Все рубрики
В Омске вторник, 14 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,7081    € 104,8556

Валерий КАЗИМИРОВ: "Омский филиал Инкомбанка приложил руки, чтобы украсть, переоформив на частную структуру, водоподъем и подстанцию "Комсомольская"

15 января 2002 09:55
0
3209

В последние годы очень модно стало вести разговоры о возрождении отечественной промышленности. Только вот она, бедная, никак не возрождается и не может выйти на объемы советских лет. Но все же есть примеры, когда простаивающее производство удалось возродить. «КВ» не раз писали о печальной судьбе бывшего завода пластмасс, пережившего полную остановку и процедуру банкротства.Вот уже третий годна бывших площадях Омскхимпрома работает новое предприятие — ЗАО «Полистирол». Начав с выпуска одноименной продукции, в декабре прошлого года «Полистирол» запустил производство фталевого ангидрида, со временемсобирается выпускать пластификаторы. О том, чего стоило возродить производство, и о перспективах предприятия «КВ» расспросили генерального директора «Полистирола» Валерия КАЗИМИРОВА.

— Валерий Андреевич, что заставило вас когда-то взвалить на плечи хлопотный груз возрождения Омскхимпрома?

— Помимо нормальных коммерческих интересов к перспективному производству было просто по-человечески больно смотреть, как гибнет предприятие. Чтобы выкупить имущественный комплекс по производству полистирола, пришлось взять кредит в Сбербанке. Причем проценты были как по обычному коммерческому кредиту (тогда — 50-55%). К тому времени производство стояло почти два года, пришло в полное запустение. Из 4000 работников остались 38 человек, которые охраняли имущество. Надо отдать должное арбитражному управляющему Владимиру КУЗНЕЦОВУ, которому удалось сохранить все в относительном порядке и передатьв наши руки.

Через несколько месяцев запустили постоянное производство полистирола, во многом благодаря доброй воле руководителей Ангарского нефтехимкомбината, которые поверили нам и поставили первые партии сырья. Первый год тяжело было работать из-за неудачной конъюнктуры рынка: ценына стирол были очень высокими, а на полистирол — низкими. К тому же, пока предприятие стояло, его нишу на рынке заняли другие. К примеру, когда не было омского полистирола, «Полимер-Паку» приходилось привозить его из Южной Кореи. Сначала выпускали по 1000 тонн полистирола в месяц, а сейчас — 3000.

Нам удалось привлечь в акционеры крупного производителя стирола — «Нижнекамскнефтехим», который поэтому сталотпускаепт сырье в кредит. Чтобы вернуться на рынок, «Полистиролу» потребовалось выйти на абсолютно новый уровень качества. Нормальному развитию мешают парадоксы в ценообразовании: российские производители стирола продают его за рубеж на 150-200 долларов за тонну дешевле, чем у нас в стране. В результате у западных производителей конечный продукт получается более дешевым, ведь до 80% в себестоимости полистирола составляет стирол. Зарубежные конкуренты предоставляют отсрочки по расчетам, отбивают у нас клиентов.

— Нефтехимия всегда считалась высокодоходной отраслью, почему же разорялись нефтехимические предприятия и в Омске, и по всей стране? Вам не грозит такая участь?

-Основной причиной развала нефтехимии стал пресловутый валютный коридор. Проанализировав причины банкротства Омскхимпрома, мы убедились, что погубили его не только внешние факторы, но и внутренние: неоправданно высокий уровень потребления энергии и воды приводил к высокой себестоимости продукции. Поэтому как только у нас появились средства, начли инвестировать их в модернизацию производства. Становлению производства помогла поддержка областной и городскойадминистраций, которые предоставили нам налоговые льготы.

В позапрошлом году мы построили и запустили собственную котельную, подвели на предприятие природный газ, проложилиновый водопровод. Чтобы обеспечить собственную энергобезопасность, ведем строительство электрогенерирующего блока. В первом квартале этого года должны запустить генерирующую станцию мощностью 6,5 мегаватт, во втором — еще одну с такой же мощностью. Вводв эксплуатацию генерирующих мощностей позволит не только полностью обеспечить потребности предприятия, но и продавать излишки Омскэнерго и прилегающим к нам предприятиям.

— В декабре прошлого года «Полистирол» запустил производство фталевого ангидрида, а пробный запуск прошел еще в 2000 году. Почему так затянулся процесс восстановления этого производства?

— Более двух лет производство фталевого стояло в полном запустении, больно было смотреть, как оно гибнет. Им когда-то заинтересовался Инкомбанк, посадилпредприятие на крупные кредиты, потом за долги забрал это производство и угробил его. Пока мы восстанавливали производствополистирола, вокруг фталевого плелись различные интриги, сразу несколько структур говорили, что возьмут и запустят его, но дальше слов дело не пошло. Выкупать это производство пришлось нам, причем с большими сложностями, поскольку другие претенденты старались помешать.

Бывшие руководители омского филиала Инкомбанка и бывший председатель совета директоров Омскхимпрома Василий ИСКАН приложили руки к тому, чтобы украсть, переоформив на частную структуру, водоподъем и подстанцию «Комсомольская», принадлежавшие предприятию. Водоподъем собирались за долги отдать энергетикам, но он оказался в руках группы частных лиц, которым теперь Омскэнерго платит по два миллиона рублей в месяц за подачу воды. Ну а наше предприятие лишилось дополнительных источников воды и электроэнергии.

Чтобы выкупить производствофталевого ангидрида, намснова пришлось брать кредит. В декабре 2000 года провели первый запуск, но себестоимость фталевого ангидрида оказалась очень высокой, мы бы не смогли конкурировать с другим производителем — пермским «Контексом». Для снижения себестоимости заменили катализатор, провели реконструкцию технологических линий. Но очень острой осталась проблема получения сырья для выпуска ангидрида — ортоксилола.

Ортоксилол выпускают в нескольких сотнях метров от нас, на нефтезаводе, оттуда к нам проложен продуктопровод. Но Сибнефть поставляет его на экспорт и в Пермь, а нам отказывается продавать даже за болеевысокую цену. Мы сумели договориться с уфимским НПЗ и организовали там производство ортоксилола. И вот теперь это сырье увозится из Омска в Пермь, а из Уфы — в Омск, ситуация нелепая и необъяснимая, но убедить руководство Сибнефти и начать сотрудничать с ОНПЗ нам не удается.

— После фталевого что дальше на очереди?

— Взяв еще один кредит, мы выкупили незапущенное производство пластификаторов, которое строилось последним в России, имело самое современное оборудование, но несколько лет стояло. Основным сырьем для производства пластификаторов служат фталевый ангидрид и дваэтилгексанол. На Омскхимпроме был завод по производству дваэтилгексанола, но бывшие руководители предприятия господа НЕЛИН и БИКБАВОВ приняли варварское решение: демонтировать его и сдать в металлолом, чтобы решить сиюминутные финансовые проблемы. Как могли они на такое решиться, лишив предприятие будущего, я понять не в состоянии.

Теперь, чтобы запустить производство пластификаторов, придется возить это сырье из Перми или Салавата. Мировая практика доказывает, что развитие производства должно вестись постоянно, как только об этом забывают, все устаревает и рушится. Мы выкупили часть оборудования завода попроизводству офсетных красок, строительство которого когда-то зарубили омские «зеленые», и сейчас ведем проектирование производства лаков и красок.

«Полистирол» — самый крупный потребитель российскогостирола — до 90 тысяч тонн в год.В советское время экономика носила социальный характер, производства создавались так, чтобы задействовать людей в разных регионах. Вот и получилось, что бензол с ОНПЗ отправляли производителям стирола, а потом стирол везли на завод пластмасс обратно в Омск.Сейчас такая схема стала крайне невыгодна, поэтому прорабатываем вопросы по организации производства стирола. Но проект этот финансовоемкий: для создания производства мощностью 150 тысяч тонн стирола в год нужно инвестировать 500-600 млн. долларов. Мы активно обсуждаем этот проект с Сибнефтью и «Омским каучуком», в первом полугодииэтого года планируем получить техническое решение по модернизации одного из простаивающих на «Омском каучуке» производств в комплекс по выпуску стирола.

— Одно из предприятий, работающих на территории завода пластмасс, недавно получило российскую национальную премию. Есть ли в этом ваша заслуга?

— Когда-то я стоял у истоков ЗАО «Полимер-Пак», сейчас вхожу в совет директоров, так что в том, что оно получило премию «Российский национальный Олимп», как предприятие успешнои динамично развивающееся, есть и мой вклад. «Полимер-Пак» сейчас перерабатывает до 400 тонн полистирола в месяц, выпуская одноразовую посуду и упаковку. Но проводящаяся модернизация позволит поднять уровень переработки до 2000 тонн в месяц, что позволит «Полистиролу» стабильно работать при любой конъюнктуре цен. А сам «Полимер-Пак» постепенно выходит на первое место в России по объемам выпуска одноразовой посуды.

— Не возникает ли у вас сложностей при решении весьма специфических производственных вопросов, ведь специального образования у вас нет?

— Я не являюсь специалистом в области химии, но зато знаю, как организовать производственный процесс. Конечно, желательно быть специалистом в химической отрасли, но мне повезло, что рядом всегда есть мой заместитель Сергей ПОТЕМКИН, крупнейший специалист в нефтехимии. На нем лежат технологические вопросы, а я решаю проблемы финансового и организационного плана, которые требуют знания менеджмента и экономики. Нам удалось вернуть на предприятие ведущих специалистов, а всего на «Полистироле» работает уже больше полутора тысяч человек.

Видимо, уродился я таким, что всегда был лидером в любой компании. В школе, во дворе, в институте — везде старался организовать что-то новое. Для меня принципиально важно получить результат в любом деле, за которое взялся. Когда возглавил Кировский райспорткомитет, в районе имелись один стадион и один спортзал, мастеров было воспитывать негде.Поэтому постарался развивать массовую физкультуру и спорт. Никто не верил, что получится, но постепенно в лыжных кроссах стали принимать участие больше трех тысяч кировочан. За успехи на спортивном поприще меня наградили поездкой на Олимпиаду-80. К любой работе стремлюсь относиться творчески, даже когда направляли на заготовку сельхозпродукции, добивался наивысших результатов.

Самое интересное время для меня — это работа в центре «Инициатива», все пришлось начинать с нуля. Мы организовали около 30 предприятий производственного назначения: швейные, по заготовке леса, а за полярным кругом — по добыче и переработке фосфорных удобрений. Организация производства, создание коллектива — мое жизненное призвание, наверное оттого, что удалось восстановить огромный завод, испытываю огромное удовлетворение и законную гордость.

Когда-то «Инициатива» выпустила календарь с видами омских церквей, разрушенныхза годы советской власти. Постепенно родился проект восстановления Серафимо-Алексеевской часовни. Когда начали ее строить, нашли старый фундамент, на котором ее и возвели заново. А вот проект по строительству завода дождевальных машин «Фрегат» в Таврическом так и не удалось воплотить. Часть заводских конструкций продали на строительство «Континента», остальные используются на реконструкцию Казачьего рынка. Оглядываясь назад, можно вспомнить немало добрых дел, в которых довелось участвовать, но останавливаться на достигнутом не собираюсь.

— Ну а чем занимается директор КАЗИМИРОВ в свободное время?

— С 10 лет активно занимался боксом, был членом команды города, чемпионом России среди юношей. Но сейчас не до спорта, зато много путешествую, побывал во всех европейских странах, в Китае, Японии, Австралии. Каждая поездка порождает желание воплотить здесь в жизнь то, что увидел там. Две трети своего времени приходится проводить в командировкахпо всей стране, но мало что удается увидеть:аэропорт-гостиница — стол переговоров.

Очень люблю водить автомобили, очень нравятся такие марки, как «Тойота», «Мицубиси», много ездил на «Вольво». После импортных машин ездить на наших ужене смогу, хотя и патриот. Но патриотизм заключается не в том, чтобы ездить наплохих отечественных машинах, нужно самим выпускать лучше, чем за рубежом. Читаю в основном детективы, которые можно прочитать в самолете, в театрходить почти не получается. Что поделаешь, приходится выбирать между бизнесом и увлечениями, обычно в пользу первого.
Валерий Андреевич родился 13 июня 1948 года в городе Бельцы Молдавской ССР в семье военного. Через год, после развода родителей, переехал с матерью в Омск. Учился в средней школе № 3, потом в школе рабочей молодежи. С 15 лет работал на телевизионном заводетокарем, а получив среднее образование, поступил в Омский институт физической культуры. После окончания института был призван в ряды Советской Армии, в течение года служил в Красноярске в ракетных войсках.

Демобилизовавшись, начал работать начальником учебно-спортивного отдела спортивного общества «Динамо». Через два года перешел в Кировский райспорткомитет на должность председателя, за шесть лет работы создал первые детские спортивные клубы на Левобержье, выступил организатором массовых забегов и кроссов. Следующий этап — инструктор орготдела сначала горисполкома, потом облисполкома. Параллельно с работой окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт.

В 1986 году был избран заместителем председателя Кировского райисполкома, курировал вопросы культуры, здравоохранения, торговли. В конце 1988-го по инициативе председателя горисполкома и горкома ВЛКСМ был организован государственно-кооперативный центр «Инициатива», он стал его генеральным директором. В 1989 году выступил соучредителем первого совместного советско-польского предприятия «Интерсибирполь», которое стало заниматься выделкой шкур и пошивом меховых изделий. В том же году стал председателем Омского союза кооператоров,активно участвовал в организации Всероссийского и Всесоюзного союзов кооператоров.

В 1990-м стал одним из учредителей Омского торгового дома, который начал поставлять в наш город первые «Вольво». После развала советской власти центр «Инициатива» акционировался и инициировал создание нескольких предприятий, в частности, «Сибирьойлтранс», которое занималось перевозкой нефтепродуктов. В 1995 году выступил однимиз учредителей ЗАО «Полимер-Пак», которое наладило выпуск одноразовой посуды, а в 1999-м — ЗАО «Полистирол», в котором стал генеральным директором. Сейчас является членом совета директоров 16 предприятий.

Женат, имеет дочь.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.