начали с «жемчужины коллекции» — аэропорта Омск — Федоровка. Для начала экс-министра спорта просветили на тему тернистого пути недостроя (до звезд еще далеко). Возводить его начали в 1982 году. Более десяти зданий и сооружений на деньги Министерства гражданской авиации и областного бюджета построили, но затем процесс остановился. К 1991 году аэропорт был готов на 80%, а сейчас, понятное дело, все здания устарели и нуждаются в приведении в чувство. Чтобы довести до ума Омск – Федоровку, потребуется 23,8 млрд. рублей. Омская область сможет раскошелиться только на 2 млрд., остальное придется просить у федералов.
Зампред регионального правительства Сергей ФРОЛОВ объяснил МУТКО, что генплан Омска, спроектированный до 2025 года, учитывает появление Федоровки и сопутствующее смещение центра города из-за работы нового аэропорта. Виталий Леонтьевич неожиданно усомнился в честности омичей:
–У нас порой так работают: приходит новый руководитель, старый план выбрасывает и все заново. Приходит другой, опять план выбрасывает и велит в другую сторону идти. То есть у вас по-взрослому, по-настоящему все сделано? С участием людей, жителей?».
ФРОЛОВ не смутился:
– Генеральный план разработан по-взрослому. По нему к 2025 году центр города должен был сместиться в сторону аэропорта и Левого берега. Его появление подразумевало большую застройку на Левобережье.
МУТКО продолжил рассуждать:
– В советское время очень умные люди были. Просто так они такие решения не принимали. Со временем поменялось многое. Нам нужно сделать следующее. По аэропорту Центральный сделаем полное исследование, чтобы взлетную полосу посмотреть, все, что летает, все эти глиссады изучим, обсудим. Можем завтра сказать — на заседании парламента приняли решение: аэропорт сюда, дома туда.
Потом вице-премьер вспомнил про людей уже современных:
– Вы должны, опираясь на мнение людей, решать вопросы. Речь идет о 21 миллиарде. Если омичей соберем и спросим: «Выделим 21 миллиард, какие первоочередные задачи надо решить? Что они скажут?».
Кстати, он не совсем поверил в потребность Омска в новых жилых кварталах на месте старого аэропорта. МЕНЯЙЛО обратил внимание, что «три тысячи непроданных квартир сейчас стоит». Для кого тогда комплексная застройка?
Также вице-премьер предложил изучить опыт Ростова-на-Дону, где аэропорт поначалу тоже находился в центре города. Когда его вынесли за пределы, ростовчане начали жаловаться на то, что туда редко ходит транспорт.
«Добили» МУТКО фактом, что сейчас Федоровку используют для дрэг-рейсинга. «Так, может, вам здесь автодром сделать? «Формулу-1» из Сочи перенесем?» — пошутил он.
«Не мы это сказали! А то в Сибири нет нормальной трассы «Формулы-1». Даже ненормальной нет», — начали хихикать омичи.
«Вы же местные, вам решать», — серьезно закончил МУТКО.
Осторожно, двери закрываются
Затем вице-премьеру предложили осмотреть омский метрополитен. Ну, как метрополитен — станцию на улице Конева, да и то затопленную. Министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Андрей ПОСАЖЕННИКОВ рассказал, что построено 7,2 км тоннелей из 12. Они соединяют три станции — «Библиотека имени Пушкина», «Заречная» и «Кристалл». Первая готова на 80%, под вторые только вырыты котлованы. «У нас опасения, чтобы не было обвала, смещения грунтов, потому что здесь проезжая часть и жилье. В таком состоянии это нельзя оставлять», — объяснил чиновник. Занятно, что главный поток пассажиров в Омске идет по «зеленой линии» (от ж/д вокзала до Нефтяников), которая еще не построена. МУТКО сообщили, что в проект уже вложено 13 млрд. рублей, а теперь его ждет дорогостоящая консервация в 800 млн. рублей. Неудивительно, что отнесся федеральный гость ко всему этому крайне скептически.
– Если у вас нет решения вопроса, что с этим делать, то в чем смысл консервации? — задал мучающий всех омичей вопрос МУТКО.
– Достроить... – замялся министр строительства и ЖКК Омской области Антон ЗАЕВ.
–Думаете, через 20 лет придут и достроят? Бывают и ошибки. В главном надо определиться. Сделайте транспортный план города. Вы же хотели доставлять людей с работы домой? Все поменялось. Изучите потоки, а потом уже принимайте решение. Потом уже посмотрим вместе с вами, что можно сделать. Продолжить? Еще раз построить? Какой смысл? — разразился вопросами МУТКО.
Поинтересовался он, есть ли в городе трамвай, на что ему был дан ответ: сеть трамвайных линий урезанная и, кстати, довольно слабая. Зампред правительства Омской области Игорь БОНДАРЕВ пояснил, что ввод трех станций позволил бы перевозить горожан через Иртыш. У станции «Соборной» и у библиотеки Пушкина можно организовать транспортные развязки, куда будут съезжаться обитатели Левого берега/Амурского поселка.
Но и это не убедило вице-премьера.
Повезли МУТКО в Рябиновку — микрорайон переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Вице-премьеру рассказали, что в 23 домах проживает 600 семей участников программы. Рябиновцы новое жилье похвалили, но без просьб не обошлось: не хватает людям спортивных площадок. «Футбол — наше все», — бодро отмундиалил МУТКО и велел изыскать для ребят достойное покрытие для поля.
Изучить, исследовать, принять меры
А уже 1 августа состоялось официальное совещание по поводу долгостроев, но и туда прессу не пустили. Кинули кость в виде пары пресс-подходов минут по 10-15. Правда, шокирующих (да просто хотя бы конкретных) новостей спикеры так и не озвучили.
МУТКО отметил, что аэропорт Омск — Центральный всем правилам безопасности соответствует и острой необходимости в его выносе за пределы города нет. С Федоровкой же так и не определились:
– Мы выслушали позицию министерств и ведомств, но крайне сложно сразу сказать, что предпринять: завершать или продолжать строительство. Договорились, что министерство транспорта совместно с правительством и потенциальным инвестором, который мог бы инвестировать в аэровокзальный комплекс, еще раз изучат вопрос, связанный с целесообразностью переноса аэропорта. Мы видим, что город последний раз принимал генплан своего развития в 2009 году, многое меняется — концепция, направление развития, размещение производственных сил.
Провокации омских журналистов, что аэропорт в центре города — это жутко небезопасно и страшно неэкологично, МУТКО стойко парировал:
– У нас в Шереметьеве и Внукове самолеты садятся как-то по-другому, что ли? Есть требования к безопасности полетов, к глиссадам. Мы сегодня дали поручения минтрансу и Росавиации все проанализировать и свои заключения дать. На них и будем опираться. Кроме того, я ехал в этот новый аэропорт и мне показалось, что он далеко.
«Более взвешенно, с изучением мнений различных экспертов» он пообещал вернуться к той же теме в сентябре.
С метро та же история: прежняя задумка устарела и нынешнему городу не соответствует:
— Та концепция, которая развивалась ранее, носила конкретный характер — перевозка людей, которые работали на некоторых производствах. Сейчас схема из двух веток метро тоже неживая. Вопрос в том, что это должно быть вмонтировано в стратегию развития города, и мы должны понять его целесообразность. Однозначно, надо заниматься проектом дальше, возможно трансформировать — например, в какие-то элементы скоростного трамвая или другую транспортную систему. Здесь тоже нужно нам поработать, мы поручения дали, вместе с Министерством транспорта обсудим.
А с Красногорским гидроузлом МУТКО велел разобраться минприроды:
– Тем для обсуждения в Омске много. Мы на пороге утверждения национальных проектов, и все темы, которые сегодня обсуждались, погружены в тот или иной национальный проект — будь то питьевая вода, экология или городская среда, комфортное жилье, демография. В конце августа вместе с регионами должны будем утвердить разработку Стратегии пространственного развития России, и мы должны понять место Омска в ней.
Полпред президента в СФО Сергей МЕНЯЙЛО согласился, что следует подходить к делу разумно:
— Я поддерживаю все целесообразные, аргументированные и обоснованные предложения и проекты. В отношении омских объектов — аэропорта, гидроузла — нужен взвешенный подход и баланс. Нужно гибко реагировать на временные изменения и отдавать себе отчет, какие задачи первостепенны. Что лучше сделать: потратить деньги на строительство школ, поликлиник или же на аэропорт.
Александр БУРКОВ напомнил, что Красногорский гидроузел и аэропорт в Федоровке — всероссийские проекты: «Они в компетенции федерального центра, и именно центр должен оценить, насколько эти объекты важны, насколько затратны и перспективны».
Поблагодарил врио губернатора высокого гостя за «хождение в народ», за исследование проблемных точек, которыми являются проблемы с дольщиками, переселение из аварийного жилья: «Важно, что федеральная власть готова нас услышать». БУРКОВ пообещал, что регион будет активно участвовать в федеральных программах и таким образом решать социальные вопросы — будь то строительство школ, детских садиков или обеспечение чистой водой районов области.
Уже уходящих на следующее совещание политиков снова «выцепили» журналисты: что с «Ареной»-то???
— Никто пока ничего не решал – ХК «Авангард» и Газпром проводят обследование состояния «Арены Омск». Как только будет закончено инструментальное обследование, все станет ясно. Параллельно проводим такое же обследование СКК им. Блинова. Когда они закончатся, будем принимать решение, — попытался всех успокоить БУРКОВ.
Обратились к МУТКО — можете помочь с переносом домашней арены в Сочи?
«Сочи? Почему бы и нет. Походатайствую в этом вопросе», — совершенно спокойно ответил вице-премьер.
Областная жажда
Второе совещание касалось вопросов ЖКХ. МУТКО затронул наиболее проблемную тему:
– Что касается аварийного жилья, то как раз сегодня на совещании рассматривали этот вопрос в разрезе СФО. Программа сработала неплохо — почти 12 млн. человек расселили. В Омске специально побывали в двух таких микрорайонах, куда были переселены граждане из аварийного жилья, разговаривали с людьми, они довольны. И это понятно — переселили из разрушающегося жилья, где-то улучшили условия в плане метража. Принятие механизма переселения – это ключевой момент. Закон требует уточнения. Речь может идти о рыночных механизмах. Если можно привлечь инвестора – мы не будем отметать такой вариант. Возможен и третий механизм, когда люди живут в предоставленном фонде, но у них жилье не в собственности. Одним словом, нужен механизм, который бы устроил всех. Наша задача — избавиться от ветхого и аварийного жилья. Такая программа в ближайшие шесть лет будет принята.
Правда, главный вопрос — финансирование — пока тоже покрыт мраком. Бюджет проекта будет утверждаться только осенью.
Обсудили еще одну «мозоль»:
– Фонды капремонта должны серьезно заработать. Очень многие дома открывают персональные счета. Собираемость растет. Когда люди видят, что их деньги идут на капитальный ремонт дома, то они платят. Если они знают, что деньги фонда капремонта контролируются местной властью, они собирают средства и ремонтируют жилье.
Третья тема была посвящена уже ранее упомянутой питьевой воде. Тут МУТКО решился на похвалу:
– У вас губернатор очень остро ставит эти вопросы. Много еще таких муниципальных образований, где вода на подвозе или скважины вышли из строя. Поэтому в проекте «Экология» будет раздел «Питьевая вода», мы хотим этим очень серьезно заняться в масштабе страны.
БУРКОВ снова пообещал плотно контактировать с федералами:
— Что касается водообеспечения, надеюсь, мы попадем в федеральный проект и получим финансовую поддержку, потому что в Омской области на сегодняшний день более тысячи скважин, 147 из них имеют 100%-й износ. Только за последнее время были аварии на 10 скважинах, в том числе глубоководных. Также считаем, что программа аварийного жилья должна сохраняться в том же ключе, что и раньше, за счет бюджетных средств. Ни в коем случае нельзя перекладывать эту проблему на плечи граждан. Иначе мы ее никогда не решим. За счет инвесторов нам эту проблему тоже не решить.
Вице-премьер собрался улететь, но пообещал вернуться:
– Омская область для нас очень важный регион и с точки зрения развития в целом, и с точки зрения экономически-социального развития. Все, до чего мы сегодня здесь договорились, будем постепенно реализовывать. С долгостроями тоже примем решение, в Омске я не в последний раз.
Правда, о чем-таки договорились – почему-то так и не прояснилось.