Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

Андрей ЛЕВИНСКИЙ: "96% электричества для города Омска вырабатывает АК "Омскэнерго"

29 ноября 2004 10:29
0
2574

Сегодня успешный бизнес во многом зависит от качественной работы юристов. Тем более в такой сфере, как энергоснабжение. О правовых тонкостях энергетики и о ходе реформирования компании корреспонденту „КВ“ рассказал заместитель генерального директора АК „Омскэнерго“ по правовым вопросам и реформированию Андрей ЛЕВИНСКИЙ.

— Андрей Игоревич, первый вопрос, естественно, о реформировании...

— Часть сервисного бизнеса, как вы помните, мы уже выделили в начале года. Остается главный вопрос — разделение компании по видам деятельности, как того требует федеральное законодательство и корпоративный план реформирования. Этот вопрос будет в повестке дня внеочередного собрания акционеров 30 декабря, где будет принято решение о реорганизации ОАО АК «Омскэнерго» в форме выделения трех акционерных обществ — генерирующей, сбытовой и управляющей компаний. Сетевой вид деятельности остается за ОАО АК «Омскэнерго».

— Все уже готово к разделению компании?

— Да. Все этапы мы прошли и произвели необходимые корпоративные действия. 25 ноября для принятия корпоративных решений соберется Совет директоров АК «Омскэнерго». Остается провести общее собрание акционеров и в первой половине 2005 года зарегистрировать выделившиеся компании.

— А что будет с кредиторами и дебиторами АК «Омскэнерго»?

— Могу гарантировать, что после проведенной инвентаризации правопреемственность по всем обязательствам и правам Общества разложена и закреплена в разделительном балансе. Поэтому выпадение информации по этому вопросу и нарушение интересов Омскэнерго и его кредиторов исключены.

— С группой МДМ нет разногласий в вопросах реформирования компании?

— Можно сказать, что мы уже нашли понимание по всем сложным вопросам — и по оценке акций, и по разделительному балансу. Совместные с РАО «ЕЭС России» консультации проведены.
— Последние два года АК «Омскэнерго» пришлось много вопросов решать в судах. Когда же этот период завершится?

— Федеральный закон «Об электроэнергетике» еще не заработал в полном объеме, не завершилось реформирование предприятий энергетической отрасли, формирование цивилизованного рынка энергоснабжения. Большая часть конфликтных ситуаций, разрешаемых в основном в судебном порядке, возникает в результате попыток опережения по выходу ряда организаций на самостоятельные внешние источники энергоснабжения над завершением вышеуказанных процессов законодательного регулирования и реформирования «большой энергетики». Результат появления новых «поставщиков энергии» на розничном рынке Омского региона — это, безусловно, снижение рентабельности ОАО АК «Омскэнерго» и, как следствие, резкое повышение тарифов на энергию для большей части потребителей. Попытки построить некий цивилизованный конкурентный розничный рынок электроэнергии активно продолжаются и сегодня, пример чему — очередная компания из другого региона, не имея собственной генерации, предлагает поставлять электроэнергию по низким ценам с оптового рынка. Цель — быстро получить прибыль за счет перепродажи энергии.

— И результат?

— Практически 100% судебных споров, включая рассматриваемые в Арбитражном суде Москвы, завершилось с положительным результатом, что подтверждает правомерность нашей позиции в этом направлении.
Энергетика — основа экономики и жизнедеятельности, поэтому в разрешение конфликтных ситуаций втянуты буквально все — от потребителей до государственных контролирующих органов. Огорчает то, что по некоторым направлениям уже сформирована и судебная практика и имеются акты административного воздействия. Однако непримиримые оппоненты продолжают по несколько раз «ходить по кругу», подвергая проверке в суде один и тот же предмет отношений. Втягивание в этот процесс административных органов приводит к противоречивому толкованию законодательства и принятию порой взаимоисключающих актов реагирования. О результатах их оспаривания и формировании судебной практики я уже говорил выше.
Что остается проигравшей стороне? Формировать общественное мнение против АК «Омскэнерго». Между тем, не трудно понять, что функционально транспортировщик энергии не может конкурировать с производителем. В Омской области, кроме Омскэнерго, никто не производит электрическую энергию для продажи на розничном рынке, поэтому все звучавшие в последнее время обвинения о «монополизме» ОАО АК «Омскэнерго» думаю беспредметны. Заявлять об этом по праву можно только после создания равноценного конкурентного генерирующего предприятия либо развития электрических сетей. По затратам это, безусловно, немыслимо.
Есть примеры, когда предприятия производят электрическую энергию для собственных нужд. Для рынка же в целом — это капля в море. По данным антимонопольного управления, по территории города Омска — 96% сегодняшнего рынка электроэнергии — это АК «Омскэнерго» и стопроцентная доля — по области. Поэтому, повторю — говорить о конкуренции на розничном рынке сегодня можно после запуска мощностей, соразмерных ОАО АК «Омскэнерго». Пока же странно слышать рассуждения о том, как кто-то самостоятельно в рамках региона пытается построить цивилизованный рынок. Задача по созданию конкурентной среды столь сложна, что под силу лишь государству. И государство сегодня именно этим занимается.


— Много вопросов со сбытом тепловой энергии?

— В теплоснабжении остается множество неясных мест. Это и взаимоотношения с организациями, которые сегодня транспортируют тепловую энергию и теми организациями, которые обслуживают внутридомовые сети. Явно не хватает законодательной базы, которая бы регламентировала отношения между всеми участниками процесса теплоснабжения.

— А конкретный пример?

— Пример такой. Тепловая энергия должна распределяться по жилому дому равномерно ко всем потребителям. А если этого не происходит, то АК «Омскэнерго» фактически терпит убытки, поскольку потребитель не имеет возможности потребить качественную тепловую энергию. Кто виноват? За содержание и ремонт внутридомовых сетей отвечают жилищники, что следует из норм федерального жилищного законодательства и прямо предусмотрено постановлением мэра № 410-п, следовательно, они и должны обеспечить сохранность качества тепловой энергии при ее распределении по внутридомовым сетям на энергопринимающие устройства граждан. Прямых договорных отношений с жилищными организациями у нас нет. Понуждение к заключению таких договоров также затруднительно, в виду несовершенства законодательной базы и наличия сложившихся взаимоотношений между гражданами и жилищными организациями. Содержание сетей уже входит в тариф по обслуживанию жилья. Обслуживающая организация не вправе дважды получать оплату за одну и ту же услугу.

— А есть ли вообще выход из этой ситуации?

— Мы его ищем и обязательно найдем. Н неоднократно обращались к городу с предложением выстроить иную схему взаимоотношений по теплоснабжению. Даже предлагали вернуться к старой схеме, когда АК «Омскэнерго» продавала энергию оптом муниципальному предприятию тепловых сетей и котельных. Оно осуществляло ее реализацию потребителям. Нам пришлось отказаться от этой схемы — компания понесла значительные убытки. ПТСК задолжало компании большую сумму. Мы готовы вернуться даже к этой схеме, чтобы выстроить, наконец, модель теплового рынка. Риск, конечно, высокий. Мы это понимаем.

— А чем завершилась история с долгом городского бюджета перед компанией. Муниципалитет согласился выплатить эти 200 миллионов?

— Пока, насколько я знаю, нет. Будем теперь решать эту проблему в арбитражном суде. Нашу позицию, кстати, поддерживают федеральные и региональные органы власти. Компания реализует теплоэнергию по тарифу, установленному Региональной энергетической комиссией. И мы обязаны продавать по этой цене, поскольку иначе сами нарушили бы налоговое и тарифное законодательство. Убеждение в том, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать стоимость коммунальных услуг, не относится к теплоснабжению, поскольку последнее к коммунальным услугам не относится. Об этом также имеется судебное толкование. Причина проблемы — ошибочное применение понятий: тариф на услуги ЖКХ и предельного размера собственных расходов граждан, установленного Горсоветом, от государственного тарифа на энергию, который определен решением РЭК.

— Еще один запутанный вопрос. Так можно или нельзя отключать потребителей от электроснабжения?

— Можно. Это право закреплено в статье 546 Гражданского кодекса для случаев обеспечения безопасного режима работы энергообъектов, предотвращения аварий, а также при неисполнении абонентом встречного обязательства по оплате энергии. По своей природе энергоснабжение — является разновидностью договора купли-продажи. Действует презумпция возмездности всех гражданско-правовых сделок. Естественно, существует определенный порядок ограничений, предусмотренный постановлением Правительства РФ. Не так давно и Верховный Суд РФ высказался в том смысле, что правоотношения в сфере энергоснабжения ничем не отличаются от других правоотношений, поэтому и граждане могут быть ограничены до погашения задолженности.
Отрицательный результат от неполученной Омскэнерго выручки ложится на плечи других потребителей, поэтому задача правовой службы Компании предупредить развитие событий в таком негативном режиме.


— Сколько сегодня юристов в правовой службе АК «Омскэнерго»?

— Непосредственно правовой работой занимаются 24 человека. Это не очень большой штат, если судить по объему выполняемой работы. Но все очень хорошие специалисты, поэтому и справляемся.

— Не тяготит жесткий контроль со стороны правоохранительных органов и прокуратуры?

— А я не вижу ничего плохого в жестком контроле. Почему сегодня много спорных вопросов в сфере энергоснабжения? Ответ один — недостаточное законодательное регулирование. Кроме того, недостаточно развита и обратная связь, и соразмерный государственный контроль за действиями наших оппонентов. Все эти пробелы приходится «шлифовать» судебной практикой. Именно этим мы сегодня и занимаемся — создаем правовые предпосылки для входа в цивилизованный рынок энергоснабжения.

Биография

Андрей Игоревич родился 1 августа 1968 года в городе Омске. Окончил среднюю школу № 80 в 1985 году. В том же году поступил на машиностроительный факультет Омского политехнического института. В 1986 году был призван в армию. Служил в Белоруссии — в воздушно-десантных войсках.

После службы в армии в 1988 году вернулся в Омск. Практически сразу пришел работать в АК «Омскэнерго» — оператором в отдел АСУ. Более пяти лет отработал в этом отделе. Затем работал в службе экономической безопасности компании. Одновременно учился в Омском государственном университете на юридическом факультете, который успешно окончил в 2003 году.

С 1998 года работает в департаменте правового обеспечения АК «Омскэнерго». Начинал с должности юрисконсульта, затем был начальником отдела, заместителем начальника департамента, начальником департамента.

С мая 2004 года — заместитель генерального директора АК «Омскэнерго» по правовым вопросам и реформированию.

Женат. Две дочери. Старшая дочь Юлия учится на историческом факультете Омского государственного университета. Младшая дочь Алиса перешла во второй класс.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.