«Роспечать» умерла! Да здравствует Роспечать!

Дата публикации: 25 января 2018

Горсть табаку, газетная полоска – какое счастье проще и полней?

В прошедшем 2017 году с улиц Омска окончательно исчезли киоски АО «Роспечать», однако к концу года в городе появились киоски иные, хотя и с тем же названием «Роспечать». Это абсолютно другие предприниматели, которые неожиданно со стороны вошли в этот сегмент рынка, в то время как традиционные распространители бумажных СМИ из АО «Роспечать» превратились в рантье, зарабатывающих на субаренде земельных участков. Как развивается этот бизнес у новичков, обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН расспросил управляющего директора сети павильонов «Роспечать» и «Дилижанс», директора ООО «Омсктранскарт» Дмитрия УСЕНКО.

– Когда к вам пришла идея войти в сегмент газетно-журнальной розницы?

– В 2016 году мы начали разрабатывать проект своего видения: как должен сегодня выглядеть рынок печатных изданий. Мы долго думали: это должна быть киосковая торговля или павильонная? Много было споров. Сейчас концепция утверждена: открытая продажа прессы и торговля в павильонах.

– А с чего вдруг начали разрабатывать проект? Почему решили заходить именно в этот сегмент? Поступило какое-то предложение войти сюда?

– Нет. Надо вернуться к 2015 году, когда мы в сети павильонов «Дилижанс» решили торговать прессой. Нам показалась удачной эта идея: распространение прессы и сопутствующих товаров в точках, которые специализировались раньше на табачных изделиях. Мы хотели запустить новый бренд, который бы составил полноценную конкуренцию Роспечати. В конце 2015 года мне удалось встретиться с владельцами АО «Роспечать», и в течение месяцев пяти мы вели переговоры о сотрудничестве. В марте 2016-го эти переговоры увенчались успехом. И в течение еще года мы согласовывали, как это будет, какая форма. Сохраняем или нет вывеску «Роспечать», какие места будут передаваться? В течение года пришли к единому знаменателю. В 2017 году инвестировали средства, и в мае 2017 уже появились первые павильоны. Если бы «Роспечать» не пошла навстречу, я бы все равно начал участовать в аукционах и ставить киоски с каким-нибудь новым брендом, связанным с печатной продукцией. Потому что для меня это была одна из идей для того, чтобы бизнес немножко увести в сторону от основного направления – продажа табачных изделий.

– А смысл? Мы же понимаем, что продажа печатной продукции не приносит много денег и занимает от выручки каждого вашего киоска менее 10% – это даже много, наверное.

– Начнем с того, что бизнес по продаже печатных изданий не такой уж убыточный. Это все же бизнес. Иначе бы им никто не занимался в стране. Реализация печатных изданий дает возможность привлечь новых гарантированных покупателей, которые привязаны к выпуску газет. Это потребитель, который постоянен, значит, можно уже планировать свои доходы и расходы. Дать покупателю помимо прессы сопутствующий ассортимент, уже как наполнение. Концепция сделать сеть именно под печатные издания нами давно продумывалась и прорабатывалась. Я посещал конференции издателей и распространителей печатной периодической печати АРПИ «Сибирь» в Новосибирске. Был съезд сетевиков там же. У них основная головная боль была, чем насытить торговые точки помимо печатной продукции, чтоб они стали доходнее. Мне над этим думать не надо было. Договоры есть, поставки есть. А вот получить постоянного покупателя, который бы приходил за ежедневной, еженедельной газетой, журналом, – такого покупателя у меня не было. Поэтому в моем случае рынок печатной продукции является хорошим нормальным стабильным двигателем, который пусть и падает, но мы все знаем, что он сегодня поддерживается на федеральном уровне и будет гарантированно присутствовать. Если есть издатели печатных газет и журналов, значит, и мы можем присутствовать на рынке как реализация.

– В прошлом году на рынке были и «Дилижанс», и уже ваша «Роспечать». Вы собираетесь полностью уйти от бренда «Дилижанс»? Сколько сейчас у вас киосков?

– Максимальное количество киосков АО «Роспечать» на рынке при Тамаре БЛИЗНЮК достигало 210. Сейчас такая возможность отсутствует, рынок потерян. Мы сделали сбалансированный подход: где есть точки «Дилижанса», там практически нет точек «Роспечати». Пересекающихся точек раз–два и обчелся. Сейчас порядка 230 точек.

– А сколько каких?

– Порядка ста точек «Роспечати» и 130 точек «Дилижанса».

– Правильно я понимаю, что все павильоны под вывеской «Роспечать» – это аренда у предыдущих собственников из АО «Роспечать»?

– Это передача прав третьим лицам по договору.

– Субаренда.

– Да. До весны 2017 года это было невозможно, потому что постановление 1812-п, которое регламентирует размещение нестационарных объектов, не давало возможности официально передавать права третьим лицам.

– Теперь появилась?

– 6 апреля 2017-го вышли изменения, которые такую возможность дали.

– То есть это бизнес такой теперь снова появился: передавать в субаренду право на место под нестационарную торговлю?

– Это вполне законный бизнес. Вы же тоже арендуете помещения в офисе, который строился, в частности, и для того, чтобы размещать здесь организации-арендаторы.

– Сколько вы взяли киосков в субаренду?

– 108.

– Но там, наверное, срок их аренды заканчивается, кто его будет продлевать – они или вы?

– Это самый непонятный вопрос. Все договоры аренды заканчиваются через пять лет. Это касается всех объектов нестанционарной торговли. Основная масса договоров заключалась в начале 2016 года. Соответственно, в 2021 году у 90% предпринимателей заканчиваются договоры. Мы спрашиваем мэрию, что будет дальше, и предлагаем заложить возможность пролонгации договоров. Нам говорят: все должны будут выйти на аукцион.

– С нуля?

– Да, без преимущественных прав.

– Тогда смысла инвестировать нет. Но у вас ведь не капитальные строения…

– Сегодня по стоимости материалов это уже недешевый бизнес. Один павильон с оборудованием обходится более 300 тысяч рублей. Добавьте с июля онлайн-кассу, терминал, интернет-провайдера. Все выйдет к полумиллиону.

– Сейчас вы без касс работаете?

– Мы сейчас на вмененной системе налогообложения. А стоимость аукционов? Одно место отыграть – это 200 – 300 тысяч рублей.

– За право аренды?

– Совершенно верно.

– А арендная плата в какую величину обходится?

– Павильон площадью 9 – 10 кв. м обходится в районе 4 200 – 4 500 руб. в месяц. Свет недешевый – фактически 5 руб. за киловатт.

– Да еще провести свет…

– Это отдельная статья расходов, которая в аукционной документации не учитывается. У меня есть объект на Завертяева, который я взял на аукционе и столкнулся с тем, что стоимость подключения мне обойдется порядка 270 тысяч рублей – это техусловия, которые дает Омскэлектро.

– Остались ли какие-то киоски у самих собственников АО «Роспечать»?

– Они передали нам все.

– Когда вам был передан последний киоск, то бишь место под ним?

– В октябре 2017-го. Последние точки были на Чокана Валиханова, у нефтезавода, на Герцена у «Силуэта», в больницах, в аэропорту…

– За использование бренда «Роспечать» что-то платите?

– Мы договорились использовать его на правах партнерских отношений.

– Я все же не понял, зачем было вводить бренд «Роспечать», ну оставались бы «Дилижансами» – 200 штук. Такое количество сыграло бы за себя само на узнаваемость.

– Лояльность к бренду «Роспечать» очень высока в Омске. Тем более, по данным соцопросов, Омск входит в десятку самых читающих печатную прессу регионов.

– У вас ассортимент отличается от ассортимента предшественников?

– В некоторых случаях мы принимали товарные остатки и смотрели, как что реализуется. Спрашивали: покажите продажи, например, детских игрушек, почему вы видели в них смысл? Для нас эта категория была новой. Смотрели поставщиков, я звонил ребятам из других городов. Что-то оставляли, что-то выводили.

– Что выводили?

– В АО «Роспечать» был большой ассортимент, я даже не знаю, как это назвать, – «женские премудрости»: заколки и прочее. Вот этого у нас нет. Мы посмотрели, что эта категория спросом не пользуется.

– Бывшие сотрудницы АО «Роспечать», которые в киосках сидели, к вам перешли?

– Мы пригласили всех продавцов.

– И как?

– Не очень получилось. Люди, которые привыкли сидеть в киоске, полностью завешанном газетами, и не привыкшие общаться с людьми, видеть их Face To Face, – им нужно было психологически себя преодолеть. До этого она 8-10 часов сидела в киоске, а в павильоне ты уже не посидишь. Ты на ногах, общаешься, покупатель к тебе заходит. Есть люди в очереди, есть товары, за которыми просто надо следить, чтобы воровства избежать. Это уже другая форма работы. Плюс количество покупателей в разы больше. У меня никогда не было представления, что покупатель газет – это тот же покупатель сигарет. Нет. Такое пересечение возможно лишь на 10-15%. Потом, не все продавцы смогли справиться с ассортиментом, который увеличился в разы.

– То есть из тех, кто пришел, не все выдержали?

– У нас осталось процентов 35% продавцов из АО «Роспечать».

– А перешли сколько?

– Все. За 6 месяцев пришлось сделать ротацию 65% сотрудников, это было очень тяжело. Киоски несколько месяцев стояли закрытые, так как не было продавцов, принося только убыток.

– На Дмитриева и у Главпочтамта ваши киоски «Роспечать» стоят впритык с вашим же «Дилижансом».

– Таких мест у нас всего три-четыре в городе. Мы занимаемся еще такой социальной функцией, как пополнение и реализация траспортных карт.

– Во всех павильонах?

– Около 80 таких точек. Есть торговые точки – на Думской, Рабиновича и т.д. – в этих местах в период пика – конец и середина месяца – возникает ажиотаж. Люди съезжаются со всего города, пытаясь именно здесь пополнить транспортную карту или купить новую. В эти периоды в данных точках торговля становится бесполезной, потому что стоят очереди только за этими картами. Поэтому на остановке «Главпочтамт» мы поставили терминалы по пополнению транспортных карт в оба павильона – и в «Дилижанс», и в «Роспечать».

– Терминалы? Без продавца?

– С продавцом. Она проводит эту операцию через терминал.

– Вы сказали социальная функция. Вы на этом не зарабатываете?

– Доходность это приносит, мы получаем некую комиссию, которая официально утверждена. Но, честно говоря, только под это открывать торговые точки никто бы не стал.

– Раньше говорилось, что киоски АО «Роспечать» имеют какие-то льготы по аренде. Они есть?

– Сейчас нет. Льготы были на переходный период для всех, кто занимался прессой в нестационарной торговле.

– Переходный период – это когда?

– Когда схему формировали – на один год для всех, кто занимается розницей прессы, чтобы они могли подстроиться под новое законодательство, новые реалии, ввели понижающий коэффициент от ставки арендной платы – 0,2.

– Хороший коэффициент.

– Там была ссылка, что киоск должен получать не менее 50% своей выручки именно от печатной продукции. На самом деле при отсутствии касс как можно было определить, на чем делается оборот: на газетах или на сопутствующих товарах? Даже когда введут онлайн-кассы, в чеках пока не будет расшифровки покупаемых товаров, только общая сумма.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/yanvar/2/rospechat-umerla-da-zdravstvuet-rospechat