МУП «Муниципальные рынки», прокладки и ярмарки

Дата публикации: 13 февраля 2022

Почему омские власти молчат как партизаны о «замечательном» социальном проекте муниципальных ярмарок? 

10 февраля на  заседании рабочей группы комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета депутаты обсуждали деятельность и перспективы МУП «Муниципальные рынки». Накануне им был представлен «Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального унитарного предприятия города Омска «Муниципальные ярмарки» от 30 ноября 2021 года. Ни на заседании рабочей группы, ни в акте проверки не был упомянут широкомасштабный проект МУП по организации на территории города постоянно действующих ярмарок. Проект, который затрагивает сотни омских предпринимателей и уже начал приносить немалые деньги. Причем деньги, которые раньше напрямую шли в бюджет Омска через аренду НТО. Теперь они идут в другое место. И, очень похоже, не в «Муниципальные рынки».

На Рабиновича

30 декабря 2021 года генеральный директор МУП «Муниципальные рынки»  Александр АЛГАЗИН подписал приказ № 206 «О возобновлении приема заявок и выдачи разрешений участникам ярмарки по продаже товаров, а также об увеличении торговых мест на ярмарке по адресу: Красный путь, д. 24, корп. 1».

Ярмарка на Красном пути за остановкой «Улица Рабиновича» официально открылась 15 июля 2021 года, а с 30 июля здесь был приостановлен «прием заявок и выдача разрешений».

18 августа 2021 года и. о. прокурора Омска Александр ЛАЗАРЧУК  направил мэру города представление об устранении нарушений законодательства. Речь шла как раз об этой ярмарке. Как заявил прокурор, под видом ярмарки здесь размещены нестационарные торговые объекты (НТО). А сделано это, чтобы обойти ограничения, которые налагаются в Омске на размещение НТО.

Более того. Ярмарка расположена на участке с кадастровым номером 55:36:000000:1508  – в границах полосы отвода автомобильной дороги  по улице Яковлева. Этот кадастровый номер как раз и принадлежит улице Яковлева. В публичной кадастровой карте так прямо и сказано: «На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица Яковлева (от улицы Красный Путь до улицы 1-я Береговая)».

Понятно, что на участке от Красного пути до улицы Добровольского на самом деле никакой автомобильной дороги нет и не будет: она начинается дальше – уже после улицы Добровольского. А здесь идет пешеходная дорожка, которая уже не в силах превратиться в автомобильную.

Однако по причине якобы нахождения в этом месте дороги, администрация Омска 1 июня 2021 года исключила участок из схемы размещения НТО, махом превратив много лет стоявшие там киоски в незаконные. И снесла их (кроме тех, кто согласился платить больше, оставшись уже в составе ярмарки). В частности, был демонтирован киоск по продаже печатной продукции предпринимателя Ирины БОБОШКО.

Шизофрения с дорогой

Ирина Николаевна подала иск в Омский арбитражный суд. 20 декабря 2021 года в первой инстанции ей было отказано (часть претензий арбитраж переадресовал в суд общей юрисдикции). В судебном решении процитирован ответ администрации Центрального административного округа Омска от 1 апреля 2021 года, в котором сказано «о фактическом размещении НТО предпринимателя в полосе отвода автомобильной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508, что препятствует дальнейшему размещению НТО в указанном месте».

Не зря ответ был датирован 1 апреля. Киоск предпринимателя по этой причине снесли, а на его месте через пару недель появился ярмарочный павильон куда бОльших размеров (на фото он слева).

И это при том что в постановлении правительства Омской области
от 12 августа 2010 года № 160-п «Об утверждении порядка организации ярмарок…»  прямо и недвусмысленно говорится: «Не допускается организация ярмарок в границах полос отвода автомобильных дорог» (подпункт 1.2 Порядка). Этот подпункт был введен в августе 2018 года правительством Александра БУРКОВА.

Администрация Омска представила в прокуратуру заключение строительно-технической экспертизы от 19 июля 2021 года, в котором  было «установлено отсутствие проезжей части автомобильной дороги и наличие пешеходной зоны».

Напомню, что киоск БОБОШКО был снесен именно по причине наличия дороги позже этого заключения экспертизы и даже позже представления прокуратуры. Но до того как арбитраж процитировал письмо из администрации ЦАО, что дорога там есть.

Что за оруэлловское двоемыслие – способность придерживаться двух противоположных убеждений одновременно? Не коррупция ли это?

В октябре 2021 года  Омское УФАС России выдало предупреждение администрации города Омска, выявив в вышеуказанных действиях департамента архитектуры и градостроительства признаки нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольное ведомство, раздвоением мозгов не страдая, логично указало: если муниципалитет при организации ярмарки утверждает, что дороги нет, то каким образом, ссылаясь на наличие этой дороги, не дает возможность работать киоску Ирины БОБОШКО?

Абсурд ситуации не ограничивается вышеобозначенным. 9 сентября в муниципальной газете «Третья столица» был опубликован документ, подписанный главой администрации Центрального округа Амангельды МЕНДУБАЕВЫМ, в котором было предписано до 17 сентября владельцам добровольно снести с территории ярмарки на Красном пути, 29 нестационарных торговых объектов. Не иначе как прокурорское представление подействовало.

Но… Во-первых, сам глава ЦАО все эти объекты называет НТО. Во-вторых, почему 29? Ведь согласно схеме размещения торговых мест на этой ярмарке, там должно было быть 18 мест. Ну а в-третьих, никто эти НТО так и не снес, хотя обычно через месяц после предложения о добровольном сносе следует снос принудительный. Как уже было сказано в начале статьи, 30 декабря ярмарка была вновь открыта официально (хотя весь декабрь спокойно работала неофициально) и была утверждена новая схема с 29 торговыми местами.

Где литавры?

Но кто же заставляет так выкручиваться и администрацию Центрального округа, и администрацию города? Кто заставляет врать? Почему для ярмарки дороги нет, а для отдельного НТО есть?

По август 2021 года (впрочем, и на сегодняшний день) МУП «Муниципальные рынки»  официально открыты уже шесть ярмарок:

— ул. Маяковского, д. 50;

— ул. 21-я Амурская, д.39;

— ул. Красный путь д. 24/1;

— ул. Ишимская д. 26;

— ул. Заозерная д. 26;

— пр. Космический, д. 18Б.

31 декабря (!) 2020 года Александр АЛГАЗИН подписал План организации и проведения ярмарок на территории города Омска, которые будут работать каждый день с 8 до 22 часов. В этом плане указана 21 ярмарка.

Если даже посчитать, что в каждой из них по 20 павильонов (на деле больше: на пр. Космическом – 24, на 21 Амурской – 32, на Ишимской – 22), то это будет 440 НТО – гигантское количество. Можно сказать, целый переворот в концепции нестационарной торговли, сравнимый с появлением в Омске теплых остановочных комплексов – ТОКов.

Но где же тогда многочисленные публикации о новой победе над неорганизованными частниками во благо омичей? О светлом будущем ярмарочной торговли?

Тем более что эти ярмарки, по утверждению Минэкономики Омской области (о его позиции – чуть позже), развиваются «согласно распоряжению Правительства РФ  от 30 января 2021 года № 208-р в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан органам исполнительной власти».

Вытесняли ТОКами мелкие киоски в свое время, напомним, тоже для блага горожан.

В октябре 2021-го на заседании рабочей группы комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета депутаты рассмотрели вопросы существования МУП «Муниципальные рынки» города Омска. Ранее, в апреле 2021 года (при активном участии вице-мэра Олега ЗАРЕМБЫ), депутаты разрешили предприятию снизить долю отчислений от прибыли в бюджет города с 85 до 30%. На рабочей группе долго анализировали результаты работы МУП, но почему-то Александр АЛГАЗИН даже не упомянул о существовании и перспективах ярмарок (как и 10 февраля года текущего). Не странно ли?

Тем более что в сентябре 2021 года на НГС55 в статье «Киоски на «Рабиновича» заменили муниципальной ярмаркой. Но ее тоже признали незаконной» приводится комментарий директора по экономическому развитию «Муниципальных рынков» Дмитрия ПУЛЬНИКОВА: «Киоски не наши. Мы указываем места, и люди сами решают, что они там поставят – павильон, киоск, елочный базар, автолавку или место для садоводов».

То есть МУП предоставляет только разрешение на торговлю ну и организует площадку. По логике, деньги должны в этом случае течь широкой рекой. Тем более что арендная плата при переходе владельцев павильонов под рынок не уменьшилась. Но когда на том же Красном пути, 24 стояли киоски, они платили департаменту имущественных отношений, то есть в бюджет города Омска. А теперь они платят другим лицам. 

Кто настоящий хозяин?

Летом 2021 года в ходе разбирательства в УФАС г-н АЛГАЗИН представил любопытную информацию в ответ на запрос от 8 июля. К этой дате в Омске были открыты всего две ярмарки – Маяковского, 50 и 21-я Амурская, 39. В каждой из них по 32 павильона. И вот по ним директор МУП дал полный расклад. Как выяснилось, каждая из этих ярмарок разделена в равных долях между четырьмя ООО: «АСМ-маркет», «Гермес», «Маркет-2» и «Стрит-ритейл 4». А уж они сами далее сдают места в субаренду предпринимателям.

Помните, как много в прежние годы говорили о том, что сельхозпроизводители самостоятельно никак не могут зайти на рынки – там-де все занято посредниками. И фермеры, мол, вынуждены сдавать свою продукция им. Не буду утверждать, что сейчас на рынках так же – не знаю. Но вот, похоже, на муниципальных ярмарках все происходит именно так. Один из предпринимателей, торгующих на ярмарке по Красному пути, 24, поделился телефоном того, с кем нужно разговаривать по поводу места. Это оказался телефон небезызвестного Сагидуллы ЖУМАТАЕВА, занимавшегося на первых стадии внедрением в Омске ТОКов.

Он единственный учредитель ООО «Стрит-ритейл 4», а с декабря 2016-го по июль 2017-го был единственным владельцем ООО «Маркет-2».

Единственный владелец ООО «АСМ-маркет» (до февраля 2021-го и директор) – Александр ЗЕНКОВ. Он же директор недавно появившегося ООО «Вентплюс» и ООО «Сибирский ковчег». По данным сервиса Seldon.Basis, из 14 подписанных контрактов «Сибковчега» семь были заключены с управлением делами администрации города Омска. Понятно, что за ЗЕНКОВЫМ стоит кто-то другой. И даже можно догадаться кто.

Что же касается «Гермеса», то с таким названием в Омской области несколько юрлиц, и пока сложно определить, какое это из них.

Подозреваю, что аналогичную картину мы увидим и по другим ярмаркам. И если «Муниципальные ярмарки» якобы сдают этой четверке свои площади по рыночным, как они утверждают, ценам, то по каким расценкам данные перекупщики сдают их непосредственно предпринимателям? Не по рыночным? Такого быть не может.

Кстати, обратите еще раз внимание на упомянутый документ за подписью главы округа, опубликованный  в «Третьей столице», о сносе павильонов, который так и не был исполнен. Если все это принадлежит муниципальному унитарному предприятию или если он является реальным организатором торговли, зачем такая публикация? Администрация города может просто дать внутренний приказ, и МУП обязан взять под козырек.

Опять о дороге

В ходе разбирательств в УФАС администрация Омска сообщила, что горсовет рассмотрит вопрос о лишении статуса дороги с пешеходного участка улицы Яковлева.

Параллельно ярмарки поддержало Министерство экономики Омской области. В конце декабря 2021 года оно завершило процедуру оценки регулирующего воздействия проекта постановления правительства Омской области "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области".

За нейтральным названием скрыто существенное послабление новым ярмаркам. В этом проекте «директивный запрет  на организацию ярмарок в границах полос отвода автомобильных дорог, содержащийся в пункте 1.2 Порядка организации ярмарок, предлагается отменить».

При этом в пояснениях к проекту подзаконного акта Минэкономики ссылается на то, что в сентябре 2021 года Минпромторг России разъяснил в ответе на обращение Минэкономики позицию (с учетом разъяснений Минтранса России) о возможности размещения ярмарок в границах полос отвода автомобильных дорог при условии соблюдения требований Закона о дорожной деятельности, предъявляемых к объектам дорожного сервиса.

То есть ярмарки можно отнести к объектам дорожного сервиса. Проблема в том, что упомянутое разъяснение Минтранса РФ было обнародовано еще в апреле 2017 года и зарегистрировано под номером 02-03/6994-BC. И говорится в нем о возможности размещения в зоне отвода дорог не ярмарок, а НТО. Тех НТО, которые в Омске нещадно сносились или их вынуждали переходить в ярмарки под предлогом того, что они располагаются «в границах полос отвода автомобильных дорог».

Шизофрения продолжается. А может, просто здесь затронуты финансовые интересы очень уж влиятельных лиц.

P.S. 18 января Александр БУРКОВ подписал постановление правительства Омской области №2-п «О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Омской области». Этим постановлением отменен запрет размещения ярмарок на территории отвода дорог. Подробно об этом было написано в заметке «Александр БУРКОВ лично решил вопрос с конфликтом по законности ярмарки на Красном пути, 24».

Ранее расследование было доступно только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 19 января 2022 года. 



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/yarmarki-dlya-perekupshchikov