КГИ отнес Омскую область к регионам с наибольшим ростом социальной напряженности

Дата публикации: 31 октября 2017

Рост индекса отмечен как в экономическом, так и в социально-политических блоках. 

Комитет гражданских инициатив (КГИ) обнародовал данные об очередном замере Индекса социально-экономической и политической напряженности в регионах России за первое полугодие 2017 года (на 1 июля). Рост политической и социально-экономической напряженности диагностирован в 13 регионах России, в том числе: в Дагестане, Чувашии, Алтайском крае, Кемеровской, Кировской, Курганской, Омской, Ростовской, Самарской, Тверской и Челябинской областях, Республике Коми и Москве. 

Как отмечается в докладе КГИ, в регионах сохраняется экономический спад, на фоне снижения темпов которого ухудшается ситуация с политическими институтами и протестной активностью. В экономической ситуации эксперты КГИ выделили следующие риски в среднесрочной перспективе:«потребление в кредит; задолженности бюджетов; спад инвестиций». При этом Омская область, где еще год назад социально-экономические риски оценивались как пониженные, в первом полугодии 2017 года перешла в категорию «средних» рисков. К таковым относятся риски публичного сектора (доходы, задолженность) и сферы производства и инвестиций.

Последние кадровые замены (в губернаторском корпусе), по мнению экспертов, ориентированы на президентские выборы 2018 года, после которых следует ждать новой волны отставок глав регионов. При этом в регионе накопленные за несколько лет «риски политического дизайна» оцениваются как высокие, а риски элитных конфликтов — средние. Тем не менее, cреди лидеров по конфликтности назвали не только, как и ранее, Москву, Санкт-Петербург и Дагестан, но и Омскую область.

По мнению составителей рейтинга социально-экономической и политической напряженности регионов, риски в первом полугодии 2017 года определяло, в первую очередь, сочетание факторов политики и низовой активности граждан. Омской области риски протестной активности признаны повышенными — год назад они считались средними.

Одной из причин ухудшения ситуации в политической сфере эксперты КГИ считают уменьшение представленности оппозиции в руководстве законодательных собраний после региональных выборов, а на муниципальном уровне — переход к менее демократическим схемам формирования местной власти. Примером могут служить выборы мэра в Омске, сорвавшиеся в первом полугодии 2017 года. 

«Рост протестной активности — это достаточно серьезный показатель того, что неблагополучие, которое не может политически выражаться иным способом, выплескивается в форме протеста», — цитирует одного из авторов доклада Алексея ТИТКОВА «Коммерсантъ».

«Расширяемая в отношении регионов модель внешнего управления/контроля в сочетании с горизонтальной ротацией (раз в 3-5 лет), распространенной пару лет назад на федеральных чиновников в регионах, осуществляющих контрольные и надзорные функции, имеет следствием заметный рост вахтовой федеральной составляющей в региональных элитах с «декоренизацией» последних и ростом внутриэлитных конфликтов по линии «свои-чужие», — отмечается в докладе. Омской области, меньше месяца назад получившей губернатора-варяга, еще предстоит проверить это на практике.

Доклад подготовили постоянные эксперты КГИ Николай ПЕТРОВ, Александр КЫНЕВ и Алексей ТИТКОВ. Действия Центра в отношении регионов они оценили как нацеленные на обеспечение большего контроля в преддверии выборов 2018 года. «В существенно меньшей степени они ориентированы на обеспечение развития после выборов», — завершают они.

Справка: 

Мониторинг социально-экономической и политической напряженности в регионах России проводится в соответствии с разработанной экспертами КГИ методикой с периодичностью два раза в год. Первые результаты были представлены в конце 2015 года. 

Инфографика © komitetgi.ru



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/95424