Сергей КОСТАРЕВ, эколог: «Соседство с баней не может не погубить природу дендросада»

Дата публикации: 18 сентября 2022

Я постоянно повторяю, что только 0,8% города покрыто особо охраняемыми природными территориями, хотя необходимая доля – 20-30%. 

Профессор ОмГУПС, эколог Сергей КОСТАРЕВ давно и последовательно следит за судьбой ключевых для региона природных объектов, в том числе Областного дендросада имени Г.И.Гензе. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА попросила эксперта прокомментировать заявку бизнес-семьи ОРКИШЕЙ на изменение вида разрешенного использования их земельного участка 2 га рядом с упомянутым памятником природы.

– Сергей Владимирович, читала посты в вашем телеграм-канале, но предлагаю для читателей их емко пересказать.

– В 2015 году ОРКИШАМИ уже подавалась заявка на перевод этого участка из категории земель сельхозназначения в категорию, допускающую застройку территории среднеэтажными зданиями (5-6 этажей). То есть подготавливалась открытая приватизация земли в центре города с явным намерением в дальнейшем извлекать из нее прибыль. Общественность жестко возмутилась, и дело потихоньку замяли. Хотя представители власти, включая депутата горсовета Алексея СОКИНА, настаивали, что эту землю очень сложно освоить: коммуникации придется вести либо через парковую зону, либо через частную индивидуальную застройку. Собственно, несколько лет назад и начало набирать обороты лобби разделения дендросада на две части: памятник природы и рекреационную зону. Тот же СОКИН объяснял, что рекреационная зона допускает проведение инженерных коммуникаций для благоустройства территории – появления точек общепита, организации освещения, прогулочных и велосипедных дорожек. Я сразу рассудил, если в этой части появятся коммуникации, ОРКИШАМ не составит труда подключиться к ним со своего участка и уже полноценно его освоить. В 2020-м при обновлении генерального плана Омска, Правил землепользования и застройки в 2021-м разработчики сделали совершенно резонную, на мой взгляд, вещь: перевели территории и Старозагородной рощи, и дендросада, и обсуждаемого участка в категорию Р-1, парковую зону, не допускающую никакого строительства.

– Но ведь это частная земля…

– Законодательство так устроено, что если есть ограничения в использовании земли, то это распространяется и на государственные, и на муниципальные, и на частные участки. Категория Р-3, в которую предприниматели хотят перевести свой участок, очень спорная. Она только называется рекреационной, на самом деле там допускается многообразное строительство на территории, и я сильно сомневаюсь, что бизнес не воспользуется возможностью освоить весь участок.

– В чем риск?

– Дендросад остается памятником природы, а рядом с ним может появиться совершенно антиприродный объект, производящий шум, отходы, загазованность от автомобилей. Ранее велись переговоры о том, что участок посередине, который сейчас принадлежит ОРКИШАМ, способен стать связующим звеном между частями памятника природы, позволяя развивать всю территорию в комплексе. Если сейчас городская администрация не займет жесткую позицию, то мы окончательно потеряем и без того стремительно деградирующий дендросад – за последние десять лет в нем в разы снизилось биологическое разнообразие. Старозагородная роща мне импонирует тем, что у нее саморегулируемый биоценоз – десять лет с ней ничего не делали, только убирали мусор и кое-где косили траву, и природная среда там восстановилась: вода очистилась, появились утки, ондатры. Сейчас мы снова вмешиваемся в эти процессы, потому что соседство с баней не может не погубить природу. И либо она умрет, либо придется вкладывать огромные деньги в ее восстановление, но, разумеется, не частные, а бюджетные, и мы знаем, что средств на это в казне нет. Здесь есть такая лукавая казуистика: разрешат, допустим, построить этот комплекс – и из Старозагородной рощи птицы улетят, озеро пересохнет. И предприниматели снова скажут: как мы и говорили, тут нет ничего ценного, давайте еще и на этой территории что-нибудь построим.

– ОРКИШ-младший сетует на то, что в других регионах спа-курорты прекрасно вписывают в леса.

– Так кто же против? Пускай строят в лесу! Лес, как правило, большой, способный поглотить все негативные воздействия от банно-прачечного комбината. Но дендросад и Старозагородная роща – это не лес! А локальная территория всего в несколько га. Я постоянно повторяю, что только 0,8% города покрыто ООПТ, хотя необходимая доля – 20-30%. Я на днях пролетал Москву, и там тенденция к сужению дорог и высадке крупномеров, повсеместному озеленению. Почему омские чиновники мыслят категориями 50-летней давности? Непонятно. В Омске множество пустырей, на которых можно этот банно-прачечный комбинат построить, даже с увеличенной парковкой. Зачем это делать на ценной территории, увеличивая трафик по и без того забитому Красному пути?

– Каков выход из ситуации? Властям попробовать выкупить участок?

– Как минимум, стоять на своем и не допускать внесения изменений в ПЗЗ. Так ведь было с Воскресенским сквером, где девять лет назад хотели возвести трехэтажный ресторан, подземную парковку и колесо обозрения. Горожане заступились за сквер, мэрия отказала «инвестору», и теперь горожане гуляют в прекрасном, благоустроенном месте. Это прямая обязанность чиновников и депутатов – блюсти интересы всех омичей, избирателей в равных пропорциях, а не только бизнесменов. Даже делать ничего дополнительно не надо сейчас, просто не менять уже принятый, публично обсужденный и утвержденный генплан и ПЗЗ. Вспоминаю, как семь лет назад у ДК Сибзавода планировалось возведение офисной 12-этажки на месте сквера. Деревья, несмотря на все наши протесты, вырубили, а стройка дальше заливки фундамента не пошла. Итог: ни сквера, ни высотки, ни других проектов на этом месте. Как бы и здесь подобного казуса не случилось. Там тоже легко застолбить место фундаментом, а потом перевести землю из Р-3 в ОД-1 (это проще, чем из Р-1 в Р-3) и построить, к примеру, торговый центр. Уверен, что социально ответственный предприниматель может использовать подобную территорию для создания имиджевого проекта – именного сквера, например. Посадить деревья, подарить это место городу, позволить дендросаду дальше развиваться, а не чахнуть. Весь вопрос в социальной ответственности бизнеса.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 31 августа 2022 года.

Позицию предпринимателя Павла ОРКИША можно прочитать здесь.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/sergey-kostarev-ekolog-sosedstvo-s-baney-ne-mozhet-ne-pogubit-prirodu-dendrosada