Масла много не бывает
Спору нет, 49 копеек с квадратного метра за лифт, которые мы платили с 1999 года, наверное, маловато. Но теперь оплата пользования лифтом стала самой большой статьей коммунальных расходов населения — больше чем плата за отопление. Правда, остальные коммунальные услуги мы пока оплачиваем не стопроцентов. И все же возникают сомнения: неужто лифт — самая дорогая коммунальная услуга?
У департамента городского хозяйства было два варианта тарифа за обслуживание лифтов: 38,88 рубля с человека или 2 рубля с квадратного метра общей площади жилья. Горсовет посчитал, что у нас ездят в лифтах не люди, а квадратные метры, и утвердил квадратнометровый тариф. Хотя, к примеру, в Красноярске за лифт платят по 30 рублей с человека.
Основным достижением нового тарифа сами коммунальщики считают возможность взимать полную плату за обслуживание лифтов с граждан, имеющих несколько квартир в домах, оборудованных лифтами. Ну а то, что теперь одинокому пенсионеру, живущему в двухкомнатной квартире приходится платить 100 рублей только за лифт, в расчет почему-то не бралось.
Как рассказал Александр УСОВ, два года назад, когда он стал директором департамента городского хозяйства, в городе стояли 120 лифтов, сейчас — только 25, включая находящиеся на капремонте. За прошлый год было заменено 22 лифта, значит, раз тариф возрос в 4 раза, в этом заменят 88?
Благодаря повышению тарифа удалось разработать мероприятия по диспетчеризации 742 лифтов, что позволило перевести их на круглосуточный режим работы, покрыть затраты на выплату зарплаты лифтерам, ранее она дотировалась за счет других статей, и привлечь в отрасль молодые кадры, — сейчас на электромехаников обучаются 8 человек. Других эффектов от повышения тарифа коммунальщики не формулируют. И вообще Александр УСОВ утверждает, что нынешнего тарифа уже не хватает, потому что резко подорожала электроэнергия.
Платить был рад, расплачиваться тошно
Из процесса тарифообразования у нас пока полностью исключены потребители коммунальных услуг. Теоретически интересы потребителей должен отстаивать горсовет, но разве могут 17 депутатов выразить чаяния миллионного города? Коммунальщики утверждают, что нынешний тариф экономически обоснован. Тогда почему нам, потребителям, не предъявят веские доказательства: полный расклад расходования денег, поступающих за обслуживание лифтов?
К примеру, взять стандартный 100-квартирный дом. Общая площадь в нем, допустим, 6 500 квадратных метров.Соответственно, его жильцы должны заплатить 13 000 рублей в месяц за лифт. А если есть льготники и жилищные субсидии, недостающую сумму должен компенсировать бюджет. Другое дело, что бюджет не очень-то компенсирует, задолженность по жилищным субсидиям составляет десятки миллионов рублей.
Но в идеале должно получиться 13 000 рублей, и потребители должны знать, сколько из этой суммы идет на оплату электроэнергии, сколько на зарплату лифтеру, сколько на другие статьи затрат. Готов ли департамент городского хозяйства дать полный расклад по собираемым лифтовым деньгам? Если да, все вопрос снимутся автоматически. А пока приходится на слово верить, что в старом тарифе оклад лифтера был определен в размере 270 рублей в месяц, а сейчас в четыре раза поднялся.
Конечно, лифты — сложная инженерная часть здания и подвергаются вандализму, наверное, больше всего. Как рассказал Александр УСОВ, чуть ли не каждый день, как сводки с боевых действий, приходят сообщения о разграблении лифтов. Где-то вырвана панель управления, в другом месте сорвана дверь лифта, в третьем — украден двигатель, в четвертом — срезан кабель. В общем, до 70% работ по ремонту лифтов — внеплановые.
Жильцы первых и вторых этажей многоэтажных домов за лифт не платят, потому что вроде как им не пользуются. С повышением тарифа от лифта хотят отказаться живущие на 3,4 и даже 5 этажах, пишут соответствующие заявления и не платят. Навязать коммунальную услугу сложно, проконтролировать пользование лифтом — еще сложнее. Если бремя оплаты за обслуживание лифтов ляжет только на жильцов верхних этажей, то и 10 рублей за квадратный метр — это не предел.
Что интересно: Леонид ПОЛЕЖАЕВ, долго обвинявший муниципалитет в низких тарифах на ЖКХ, после повышения тарифа на обслуживание лифтов, наоборот, стал критиковать мэрию за чрезмерное завышение. Коммунальные тарифы давно стали предметом политических спекуляций, по всей видимости, мы так никогда и не узнаем, сколько же должны платить за те же лифты на самом деле.