Все рубрики
В Омске вторник, 7 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,3124    € 98,4730

К коммерческой тайне подкрался "антитеррор"

23 января 2006 14:26
0
869

Операторы просят, клиенты не хотят

Напомним, что постановление № 538 «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» премьер Михаил ФРАДКОВ подписал 27 августа 2005 года. Новые правила написаны в развитие уже несколько лет действующего закона о системе оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), согласно которому телекоммуникационные компании независимо от формы собственности обязаны установить в своих сетях спецоборудование, которое позволяет правоохранительным органам прослушивать при необходимости телефонные разговоры, читать SMS-сообщения и письма электронной почты.

Теперь компетентным органам предоставлены еще большие возможности. В целях борьбы с терроризмом, разумеется, они будут иметь удаленный доступ к базам данных всех операторов связи. А сами сотовые операторы обязаны изменить теперь методы работы с корпоративными клиентами. Дело в том, что до сих пор корпоративные телефоны оставались островком анонимности. Спецслужбы никак не могли узнать от оператора, кто именно из сотрудников той или иной компании пользуется конкретным телефонным номером. В базе данных оператора имелись только сведения о юридическом лице. И был общий список его телефонов. Теперь же, согласно новым правилам, оператор обязан пополнить свою базу фамилиями и паспортными данными всех конечных пользователей телефонных номеров корпоративного клиента.

— Мы ознакомились с этим постановлением правительства и приняли его к сведению, — осторожно пояснил «КВ» директор по маркетингу компании «МТС в Омске» Виктор ИССЕРС. — Постановление будет применяться нами в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей», Конституцией РФ, а также другими правовыми актами, регулирующими отношения в отрасли. В том числе Федеральным законом «О связи» и «Правилами оказания услуг подвижной связи».

Надо отметить, что в самом незавидном положении оказались именно операторы. С одной стороны у них государство в лице ФСБ, которое потребует незамедлительного исполнения нормативного акта, а с другой стороны — корпоративные клиенты, которые вовсе не обязаны предоставлять такие сведения операторам связи. Мало того, российское трудовое законодательство даже запрещает руководству предприятий это делать. В статье 88 ТК РФ недвусмысленно говорится о том, что работодатель не имеет права разглашать персональные данные о своих работниках без их письменного на то согласия. И каким образом связисты будут выбираться из этого правового казуса — пока не очень понятно.

— Конечно, исполнение одного из пунктов постановления, касающегося перерегистрации корпоративных абонентов, потребует от нас существенных усилий, — соглашается коммерческий директор Омского филиала ОАО «Вымпелком» Леонид ЛАВРОВСКИЙ (Билайн). — Но мы к этому готовы. По формальным признакам мы можем принять определенные меры к тем, кто не подчинится новым правилам, но наша задача — решить все путем конструктивных переговоров. Поскольку это новые правила, трудно сказать, как именно все будет происходить. В любом случае мы нацелены на ведение переговоров с нашими клиентами и положительное решение всех вопросов.

Закон суров, зато его можно обойти

Осторожные официальные комментарии двух крупнейших в Омске сотовых операторов понять можно. С корпоративщиками ссориться — себе дороже. Если простые граждане дают хороший прирост по количеству абонентов, то корпоративные клиенты, судя по всему, дают основной трафик. Иначе как объяснить, что сотовые компании, открыто публикующие данные об общем количестве абонентов, не раскрывают данные о количестве корпоративных телефонов. По прошлогодним приблизительным оценкам аналитиков, в среднем по России корпоративные абоненты составляли более 10% от общего числа абонентов всех сотовых операторов. При этом их количество постоянно растет. По словам Леонида ЛАВРОВСКОГО, количество корпоративных клиентов «Билайн» в Сибири выросло в прошлом году на 20%.

Есть у корпоративщиков и опасения за сохранность конфиденциальной информации. Еще не забыт скандал по поводу появления в Москве на пиратских носителях большого куска из базы данных МТС. Аналогичный казус был и в Санкт-Петербурге, когда на рынке появились компакт-диски с телефонными номерами абонентов практически всех петербургских операторов связи. Виновных в утечке информации тогда не нашли. Но сотовые операторы недвусмысленно намекали, что утечка произошла из спецслужб. А сейчас, когда в базу данных операторов попадут сведения о корпоративных пользователях, интерес к ним резко возрастет. Среди корпоративных клиентов омских сотовых компаний, напомним, есть не только руководители всех достаточно крупных коммерческих структур, но еще вся власть города и региона.

А нововведения, предусмотренные постановлением правительства № 538, предполагают даже удаленный доступ к базам операторов. При таком варианте нельзя исключать и элементарного хакерского взлома. Если один человек придумал защиту, другой обязательно найдет способ ее обойти. Впрочем, со временем обязательно найдутся способы обойти и сами правила. В приватной беседе с корреспондентом «КВ» один из компетентных специалистов (фамилию не называем по понятным причинам) предположил достаточно интересный ход. Можно, например, записать все корпоративные номера на двух-трех ответственных работников. И тогда уж точно никто не сможет узнать номер персонального мобильника мэра.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.