Олег ЛИЗГУНОВ: «Оксана Николаевна, чего вы пытаетесь добиться, позволяя департаменту архитектуры и градостроительства разрушать инвестиционный климат города?»

Дата публикации: 07 января 2020

Директор ООО «Лизгунов и Партнеры» публично обратился к мэру Омска Оксане ФАДИНОЙ: 

— В январе этого года я уже выступал на страницах «Коммерческих вестей», излагая прогнозы о возможном развитии событий, связанных с реорганизацией омской мэрии и наделением департамента архитектуры и градостроительства новыми полномочиями. Там я выражал осторожную надежду на то, что после передачи существенного объема функций, связанных с реализацией норм Земельного кодекса, департаменту архитектуры, земельная система в городе преодолеет свои внутренние противоречия и заработает более продуктивно в интересах предпринимателей и всех жителей Омска.

Перемены я напрямую связывал с приходом нового руководителя департамента. Причем намеренно оговаривался: он не обязан быть профессиональным архитектором. Взять, например, Николая ЯЛОВЕНКО, экс-первого вице-мэра, впервые создавшего в России департамент недвижимости. Он как раз не был ни архитектором, ни юристом, что совершенно не мешало ему быть мощным государственником, талантливым администратором – предприниматели без проблем находили с ним общий язык. Архитектор в профильном департаменте, естественно, необходим, но он не обязан быть главным. Допустим, он вполне уместен на посту заместителя первого лица ведомства.

Вынужден констатировать: эти мои робкие надежды не то что не оправдались, ситуация развернула свой ход в ровно противоположное направление. Когда департамент возглавил выходец из Екатеринбурга, юрист Михаил ГУБИН, работа с земельными участками застопорилась вообще.

Тому есть прямые доказательства. Департамент архитектуры и градостроительства сейчас ответственен за проведение аукционов по продаже права аренды земельных участков под строительство. Ранее эти функции выполнял департамент имущественных отношений, пусть и не без нареканий, но работой он этой занимался. В этом же году, с тех пор как формирование земельных участков и выставление их на торги ушло департаменту архитектуры, не было проведено НИ ОДНОГО аукциона. Более того, неизвестно, когда состоится хоть один ближайший.

Один из моих клиентов, присмотрев себе землю под строительство, обратился в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о проведении торгов этих нескольких участков. Замечу, что они были сформированы и поставлены на кадастровый учет еще департаментом имущественных отношений как раз с целью их дальнейшей реализации. 

Через месяц мы получили ответ на наш запрос – невнятную отписку о том, что ведется сбор и подготовка документации для проведения аукциона. При этом конкретных данных о том, когда все-таки состоятся торги, там не было – только предложение обратиться за дополнительной информацией в сектор проведения аукционов, специальное подразделение департамента. Однако по указанным там телефонам и адресам добиться адекватного ответа на наш простой вопрос не удалось: нам отвечали, что подготовка к торгам продолжается. Тогда я записался на личный прием к первому заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства Светлане РОГОВОЙ, к слову, тоже не омичке, а переехавшей к нам экс-чиновнице екатеринбургской мэрии. Проводится он всего лишь раз в месяц, так что пришлось ждать. Но за день до личного приема мне перезвонили и сообщили, что РОГОВА принять меня не может. Предполагаю, что ей попросту нечего было мне ответить, учитывая, что она знала, по какому поводу я записался.

Другой пример – опять же, совершенно конкретный и актуальный. Энтузиаст автомобильного спорта построил на свои личные средства, без чужих инвестиций, без бюджетных денег, без какой-либо помощи властей детскую спортивную школу картинга. Впервые в Омске! Видимо, и в последний раз. Учитывая те мытарства, которые ему пришлось претерпеть при оформлении документов для ввода здания школы в эксплуатацию. У нас ушло на эту процедуру целых полгода! Департамент архитектуры с завидной регулярностью вставлял нам палки в колеса в виде множества совершенно незначительных, мелких, часто абсурдных, бесконечно изменяющихся требований, выглядящих откровенным изощренным издевательством над здравым смыслом. При этом замечания НИ РАЗУ не касались характеристик надежности и безопасности здания. Все они сводились к мелочам, не несущим смысловой нагрузки, – цвету фасада, который на полтона отличался от указанного в проекте, количеству розеток, толщине штукатурки и тому подобному. Приложив невероятные усилия, потратив массу времени, нервов, дополнительных, совершенно не нужных финансовых затрат на удовлетворение бесконечных капризов департамента, мы все же получили разрешение на ввод здания спортивной школы в эксплуатацию. Но нас совершенно поразило отношение чиновников: вместо того чтобы помочь инвестору (много ли у нас граждан, за свой счет строящих чисто социальные объекты?), ему мешали на основе совершенно диких предлогов. Все это казалось ужасающе циничным особенно на фоне того, что Омск уже лишился единственного в городе полноценного картодрома при молчаливом непротивлении властей. Хотя эти же власти неоднократно обещали найти варианты его сохранения. Теперь ни картодрома нет, ни новых объектов на его месте не будет построено никогда, что совершенно очевидно чиновникам и просто здравомыслящим людям. 

Третья история. Один известный бизнесмен обратился в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о разработке проекта межевания территории. В центре города у него есть небольшое административно-офисное здание. Беда в том, что рядом с ним совсем отсутствуют парковки, хотя рядом есть неразграниченные земли. Соответственно, места для машин можно получить – хоть размежевание отнимет много времени и средств. Но в том числе это решило бы проблему парковок для соседних зданий, а также в принципе помогло бы навести порядок на территории. Бизнесмен готов в это вложить два миллиона рублей, которые бы направились в городской бюджет. Причем мы понимаем, что речь не идет даже об утверждении проекта – тому предшествует долгая, нудная работа, множество различных согласований, проведение публичных слушаний и дальнейшая доработка. Однако департамент отказался даже просто запустить эту процедуру, сославшись на совершенно надуманные, высосанные из пальца причины – якобы подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства не требуется, а к одному из местных, соседствующих объектов будет перекрыт доступ. Но у нас и не было цели размещения объекта капитального строительства! И доступ никак к объекту не перекрывался бы, поскольку сейчас к нему оформлен совсем другой подъезд. К тому же это не здание, а просто пустырь! То есть доводы для отказа, мягко говоря, не убедительны.

Четвертый пример. Уже не из моей практики, но которым со мной поделились коллеги. Известный омский застройщик намеревается реализовать возвести жилой массив. Для его воплощения требуется внести изменения в проект планировки территории. Исход схож с предыдущей историей — ему отказано даже в запуске процедуры внесения изменений. И тоже по совершенно нелогичным, ничего не объясняющим причинам. Хотя реализация этого крупного инвестиционного проекта позволила бы обзавестись городу новостройками. Часть из них, подчеркиваю, предназначена для расселения обманутых дольщиков: застройщик взял на себя эти обязательства, но не в состоянии их выполнить из-за противодействия муниципальных властей.

Бизнесмен обратился с жалобой в прокуратуру – та вынесла представление чиновникам, обязав их вынести распоряжение о подготовке изменений в проект планировки территории. Но оно до сих пор не принято!

Безуспешно пытаясь достучаться до РОГОВОЙ, я был вынужден попробовать пробиться к ее непосредственному начальнику – Михаилу ГУБИНУ. Но и здесь меня ждала неудача. На протяжении полугода я слышу обещания организовать с ним встречу, чтобы я мог осветить общие чаяния делового сообщества, но добиться этого ни разу так и не удалось.

Замечу, что с описанным мной отношением вынуждены сталкиваться все предприниматели нашего города. Я специально не озвучиваю имена своих клиентов, но можете не сомневаться, что это очень известные в Омске бизнесмены, которые в том числе не сходят со страниц «Коммерческих вестей». Пользуясь случаем, призываю всех моих единомышленников, юристов, предпринимателей, общественных активистов, понимающих всю сложность и важность поднятой мной проблемы, столкнувшихся с нею не понаслышке, не молчать, а также обратиться в редакцию газеты «Коммерческие вести» и высказаться на этот счет. Уверен, что, объединившись, мы увеличим наши шансы повлиять на инертность городских властей.

Хочу процитировать своего коллегу, также оказавшегося перед глухой стеной игнорирования со стороны департамента архитектуры и градостроительства:

– Сейчас градостроительная политика и градостроительное регулирование замыкается в городе на одном человеке – директоре департамента архитектуры и градостроительства Михаиле ГУБИНЕ. Как человеку, считающему правильным только его мнение, никто ему не указ. Будучи юристом, а не архитектором по образованию, он сделал главным приоритетом в работе департамента соблюдение бюрократических процедур, доведя это до абсурда и действуя по принципу – «тише едешь – дальше будешь, чем меньше разрешаешь – тем меньше нарушаешь». Потенциальные инвесторы, обращающиеся за помощью в департамент архитектуры и градостроительства, получают обратный желаемому результат. Решение вопросов затягивается, порой не приводя ни к какому результату. Профессиональный уровень департамента и градостроительства никогда не было так низок, как при ГУБИНЕ.

Я разделяю это мнение. Больше скажу, оно укрепляется и в предпринимательском сообществе, у всех, кто вынужден обращаться в департамент архитектуры.

Действовать надо срочно. Положение стремительно усугубляется, и просвета совсем не видать. Мне довелось  трудиться при всех мэрах Омска – при Юрии ШОЙХЕТЕ, Валерии РОЩУПКИНЕ, Евгении БЕЛОВЕ, Викторе ШРЕЙДЕРЕ, Вячеславе ДВОРАКОВСКОМ, при этом я работал как в командах мэров, так и рядом. И всегда моя работа была непосредственно связана и с департаментом имущественных отношений (ранее департамент недвижимости), и с департаментом архитектуры и градостроительства (ранее Главомскархитектура). То, что сейчас творится при правлении Оксаны ФАДИНОЙ в департаменте архитектуры и градостроительства (а в прошлом году творилось в департаменте имущественных отношений) невозможно было в бытность ВСЕХ предшествующих мэров Омска представить даже в страшном сне.

В связи с тем, что земельные участки городом не реализуются, строительство каких бы то ни было объектов заморожено. Говорить в таких условиях об инвестиционном климате города не приходится.

Как следует из моих примеров, чиновники отгородились от нас, забаррикадировались. К ним невозможно попасть на прием, в ответ на конкретные вопросы они отвечают отписками. Это особенно странно, учитывая, что они представляют не государственную, а муниципальную власть и как раз должны служить связующим звеном между народом и высшим управлением страны. Административные процессы замерли, всего приходится добиваться через суды, что в корне неправильно.

Я не понимаю, какую цель преследуют таким своим поведением чиновники департамента архитектуры и градостроительства. Не хочу заниматься спекуляциями и разводить домыслы, но жажду услышать ответ на свой вопрос, который я адресую напрямую мэру Омска Оксане ФАДИНОЙ, раз уж ее подчиненные отказываются меня принимать у себя.

Уважаемая Оксана Николаевна, скажите, чего ВЫ пытаетесь добиться? Смею напомнить вам прошлогоднюю историю с департаментом имущественных отношений, чей директор и его первый заместитель были вынуждены уволиться. Они за один год умудрились разрушить деятельность собственного ведомства и парализовать деятельность департамента архитектуры и градостроительства. Сейчас полный крах ожидает как раз департамент архитектуры. Оксана Николаевна, почему вы, видя это, не предпринимаете никаких мер?

Попасть на разговор к вашим подчиненным из департамента архитектуры совершенно невозможно. Мало того, что часы приема крайне редки, так еще и необходимо отстоять огромную очередь, а затем дожидаться, пока вас не заберет с первого этажа и не проводит наверх работник мэрии. К чему этот бюрократизм? К тому же, случается, что даже попав в департамент, застать нужного специалиста все-таки не удается, поскольку его нет на месте.

По моим данным, эту странную пропускную систему ввели именно вы. Пожалуйста, подтвердите это или опровергните. В любом случае, объясните, почему вы, как бывший министр экономики Омской области, спокойно наблюдаете за тем, как инвестиционный климат города фактически сводится на нет?

Олег ЛИЗГУНОВ

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 декабря 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/117675