Все рубрики
В Омске воскресенье, 19 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9873    € 98,7776

ПХБО "Восток" умирало 4 года

25 октября 2004 10:16
0
5108

Из передовиков производства

докатился до банкротства

ПХБО «Восток» было организовано в 1963 году на базе омских кордной, прядильной, ткацкой, ватной фабрик и Калачинской ткацкой фабрики, которая вышла из его состава в 1968-м. Самую долгую историю имела кордная фабрика, созданная в 1941 году. Объединение выпускало хлопчатобумажные, льняные, капроновые ткани технического назначения, пряжу, вату, ватин, матрацы, веревки, одеяла и прочую полезную продукцию.

ПХБО «Восток» в советские годы всегда числилось в передовиках отрасли, было награждено орденом «Знак Почета», а его многолетний директор Иван ПОДКОВКА стал почетным гражданином Омска. С приходом рыночных отношений объединение быстро приватизировалось. ТОО «ПХБО „Восток“ было зарегистрировано постановлением главы Октябрьского района № 1170 от 2 октября 1992 года, его учредителями выступили 2 636 физических лиц. Впоследствии ТОО преобразовалось сначала в АОЗТ, потом в ЗАО.

Развал Советского Союза пагубно сказался на ПХБО „Восток“. Дело в том, что основное сырье — хлопок — объединение получало из Казахстана и республик Средней Азии. Как только поставщики стали суверенными государствами, начались перебои с хлопком, а потом его поставки вообще сошли на нет. Со льном тоже возникли проблемы. Но нехватка сырья — это полбеды, однако не стоит забывать, что объединение специализировалось на выпуске тканей технического назначения, спрос на которыерезко сократился вместе с общим спадом производства.

В общем, как много лет спустя после приватизации было отмечено в плане внешнего управления, все это „привело к нестабильной работе и полной остановке предприятия“. К тому же тяжелыми гирями на „Востоке“ висел соцкультбыт. К примеру, из 31 млн рублей выручки, полученных в 2000 году, 10 млн ушло на содержание ЖКХ, несмотря на то, что именно в этом году жилье предприятия было передано на баланс областной администрации.

Да вы, батенька, банкрот

Само собой, если предприятие работает через пень-колоду, у него неизбежно появляются немалые долги. Непонятно, почему налоговики так долго терпели неплатежи ПХБО „Восток“. По данным инспекции МНС по Октябрьскому административному округу, по заявлению которой арбитражный суд 14 сентября 2000 года ввел на ПХБО „Восток“ первую стадию банкротства — процедуру наблюдения, на 1 июля 2000-го задолженность предприятия по налогам составила 37,2 млн рублей, из них 20,2 млн — пеня и штрафы.

Просрочка обязательных платежей многократно превысила допустимые три месяца, вот налоговики и решили обанкротить „Восток“. Наблюдать за предприятием поручили арбитражному управляющему Александру ЛОМАКИНУ. Прямо скажем, не очень-то у него сложилась процедура наблюдения, о чем свидетельствуют несколько его ходатайств в суд об отложении рассмотрения дела о банкротстве. Сначала ходатайство (от 08.12.2000) мотивировалось тем, что многие кредиторы „Востока“ находятся за пределами Омской области и с ними сложно связаться, потом (от 07.03.01)- в связи с тяжелым финансово-экономическим положением предприятия и, наконец, (от 25.05.01) тем, что требуется дополнительный анализ деятельности предприятия.

Между тем сроки, отведенные законом на процедуру наблюдения, безнадежно истекли, по этому руководитель тероргана ФСФО по Омской области Леонид САМОЙЛЕНКО предложил заменить ЛОМАКИНА на Владимира КУЗНЕЦОВА. 14 июня 2001 года арбитражный суд потребовал у ЛОМАКИНА представить анализ финансового состояния должника, а 31 июля ввел на „Востоке“ внешнее управление, проводить которое был назначен арбитражный управляющий Евгений ЗАХАРЧЕНКО.

Что касается финансового состояния ПХБО „Восток“, то оно за время процедуры наблюдения почему-то существенно ухудшилось. Согласно бухгалтерскому балансу, на первое полугодие 2000 года его активы составляли: основные средства — 87,7 млн рублей, материалы и готовая продукция — 4,5 млн, дебиторская задолженность — 4,8 млн, а кредиторская — 68,8 млн. А по итогам первого полугодия 2001 года его активы „усохли“ до 30,3 млн рублей, дебиторская задолженность выросла до 8,5 млн, а кредиторская — до 76,7 млн. Налицо — полное банкротство, когда пассивы в два раза больше активов.

Однако подобная арифметика ничуть не смутила Евгения ЗАХАРЧЕНКО, который подготовил весьма оптимистический план внешнего управления. 27 сентября 2001 года собрание кредиторов „Востока“ утвердило этот план, следить за его реализацией должен был избранный комитет кредиторов, в состав которого вошли три представителя Омскэнерго.

План внешнего управления предусматривал реализацию незадействованных основных средств, излишних материалов и долгосрочных вложений, а также приобретение сырья для запуска производства и обеспечения бесперебойной работы предприятия. Кроме того, для оздоровления „Востока“ требовались инвестиции в размере 15,6 млн рублей. Опасения, правда, вызывали многочисленные конкуренты. Оказывается, продукцию, аналогичную „восточной“, выпускали не только в далеких Воронеже, Кирове, Курске, Воскресенске, Ярославле, но и поближе — новосибирский хлопчатобумажный комбинат,кемеровское Химволокно и барнаульское Синтволокно. Кроме того, подобная продукция по демпинговым ценам поступала из среднеазиатских стран.

»Восток" — на продажу

Как и следовало ожидать, план внешнего управления с треском провалился. То ли конкуренты заели, то ли инвесторов не нашлось, а скорее всего он был нереалистичным с самого начала. Уже весной 2002-го Евгений ЗАХАРЧЕНКО констатирует: «за год кредиторская задолженность возросла до 80,2 млн рублей, постоянное увеличение задолженности перед бюджетом, поставщиками товаров, работ и услуг требует введения конкурсного производства». 30 апреля 2002 года собрание кредиторов поддержало предложение внешнего управляющего, а 28 мая арбитражный суд ввел на «Востоке» конкурсное производство сроком на один год.

В арбитражном деле К/Э — 173/00 по банкротству ПХБО «Восток» есть список недвижимого имущества, имевшегося у предприятия на момент банкротства, который поражает своей краткостью. От некогда огромного объединения остались: два общежития на ул. 5-я Кордная, 62 в и 1-я Шинная, 46 стоимостью 4,8 и 4,9 млн рублей, детский сад — 573 тысячи, канализационные сети — 665 тысяч, пионерский лагерь им. Терешковой — 1,7 млн, магазин на ул. 3-я Кордная, 24 — 330 тысяч, охотхозяйство в Саргатском районе — 77 тысяч, цех ТНП — 179 тысяч, цех упаковки — 5,9 млн, пристройка к филиалу № 1 — 6,4 млн.

А вот в результате получены были за все это имущество сущие копейки, к тому же часть его вообще где-то бесследно растворилась. Вот что говорится в отчете конкурсного управляющего: «Проведена оценка имущества ПХБО „Восток“ с привлечением независимого оценщика силами оценочной комиссии с участием кредиторов. По результатам оценки общая стоимость реализованного имущества составила 2,9 млн рублей. В период конкурсного производства на предприятии продолжалась производственная деятельность, по итогам которой реализовано продукции на 598 тысяч». Надо заметить, что в арбитражном деле есть несколько вариантов отчетов конкурсного управляющего, цифры в которых несколько разнятся.

К тому же сами отчеты написаны в странной форме: встречаются обороты «по словам», «по информации». Как признался на одном из заседаний суда представитель ЗАХАРЧЕНКО САЛАХУТДИНОВ, отчет подготовлен и подписан не самим конкурсным управляющим, а его представителем БЕЛКИНЫМ. А сам Евгений ЗАХАРЧЕНКО весной 2003-го получил интересное предложение, возглавил спиртовой завод в Иркутской области, после чего в Омске стал бывать наездами.

Согласно позднейшему варианту отчета, были полностью погашены долги первой очереди — капитализированные платежи по работникам «Востока», получившим увечье, — 9,8 млн рублей и второй очереди — задолженность по зарплате перед 408 работниками — 2,1 млн. Откуда взялась такая сумма для удовлетворения требований первой и второй очереди, если в результате конкурсного производства удалось получить за счет распродажи и производственной деятельности всего 3,5 млн рублей, отчет умалчивает.

Налетай — подешевело

В отчете фигурирует цифра — по 49 договорам было распродано имущество «Востока». Однако в приложении к арбитражному делу их удалось обнаружить только 42. Основными приобретателями имущества банкрота стали ООО «ПФ „Восток“, ООО „ХБК “Восток», ООО «ТД „Восток-ткань“ и ООО „Экспортер“. От имени двух последних договоры заключала генеральный директор обоих МаринаФЕДОТОВА.

В основном по договорам были распроданы разнообразные материалы и оборудование, наиболее часто встречающаяся сумма сделки — 60 тысяч рублей. Впрочем недвижимое имущество тоже было распродано по „рыночным“ ценам, то есть почти даром. Так, матрацный участок — двухэтажное здание площадью 1 327 квадратных метров по оценке ООО „Бизнес-эксперт“ стоило всего 238 тысяч рублей, за столько его и приобрели Сергей ФИЛАТОВ и Юрий ХЛЫНЦЕВ.

Двухэтажное здание склада готовой продукции площадью 1 698 квадратных метров оценено в 305 тысяч рублей, его приобрела ПФ „Восток“. Три одноэтажных склада готовой продукции площадью 2 411 квадратных метров тот же „Бизнес-эксперт“ оценил в 292 тысячи рублей, счастливым покупателем стало ООО „Экспортер“. А вот незавершонное строительство на ул. Орджоникидзе, 162 площадью 2518 квадратных метров ООО „Эксперт-Сервис-Центр“ оценило в 400 тысяч рублей, его выкупило ОАО „Омский завод металлоконструкций“.

Стоимость оборудования и материалов тоже выглядит чисто символической, их продавали без специальной оценки, на глазок. 42 договора купли-продажи, приложенные к делу, заключались со 2 августа 2002-го по 19 августа 2003-го. Как указано в отчете, два общежития и тепловые сетик ним были исключены из конкурсной массы и переданы в муниципальную собственность. А вот куда делись ранее фигурировавшие в деле детский сад, пионерлагерь им. Терешковой, магазин на ул. 3-я Кордная, 24 и охотхозяйство в Саргатском районе, остается только гадать.

Все имущество продавалось без конкурса — чтобы, не дай бог, за него больше не предложили. Но все продажи вроде бы были согласованы с комитетом кредиторов, то есть с Омскэнерго. Средняя цена квадратного метра при сделках — от 100 до 200 рублей. Что называется, и почему мы не оказались в числе счастливых покупателей. Однако, по информации „КВ“, все продавалось конкретнымблагоприобретателям и отнюдь не случайным.

Все эти ООО, имеющие в своем названии слово „Восток“, контролируются бывшим генеральным директором и владельцем ПХБО „Восток“ Сергеем СОРОКОЙ. Сначала, видимо, было выведено основное имущество „материнского“ предприятия, а потом то, что не успели вывести, было приобретено за символическую цену на „конкурсной“ распродаже.В арбитражном деле есть сведения только о выделении из ПХБО „Восток“ ООО „Восток“, зарегистрированного в селе Корсине Колосовского района. Ему было передано имущество на 75,2 млн рублей.

Откуда взялись остальные „Востоки“, какое именно имущество было выведено в них, до банкротства ни конкурсного управляющего, ни кредиторов, ни суд — никого не заинтересовало. Известно, что Сергей СОРОКА также был владельцем Любинского консервного завода, выпускавшего тушенку, это предприятие тоже было обанкрочено, а остатки имущества выкупили структуры, котролируемые тем же СОРОКОЙ.

На нет и суда нет

Евгений ЗАХАРЧЕНКО затянул конкурсное производство „Востока“ сверх всяких сроков. 1 июля 2003 года суд пошел навстречу его просьбе и продлил срок банкротства на два месяца. 4 ноября 2003-го суд потребовал у конкурсного управляющего представить отчет в терорган ФСФО. 9 декабря суд потребовал рассмотрения отчета и предоставлении справок о сдаче документов в архив. 27 января 2004-го суд удовлетворил ходатайство ЗАХАРЧЕНКО о продлении конкурсного производства на один месяц для завершения передачи документов.

Согласно справке, подписанном директором архива ПУГАЧЕВОЙ, 26 января „в связи с отсутствием площадей принять документы по личному составу ПХБО “Восток» не имеем возможности". А суд принимал новые определения с 9 марта, 18 мая с требованием — сдать документы в архив. 18 мая место в архиве нашлось, и документы по личному составу ПХБО «Восток» за 1941-2003 годыв количестве 4 233 дел были приняты на хранение в ГУ«Центр документации новейшей истории Омской области».

13 июля суд требует, чтобыЗАХАРЧЕНКО представил отчет в Управление МНС по Омской области и лично явился на заседание. 14 сентября сверхзанятый Евгений ЗАХАРЧЕНКО, видимо, почтил своим присутствием арбитражный суд во всяком случае решениео завершенил конкурсного производства на ПХБО «Восток» было принято.

В полном тексте определения суда от 20 сентября 2004 года есть замечательная фраза: «Требования кредиторов ПХБО „Восток“, не удовлетворенные по причине не достаточности имущества должника, считаются погашенными». Вот так, по закону, растворились в воздухе около 50 млн рублей налоговых долгов предприятия и 8,7 млн — конкурсных. Но, видимо, все кредиторы удовлетворены подобным исходом, потому что никто из них не пытается обжаловать действия конкурсного управляющего.

В конце концов, на территории ПХБО «Восток» остались и действуют другие «Востоки». Ну а то что четыре с лишним тысячи акционеров ЗАО и кредиторы остались с носом — никто не виноват, просто карта так легла. Так что не будем ворошить ставшее достоянием истории банкротство ПХБО «Восток», мир праху его.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.