Светлана ГАЛКИНА: «Бояться спецоценки условий труда не надо»

Дата публикации: 27 декабря 2018

За 5 лет компания оценила условия труда более 1000 предприятий, в том числе иногородних. В последние месяцы эксперты работают без выходных. 

Пять лет назад был принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ), определяющий необходимость для работодателей подтвердить соответствие рабочих мест, предоставляемых работникам, установленным нормам. Кроме того, закон предусмотрел, что специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Однако многие предприниматели, как обычно, дотянули до последнего и ринулись в организации, которые оказывают соответствующие услуги. Одна из них – Центр сертификации и экспертизы «Омск-Тест», работающий на рынке сертификационных и экспертных услуг с 2002 года.

Какое наказание ждет предпринимателей, как работают специалисты и чем еще занимается экспертная организация, корреспонденту «КВ» Татьяне ЛЯПИСТОВОЙ рассказала руководитель ООО «ЦСЭ "Омск-Тест" Светлана ГАЛКИНА.

Светлана Леонидовна, расскажите о компании. Как сейчас справляетесь со спецоценкой условий труда?

– Мы являемся коммерческой организацией, которая оказывает услуги в сфере оценки и подтверждения соответствия продукции, объектов среды лабораторными исследованиями. Одно из направлений деятельности – проведение СОУТ и измерение факторов производственной среды. Сейчас декабрь – напряженное время для всех предпринимателей, в том числе и для нашей компании. Федеральный закон о проведении СОУТ был принят еще в декабре 2013 года, и этим законом определен 5-летний период, в течение которого действовали ранее выполненные результаты аттестации рабочих мест. С выходом закона работодатели должны были озаботиться созданием безопасного рабочего места для сотрудников, а не ждать до последнего. 5 лет прошло, и сейчас к нам обращается большое число предпринимателей, чтобы выполнить СОУТ. К сожалению, сделать это очень быстро не удается.

У организации, которая проводит спецоценку, очень серьезная ответственность. Мы отвечаем за результаты оценки и просто так не рисуем замеры и отчеты на бумаге. Сегодня приходят предприниматели и просят зарегистрировать отчет о спецоценке задним числом, а потом сделать измерение. Это мошенничество и нарушение требований законодательства. Все надо делать по правилам. Поэтому сегодня мы даже отказываем предпринимателям в срочном проведении СОУТ либо заключаем договор с отсрочкой его выполнения в 2019 году.

Для предприятий малого и среднего бизнеса все это время существовал мораторий, и органы Гострудинспекции их не проверяли. Все ждали и надеялись, что, может, отменят, перенесут, продлят, но ничего такого не произошло. Более того, инспекция труда разослала информационные письма о необходимости проведения СОУТ для предприятий всех форм собственности, независимо от категории рабочего места (офисные или др.).

Бояться спецоценки условий труда не надо. Все требования открыты для предпринимателей. Здесь важен контакт работодателя с экспертной организацией. Важно выбирать организацию, которая находится там, где у него рабочие места, а не какую-то иногороднюю, которая ему просто пришлет бумаги. Результаты могут быть не признаны, и работодателю придется проводить СОУТ дважды. Поэтому важно предварительно узнать, какие требования предъявляются, как составить приказ о проведении спецоценки и т.п. Наша задача – помочь предпринимателю пройти спецоценку, создать безопасные условия труда.

Не все работодатели знают, что у них есть возможность использовать средства Фонда социальной защиты, то есть часть взносов, которые они туда направляют, могут быть использованы на мероприятия по проведению СОУТ. Часть затрат может быть возмещена.

Наша компания тоже проходила спецоценку условий труда. Для беспристрастности ее проводила другая аккредитованная организация, и мы через соцстрах возмещали средства, потраченные на мероприятия по созданию нормальных условий труда.

Для скольких компаний за эти 5 лет ваша компания провела спецоценку условий труда?

– За этот период мы провели спецоценку более чем для 1000 организаций, среди которых и крупные предприятия, например завод «Высокие технологии», где много рабочих мест.

Спецоценка проводится путем измерения факторов рабочей среды в определенном рабочем месте. Измеряется микроклимат, освещенность, тяжесть, напряженность, тепловой фактор, электромагнитное излучение, шум, вибрация. Их достаточно много. Очень важно, чтобы в трудовых договорах были прописаны условия труда для работника, соответствующие требованиям законодательства. Факторы определяются в зависимости от профессии и функционала на отдельном рабочем месте. Есть нормативы для разных профессий – медиков, педагогов и т. д. Этапы и методика проведения спецоценки прописаны в законе, и предприниматель должен с ними ознакомиться, чтобы определить, какие вредные факторы могут быть на его рабочих местах.

Существуют, конечно, профессии, для которых создать невредные условия сложно из-за техпроцесса. Но все равно необходимо приводить условия труда в соответствие оптимальным: вводить средства защиты, спецодежду, технологические перерывы, осуществлять дополнительные выплаты.

– В ходе работы ваших экспертов, какие несоответствия на предприятиях выявлялись чаще всего?

– Существует 4 класса вредности: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Мы присваиваем не только оптимальные, но и допустимые. Вредные предприятия у нас тоже есть, опасных нет. Несоответствия часто выявляются по освещенности, по вибрации — где используются старые автомобили. Бывает вредность химического фактора. Раньше среди нарушений часто встречалась пульсация ламп.

– Расскажите о работе оценщиков. Они проходят специальную подготовку?

– К специализированным организациям, проводящим спецоценку, предъявляется достаточно много требований. В составе организации должна быть лаборатория, аккредитованная в национальной системе аккредитации и оснащенная необходимыми приборами для замеров всех факторов. Также мы должны иметь в штате не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда с сертификатами экспертов и включенных в реестр экспертов. Чтобы получить сертификат, нужно сдать экзамен в Гострудинспекции, из 100 вопросов допускается, по-моему, только 5 неправильных ответов. Все очень серьезно.

В нашей компании 6 экспертов по СОУТ, имеющих сертификаты. Еще привлекаем по договору внештатных экспертов.

– В связи с ажиотажем предпринимателей к концу года экспертные организации повышают ценники на проведение СОУТ. Вам тоже пришлось к этому прибегнуть?

Если раньше у нас не было загрузки, стоимость оценки одного рабочего места составляла 700-800 рублей, то сейчас она повысилась как минимум в два раза. Все хотят получить результаты срочно, а за срочность надо платить. Наши эксперты работают без выходных уже 2 месяца.

– По госконтрактам в этом направлении работаете?

– СОУТ мы брали по контрактам, но там такой демпинг, что нам это совершенно невыгодно. Там получится только выдавать бумаги, ничего не измерять и не делать. И мы от такой работы отказываемся.

– Что грозит тем, кто не успеет до конца 2018 года пройти спецоценку?

– Могут оштрафовать тех, кто давно работает, ничего не делает для проведения СОУТ и условия труда у которых сомнительные. За непроведение СОУТ или уклонение от процедуры для должностных лиц и ИП предусмотрен штраф 5 – 10 тыс. рублей, юрлиц – 60 – 80 тыс.

– Вы проводите СОУТ только для омских организаций или еще для иногородних?

У нас есть и иногородние предприятия. В прошлом и этом месяце проводили СОУТ в Новосибирске, в поселке Шушенское Красноярского края, наши эксперты ездили туда, проводили измерения, и мы практически выполнили этот контракт. Сейчас в связи с загрузкой не отправляем оценщиков на предприятия в другие города. Нужно выполнять договоры, которые мы заключили здесь.

– По вашим прогнозам какая доля предпринимателей не успеет пройти СОУТ?

– Думаю, 30% предприятий точно не пройдут. Среди предпринимателей, наверное, более 50%. Более точную информацию может сказать инспекция по труду.

– Ваша организация предоставляет разные виды услуг, не только СОУТ. Какие из них самые востребованные?

– На сегодня самые востребованные у нас услуги по проведению лабораторных испытаний, продукции и объектов среды. Мы делаем испытания пищевой продукции, продовольственного сырья, воды для подтверждения соответствия, декларирования продукции, сертификации и производственного контроля. Работаем с пищевыми предприятиями, как с крупными, так и маленькими и предприятиями общественного питания. Самый большой объем работы у нас в этом направлении. Сейчас время заключать договоры на следующий год. Хотя здесь свои проблемы. Недавно известная торговая сеть хотела заключить с нами контракт по исследованию продукции в рамках производственного контроля. Мы отказались, потому что сейчас сети хотят очень большую отсрочку платежа за выполненные работы. Отсрочка – 45 – 60 дней, и еще пишут, что нельзя выставлять проценты по неуплате. От таких договоров мы отказываемся, у нас по условиям либо предоплата, либо оплата до получения протокола.

Также сейчас мы занимаемся классификацией объектов туристской индустрии – гостиниц, горнолыжных трасс. Например, сейчас заканчиваем работы по горнолыжным трассам в Красноярске. Эксперты-горнолыжники привлечены из Москвы. Они проверяют трассу по протяженности, перепадам высот, требованиям безопасности. Затем присваивают категории трассам по классификации – зеленая, синяя, красная, черная. Мы работали и при классификации горнолыжных трасс в Красной Поляне, в горнолыжном курорте «Роза хутор».

– Как к вам пришла идея классифицировать горнолыжные трассы?

– Все началось с гостиниц. Этим мы занимаемся уже давно. Новый Порядок классификации объектов туриндустрии включал не только гостиницы, но и горнолыжные трассы и пляжи. И когда мы проходили аккредитацию в Минкульте, мы заявились на все объекты, включая горнолыжные трассы. Для этого заключили договоры с экспертами-горнолыжниками, которые прошли специальное обучение и сертификацию. Это позволило нам успешно пройти аккредитацию и войти в федеральный перечень. Получилось так, что другие субъекты почему-то не прошли аккредитацию на эти горнолыжные трассы.

– Омские гостиницы ваша компания оценивала?

– Да, но эта процедура для нашего региона не является обязательной, так как у нас не проводятся федеральные мероприятия. Но в законе об основах туристской деятельности принято изменение, что классификация становится обязательной с июля 2019 года для гостиниц с номерным фондом более 50 мест. И наверное снова все спохватятся в конце июня, потому что существуют штрафные санкции.

Но важно знать, что без классификации гостиницы не входят в федеральный перечень. Для Омска это тоже отсутствие имиджевой составляющей, привлекающей туристов.

– «Омск-Тест» неоднократно побеждал в грантовых конкурсах мэрии. Помогает это развитию компании?

– Мы много раз участвовали в конкурсах, и нам ни разу не отказали. Это хорошо для компании, потому что мы хотя бы часть затрат, связанных с приобретением приборов, возмещаем. У нас более 20 млн. потрачено на новое оборудование. Каждый новый прибор стоит баснословных денег. Только в ноябре-декабре на покупку приборов мы потратили более 4 млн. рублей. Средства на возмещение мы снова инвестируем в развитие испытательной базы.

Почему мы признаемся победителями? Потому что мы соответствуем всем условиям конкурса – платим налоги, имеем подтверждающие документы на приобретение основных средств, у нас нет ни одной задолженности, создаем новые рабочие места. Когда мы начинали свою деятельность в 2002 году, у нас было 4 человека, сейчас в компании 45 человек. Средний уровень зарплаты не менее 30 тыс. рублей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/dekabr/49/svetlana-galkina-boyatsya-spetsotsenki-usloviy-truda-ne-nado