Все рубрики
В Омске воскресенье, 5 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,6918    € 98,5602

Олег МКРТЧЯН: "Выбрав "Пятерочку" мы ыиграли время, а это самое главное"

3 октября 2005 12:45
0
2495

Когда подтвердилась информация о том, что у сети универсальных магазинов «Пятерочка» появился стратегический инвестор в лице ассоциации «Партнер-Омск», корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ обратился за разъяснениями к президенту ассоциации Олегу МКРТЧЯНУ. Олег Саркисович не только поделился с «КВ» своими планами относительно «Пятерочки», но и рассказал о том, чем живет сегодня одна из крупнейших омских компаний.

— Олег Саркисович, ассоциация «Партнер-Омск» известна как крупный трейдер. Теперь у вас другие планы?

— Оптовый трейдерский бизнес — это лишь одно из трех направлений нашей деятельности. В это направление мы сгруппировали всю продукцию производственно-технического назначения, ГСМ, сырье для нефтехимической промышленности, автомобильную, строительную и железнодорожную технику. Второе направление, которое мы сегодня развиваем, — производственное. А третье — это розничная торговля.

— А какое именно производство?

— Лесопереработка. У нас сейчас работают два предприятия. Одно из них занимается лесозаготовкой в Томской области, а другое — Белоярский мачтопропиточный завод — работает на Алтае. Мы планируем выстроить полную производственно-технологическую цепочку лесопереработки — от заготовки сырья до продажи готовых изделий. Правда, это не так просто сделать быстро: требуются серьезные инвестиции, анализ рынка, детальная проработка бизнес-проекта.

— Вы приобрели работающие или развалившиеся предприятия?

— Эти предприятия сегодня работают. Но, конечно же, мы рассчитываем строить там новые производственные мощности. И мы уже давно с ними работаем. Продукцию Белоярского завода, например, продаем с 95-го года. Это изделия из древесины специального назначения для железных дорог и энергосистем — шпалы, столбы. Теперь мы решили стать его акционерами. Произошло, можно сказать, дружеское поглощение. По обоюдному согласию сторон.

— В Томской области сырье, а переработка на Алтае?

— Сегодня для Белоярского завода хватает и местного сырья. Но мы, естественно, рассчитываем на перспективу. Да и в Томской области мы тоже планируем построить перерабатывающие мощности.

— Омская область богата лесными ресурсами. Вы не думали о строительстве предприятия здесь?

— Есть такой термин, как доступность лесных ресурсов. Если посмотреть с точки зрения доступности, то Омская область находится не в очень выгодном положении. Отсутствует самый удобный и относительно дешевый вид транспорта — железная дорога. В этом плане повезло нескольким регионам — Уралу, Красноярскому краю и Томской области. Мы идем в Томскую область потому, что там есть железнодорожная ветка, которая уходит в глубь лесных массивов почти на 300 километров.

— У нас традиционно использовался Иртыш для транспортировки леса...

— При использовании водного транспорта возникает много проблем. Во-первых, он сегодня не в лучшем состоянии находится. Во-вторых, его нельзя использовать в течение всего года, а только короткий период летней навигации. Для небольшого производства, конечно, можно возить и автотранспортом. Но если мы говорим о серьезном бизнесе, о предприятии, которое должно работать ритмично круглый год, — это уже вопрос.

— На какой объем производства вы намерены выйти и каков объем инвестиций?

— Объем производства — это 400 — 500 тысяч кубометров сырья в год. Но речь идет именно о глубокой переработке. Мы хотим сделать новое, современное производство. Оборудование будет, скорей всего, немецкое или итальянское. Мы еще выбираем. А суммарные инвестиции по всем проектам лесопереработки — более 100 млн долларов.

— Ваша компания достаточно долго не решалась входить в производство. Почему?

— Это не совсем так. В производственном сегменте мы присутствовали, пусть и не в больших объемах. А сейчас планируем входить в производство более масштабно. Причем мы выбрали самый сложный путь — строим новые мощности. Согласитесь, есть некоторая разница между приобретением работающего производства и строительством нового. Мы обсуждали, кстати, варианты приобретения нескольких предприятий, которые производят ДСП и ДВП. Но отказались в итоге. Эти технологии уже устарели. Какое-то время они еще могут существовать, но все равно умрут в обозримом будущем.

— Ваши бизнес-интересы располагаются сегодня за пределами региона....

— Как ни странно, но в основном так.

— Может, вам не дают здесь работать?

— Нет, никто нам не мешает. И давления никакого нет. Просто так сложились обстоятельства. Все произошло само собой. Но был период, когда мы активно работали и в Омске. Более того, я сегодня ставлю задачу перед сотрудниками компании активнее работать в Омске. У нас на рассмотрении, кроме проекта по развитию сети розничной торговли, находятся и другие проекты, которые мы собираемся реализовать именно в Омске. Это участие в строительстве жилья и новых торгово-развлекательных центров; обдумываем строительство своего бизнес-центра и складского комплекса класса «А» на юге Омской области.

— Вы упомянули о периоде работы с Омскэнерго. Позже ходило много слухов, что вы, якобы, «раздевали» Омскэнерго и наживались на этих поставках угля...

— Мы действительно много работали с Омскэнерго. В отдельные периоды мы поставляли для этой компании все энергоносители — и уголь, и газ. А что касается слухов... Это как трактовать нашу работу. Мне не кажется, что мы кого-то раздевали и разували. Наоборот, я считаю, что мы в тот момент помогали решать конкретные проблемы энергосистемы. Мы придумали уникальные схемы, которые помогли Омскэнерго выжить в тот момент. Схема покупки угля, например, позволила добиться его удешевления в два с лишним раза. Он стоил более 12 долларов, а мы перевели на пятидолларовый уровень. При этом наша комиссия составляла 5%. Так раздевали мы Омскэнерго или нет? Причем ситуация в тот период была очень сложная. Денег в обороте Омскэнерго было 25-30%. Остальное — бартер. А уголь продавался только за деньги. И мы взяли нагрузку на себя. Продавали за деньги продукцию предприятий, которой они рассчитывались за электроэнергию, а потом этими деньгами рассчитывались за уголь.

— Уже четыре года «Партнер-Омск» с углем не работает, но обороты компании не упали...

— Обороты по сравнению с тем периодом даже выросли в три раза. У нас сегодня довольно прочные позиции в продаже лесопродукции, нефтепродуктов, металла и различных видов техники.

— А куда продаете?

— В разные регионы. Мы работаем с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, республиками Средней Азии — Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией.

— По какой из позиций у вас самые большие объемы? По нефтепродуктам?

— Нефтепродукты и металл сегодня примерно на одинаковом уровне. Чуть меньше у нас объемы по лесопродукции. Но только в силу ее специфики. Лес дешевле. А в физических объемах это сопоставимо.

— Для развития собственной розничной торговли вы выбрали «Пятерочку». Почему именно этот брэнд?

— Скажем так: это было стечение ряда факторов и ряда обстоятельств. Я считаю, что работать с готовым брэндом и с готовой бизнес-технологией всегда легче, чем начинать с нуля. Выбрав «Пятерочку», мы выиграли время, а это самое главное. Можно ведь самому изобретать колесо, а можно приобрести его и пользоваться. К тому же «Пятерочка» в какой-то степени уникальная компания. Она имеет, на мой взгляд, хорошо прописанную бизнес-технологию. В отличие от «Перекрестка», «Копейки» и многих других. Этот анализ мы делали, и решение, поверьте, не спонтанное. Оно соответствует обдуманной и утвержденной «Стратегии развития компании до 2010 года». С «Пятерочкой» или без нее, но мы бы начали развивать розничную сеть в любом случае.

— То есть вы рассматривали и другие варианты?

— Конечно. Рассматривали, анализировали. И этот процесс еще не завершился.

— Какие планы по «Пятерочке»?

— По «Пятерочке» у нас есть пока серьезная бизнес-идея. Чтобы сдвинуться к чему-то конкретному, мы сейчас разрабатываем бизнес-план. Необходимо рассмотреть ряд нюансов, связанных с рынком непосредственно. А потом уже будем решать, сколько магазинов формата «Пятерочки» нужно для Омска и есть ли такое количество подходящих объектов недвижимости. Но плановые показатели, на которые мы ориентируемся, — порядка 50 магазинов этого формата.

— То есть предполагается и другой формат?

— Он уже есть. Это наш супермаркет «Купеческий» в Сити-Центре, который мы позиционируем в другом сегменте. Это супермаркет класса «премиум». Мы обсуждаем более серьезное вхождение и в эту нишу рынка. «Купеческий» в перспективе тоже может трансформироваться в сеть. А может, актуальнее будет купить франшизу и для такого формата. Например, у «Седьмого континента». Посмотрим. Ведь необходимо еще выстроить инфраструктуру ритейла — распределительный центр, сопутствующие бизнесы.

— Какие именно бизнесы?

— То же производство, например. Когда мы проанализировали работу «Пятерочки», то увидели, что в прошлом году она получила прибыль от реализации продуктов питания под собственным брэндом. У «Пятерочки» был свой сахар-рафинад, например. Но это может быть не только сахар, а любые другие продукты — пельмени, масло и так далее. Можно ведь не только производить, но и фасовать. И тогда этот бизнес будет максимально эффективен.

— Сколько вы предполагаете вложить в развитие «Пятерочки»?

— Ритейл — это очень капиталоемкая тема. Нужно поддерживать на достаточном уровне оборотный капитал. Не говоря о том, что какую-то часть недвижимости нужно иметь в собственности. По моим предварительным оценкам, нам потребуется порядка 500 млн рублей. Более точную сумму инвестиций определим, когда будет готов бизнес-план. Но порядок цифр примерно такой. И это при неполном владении объектами недвижимости.

— Вы не все помещения под магазины планируете покупать?

— Часть магазинов будет в аренде, как и сегодня. Покупать все — это нерационально. Если есть достаточный собственный капитал, то да — лучше магазины иметь в собственности. А если речь идет о заемных деньгах, то разницы нет никакой — аренду платить или проценты по банковскому кредиту.

— Есть ли планы по строительству продуктового гипермаркета? Или в Омске такой формат не востребован?

— Никто достаточно хорошо не изучал этот вопрос, на мой взгляд. Выгодны большие форматы в Омске или невыгодны — понимания пока нет. Все зависит, в конечном итоге, от покупательной способности населения. Я лично считаю, что необходимо развивать несколько форматов одновременно. Должны быть и супермаркеты эконом-класса, и мидл-класса, а вот в дополнение к ним возможен и гипермаркет. Чем больше розничная сеть, тем выше сила закупки. Большое торговое предприятие всегда гораздо более интересно для производителей. И производители будут давать ему максимальные скидки, льготы и какие-то дополнительные условия при поставках товара.

— Сейчас по «Пятерочке» и «Пятому Бастиону» идет много негатива. Не мешает этот негатив работе?

— С одной стороны, мешает, конечно. Любой негатив всегда мешает бизнесу. С другой стороны, никто не создаст нам комфортной ситуации. Никто ничего не принесет на блюдечке с голубой каемочкой. Мы понимаем, что это реалии и с ними нужно считаться. Будем преодолевать сложности.

— А что вы думаете по поводу обязательств «Пятого Бастиона» перед Геннадием ЗВЯГИНЦЕВЫМ? Там какая-то совершенно запутанная история...

— Она не такая уж запутанная. Наоборот, очень простая. Если есть о чем договариваться, то надо садиться за стол переговоров и договариваться. Все свои обязательства я всегда выполняю. Вот только о каких обязательствах идет речь? Есть некий договор займа между ЗВЯГИНЦЕВЫМ и ТАТАРСКИМ, который не подкреплен никакими финансовыми документами «Пятого Бастиона». Уверен, что если такие документы имеются, самое разумное — это их представить, показать. И тогда будет понятно, сколько денег они дали «Пятому Бастиону».

— Но деньги были или нет?

— Действительно, какие-то деньги вкладывались в «Пятерочку», но они и забирались оттуда. Там есть сальдовая сумма — 7 миллионов рублей. Но как учредители предприятия они несут и определенные риски бизнеса. Омская сеть «Пятерочки» на сегодняшний день убыточна. Балансовый убыток — 60 млн рублей. Это не считая 137,5 млн. рублей кредитов Газпромбанка. Если они хотят делить активы, то давайте тогда делить и пассивы. Или заберите то, что вложили в бизнес, но не больше. А ТАТАРСКИЙ и ЗВЯГИНЦЕВ хотят делить перспективы. Но, для того чтобы эти перспективы состоялись, нужно найти еще 500 миллионов рублей и несколько лет хорошо работать. Получается, кто-то должен работать, а кто-то рассчитывает на результаты этой перспективной работы уже сегодня. Несправедливо. В общем, если бы у меня были хоть малейшие сомнения, мы не вошли бы в этот бизнес. Мы не из тех, кто любой ценой входит в бизнес, который считается перспективным. Да и выбор у нас был.

— Есть ли планы по Сити-Центру? Последнее время о нем почти не слышно...

— Планы есть, конечно. И они близки к завершению. Сегодня они осуществлены почти на 80%. А не звучал Сити-Центр потому, что мы не хотели озвучивать планы. Зачем потребителям наши планы? Им интересен конечный продукт. Вот когда мы завершим все работы, то представим омичам новый торгово-развлекательный комплекс. На конец октября, кстати, планируется ввод полноценного фитнес-клуб с большим бассейном общей площадью порядка 2 000 квадратных метров. В развлекательно-ресторанной части комплекса в данный момент продолжается реконструкция. Это еще порядка 2 000 квадратных метров. Пока там работают лишь два ресторана. Оставшаяся часть — в стадии проработки концепции.

— Не жалеете, что потеряли контроль над Омск-Банком?

— Я искренне считаю, что банк попал в хорошие руки. На самом деле мы даже благодарны «Туран-Алему», что он сумел принять быстрое решение и смог поддержать Омск-Банк в трудную минуту. Так что никаких сожалений нет, конечно. Это бизнес. Банк — очень тонкий финансовый инструмент, и он может развалиться. как карточный домик. Было достаточно примеров, когда разваливались и более крупные банки.

— Пришли к выводу, что банк — это не ваш бизнес?

— Не совсем так. Мы бы хотели заниматься банковским бизнесом. Но надо смотреть в перспективу. Сегодня в России более полутора тысяч банков. Это нонсенс. Ни в одной стране мира такого нет. Более того, мы видим, как проходит банковская реформа в Казахстане. Там было почти четыре сотни банков, а сейчас осталось около тридцати. И другого пути нет. Россия по нему тоже пойдет. Банк — это прежде всего капитал. По нашим оценкам, Омск-Банку необходимо было увеличить уставный капитал хотя бы до 60 млн долларов. Дело в том, что при малых объемах капитала банк неэффективен. «Туран-Алем» намерен инвестировать в него достаточные средства, чтобы Омск-Банк смог развиваться, а не топтаться на месте. От этого, как я считаю, выиграет и город Омск.

— Как вы считаете, какое место занимает «Партнер-Омск» среди омских компаний?

— Я могу только предполагать, естественно, поскольку рейтинга многопрофильных предприятий никто не составлял. Но, по нашим оценкам, среди всех омских коммерческих предприятий лидирующие позиции на сегодня у группы компаний «Титан» (за счет своего нефтехимического производства, естественно) и нашей Ассоциации «Партнер-Омск».

— Говорят, вы коллекционер современной живописи...

— На этот вопрос мне приходится отвечать довольно часто. На самом деле, я не такой уж коллекционер, как про меня говорят. Да, я люблю живопись, но заядлым коллекционером себя не считаю.

— Вы приобретаете картины, которые вам просто нравятся?

— Скорее так, да. Решение о покупке я принимаю на эмоциональном уровне. Конечно, стараюсь быть в курсе тенденций, слежу за ними. Мне просто некогда заниматься серьезным коллекционированием. Практически все время занимает работа...

— А спорт?

— Только на спорт время и остается. У нас вся компания спортивная. Мы и корпоративные спартакиады устраиваем, и в марафоне участвуем. В последнем марафоне почти 150 человек вышли на старт.

— А какие цели вы ставите перед собой?

— Те цели, которые заложены в «Стратегии развития» Ассоциации «Партнер-Омск». Если очень коротко, к 2010 году мы планируем войти в пятерку крупнейших оптовых операторов России. Еще мы намерены стать одним из крупнейших в России поставщиков строительного металлопроката, а также самым крупным поставщиком из России в Казахстан строительной, автомобильной и железнодорожной техники. Планов много...

Олег Саркисович родился 5 апреля 1965 года в городе Торезе Донецкой области (Украина). Там же окончил среднюю школу. В 1982 году поступил в Омский педагогический институт на исторический факультет. По окончании института в 1987 году распределился в Калачинский район Омской области. До 1990 года работал учителем истории в средней школе. Еще год возглавлял Калачинский районный комитет ВЛКСМ.

В 1991 году переехал из Калачинска в Омск и стал заниматься бизнесом. Историю становления и развития АСРПП «Партнер-Омск» отсчитывает с момента регистрации в ноябре 1991 года своего первого предприятия — ИЧП «Партнер». Cферой деятельности ИЧП «Партнер» была сначала мелкооптовая продажа продуктов питания и товаров народного потребления, но уже в 1993 году его фирма стала работать с Экибастузом и поставлять уголь для предприятий энергетики. В том числе для компании «Омскэнерго», которая вплоть до 2001 года оставалась стратегическим партнером компании.

В настоящее время АСРПП «Партнер-Омск» является одним из крупнейших в Омске холдингов, в который входит порядка двадцати предприятий, как трейдинговых, так и производственных.

Женат. Дочь школьница.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.