Все рубрики
В Омске суббота, 11 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,8239    € 98,9461

Владимир ВИНОГРАДОВ: "Муниципалы придумали лазейку и ее героически используют"

6 марта 2006 13:51
0
1127

Владимир ВИНОГРАДОВ, арбитражный управляющий МУП ЖХ Советского округа:
21 февраля арбитражный суд не стал вводить конкурсное производство в МУП жилищного хозяйства Советского муниципального округа (ЖХ САО). Пока не стал. Перенеся срок вынесения решения на 14 марта. О том что происходит сейчас в жилищном хозяйстве округа обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН, расспросил арбитражного управляющего Владимира ВИНОГРАДОВА

— Почему суд не принял решения?

— Нет решения МНС. Если объем кредиторской задолженности превышает сто миллионов рублей, решают уже не омские налоговики, а вышестоящая инстанция в Москве.

— Какова задолженность МУП ЖХ САО?

— Общая балансовая задолженность 170 миллионов рублей, доказанная — 145 миллионов.

— Что сейчас происходит в МУП?

— Шесть месяцев продолжался процесс наблюдения, когда предприятие работало хоть и самостоятельно, но под жестким контролем арбитражного управляющего, без разрешения которого закон запрещает вывод имущества, какое-либо отчуждение и т.д. На всем протяжении наблюдения ни одного предложения от администрации города, ни одной рекомендации, ни одной схемы: как будем спасать предприятие — ничего не поступало. В связи с этим мы начали работу с директорами филиалов (домоуправлений), выслушали их предложения и приняли решение, что сильно ждать кого-то не надо. Сам я с Виктором ШРЕЙДЕРОМ пытался встретиться как минимум три раза. Записывался на приемы, но так встреча и не получилась.

— Но есть же еще первый вице-мэр ПОТАПОВ, который курирует ЖКХ?

— Встречался я и с главой Советского округа КАРАСЕМ, который сказал, что решить должен город, он своих решений по этому поводу принимать не вправе. Встретился с ПОТАПОВЫМ, объяснил ситуацию, ему тоже была непонятна позиция руководства. Он сказал: если хотите создавать свою управляющую компанию — давайте. Считаю, что перед всеми, кому это положено знать, я свою позицию обозначил и приступил к организации управляющей компании на базе нескольких филиалов МУП ЖХ. И лишь после этого почему-то у всех проявился интерес. Начали совать палки в колеса. Но тем не менее сейчас идет бурный процесс у нас по созданию двух управляющих компаний.

— На базе существующих филиалов МУП ЖХ с их коллективами?

— Мы делали исследование буквально всех рабочих МУП. Работа была сделана огромная. Работаем сейчас по двадцать часов. В семь-восемь вечера встречались в домах, проводили собрания. Поэтому мы для себя приняли решение, что разваливать то, что существует, не стоит. Решено, что оставляем управленцев, сантехников, электриков, но не всех подряд, а расчетно. В настоящее время шестьдесят домов уже заключили договоры.

— Договоры о чем?

— На обслуживание.

— С кем — с вами?

— С управляющей компанией «ЖКХ-сервис».

— То есть одна из двух уже создана, зарегистрирована?

— Да.

— В каком месте она работает?

— Советский округ, третий филиал — район улицы Бархатовой.

— В начале разговора вы упомянули о палках в колеса. Что это за палки?

— Идет антипропаганда. Сейчас я дал задание своим юристам, которые проводят в день по три-четыре собрания, не агитировать за какую-либо конкретную управляющую компанию.

— Почему?

— Потому что я понял: муниципалитет расстаться со своим имуществом не очень-то хочет. Хотя это имущество ликвидным я бы не назвал: ветхое, старое. Если там что-то есть новое — за него сразу драка. Сейчас создали «ЭКО-прогресс», 51% которого принадлежит администрации города. Первоначально эта компания предназначалась для вывоза твердых бытовых отходов. А это самое прибыльное сегодня дело. Мы согласились с этим: хотите забрать самое прибыльное — забирайте. Несерьезно думать, что кто-то отдаст лакомый кусочек.

— Кому принадлежит имущество МУП ЖХ САО?

— Распоряжается им департамент недвижимости. Он и сдал в аренду. Мы направили как минимум двадцать писем во все адреса с просьбой не принимать решения по отчуждению имущества. Потому что в конечном итоге мне придется их оспаривать. Зачем мы сразу же выходим на острие конфликта?

— То есть у вас нет желания противопоставить себя муниципалитету?

— Ни в коем случае! Как говорят, лучше худой мир, чем добрая ссора. Если мы зайдем в этот бизнес и будем конфликтовать с мэрией, то ничего хорошего тогда не выйдет: можно сразу разукомплектоваться, разойтись и забыть об этом. Мы имеем пример в Старом Кировске. Создал человек управляющую компанию, а ему ничего не дали. Он подготовился, готов был участвовать в конкурсе на право управлять, согласен был взять имущество в аренду. Но ему ничего не дали — и все! Не имея своей базы, он просто задохнется. Не сможет работать. Мне, конечно, проще: есть база, есть техника. Не в центре, конечно, Советского округа, но есть.И если мне ничего не дадут, я смогу обслуживать дома.

— Сколько жилых домов на балансе МУП ЖХ САО?

— Порядка четырех тысяч.

— Вы сказали, что стоимость имущества МУП пять миллиардов с лишним рублей. Это включая жилые дома Советского округа?

— Да. Если быть точным, жилья на балансе на 5,3 млрд рублей.

— Кто был инициатором банкротства?

— Само МУП ЖХ САО.

— Почему?

— В свое время первыми на банкротство подали энергетики. По одному из счетов на 2,8 млн рублей. Им эту сумму проплатили. Но всего-то долгов энергетикам было около 70 млн руб. И энергетики направили следующий исполнительный лист, а потом еще один. И так отщипывали по кусочку. Получалось так, что любые денежки, которые поступали на счет, МУП было вынуждено отдавать энергетикам согласно исполнительным листам, иначе те снова подадут на банкротство. В конце концов в городе состоялось совещание, на котором было предложено руководству МУП подать на банкротство самостоятельно. Своего имущества у предприятия нет, все находится в хозяйственном ведении.Но при конкурсном производстве по закону все это имущество должно составить конкурсную массу. И арбитражный управляющий с момента введения конкурсного производства имеет право распоряжаться этим имуществом.

— То есть при конкурсном производстве возможна распродажа домов?

— Да.

— Странно.

— Вы считаете это странным, а я считаю — нормальным. Кто сейчас собственники этих домов?

— Город

— Муниципалитет, да. Но скажите: вот стоит трехэтажный дом. Практически все квартиры приватизированы. И напротив тоже приватизированный, но частный дом, бабушка живет. Почему в 3-этажном крышу, фасад, ремонтируют, а у бабушки — нет. Потому что она частник, скажете вы.

— Да.

— А здесь ведь тоже частники. Почему им ремонтируют?

— Они собственники только своих квартир, а собственниками всего остального город остается.

— Чего всего остального?

— Крыш, чердаков, подвалов.

— Ничего подобного! Если я приватизировал квартиру, ко мне автоматически переходит часть крыши, часть лестничной площадки, часть земли под зданием. Почему банкрот — Советский МУП ЖХ? Потому что платит за освещение подвала, чердака, за ремонт крыши и т.д. В частном доме он за это ведь не платит. Мы изучили практику других стран. В Казахстане НАЗАРБАЕВ решил все просто. Выступил по телевизору и сказал: уважаемые, вы все теперь собственники своего жилья и думайте сами, как его обслуживать, с завтрашнего дня МУПы прекращают свою работу. И все. Вы знаете, что там вымерли целые поселки рабочие. Потому что они были все дотационные. Эти поселки опустели, но укрупнились те поселки, где есть производство, промышленность и прочее. Почему? Потому что там люди могут зарабатывать сумму, достаточную для обслуживания своего жилья. Может быть, это жестоко, но другого выхода нет.

— А как в дальнем зарубежье?

— В Европе очень мало желающих стать собственниками жилья. У нас вот собирается собрание и все кричат: нашему дому сорок лет, он сыпется и разваливается. А там нет такой проблемы. Стало дому сорок лет, квартиросъемщик прервал отношения по аренде квартиры и перешел жить в новый дом. Все просто. Зачем быть собственником квартиры, если ее можно прекрасно арендовать, пользоваться, а в случае каких-либо непорядков, поднять трубку позвонить собственнику и потребовать ремонта. Поэтому на Западе собственников лишь процентов сорок населения, а у нас — 80-90%. У нас по логике должно быть так: создается управляющая компания и если в доме не приватизировано 15% квартир, она должна их выкупить у муниципалитета и сдавать в наем жильцам. Вложив деньги в этот выкуп, управляющая компания уже не потеряется — она затратила деньги.

— Вы говорите, что при конкурсном производстве будут распродаваться жилые дома.

— Не дома, а неприватизированное жилье.

— А дома на чьем балансе будут?

— Управляющей компании. Вы что думаете, в Омской области нет уже частных управляющих компаний? В Калачинске, например, уже работает. Я сейчас провожу процедуры банкротства в ЖХ пяти сельских районов.

— Что там происходит?

— Ситуация везде одинакова. Огромные долги, невозможность платежей. Начинаешь с долгами разбираться, чаще всего выявляется простая безграмотность экономистов. Почему в Советском округе столько долгов? Потому что квартиру приватизировали, ее надо снимать с баланса — не сняли. МУП ЖХ платит сто процентов налога на землю. Но с какой стати? Если ты собственник — часть земли твоя, плати сам. То есть не сделано перераспределение вот этих земельных отношений между собственниками жилья. Приведу тот же пример: бабушка в частном доме платит за землю, а почему собственники квартир в трехэтажном доме не платят? Вот и накопили такие огромные долги. Я считаю, что долги эти неправильные. Но сделать перерасчет уже невозможно. Вот сейчас в тех сельских районах, где ЖКХ банкротится, муниципалитеты заново создают аналогичные муниципальные предприятия. Но я гарантирую: их жизнь будет продолжаться неболее года.

— А имущество там разве не входит в конкурсную массу. Эти новые МУП создаются без имущества?

— Муниципалы придумали лазейку и ее героически используют. Не знаю, правда, почему налоговые инспекции смотрят на это сквозь пальцы. Раньше имущество всегда отдавалось в хозяйственное ведение, ставилось в баланс на 01 счет — основные средства. Сейчас все это имущество оозвано в казну, из которой передается в бессрочное и безвозмездное пользование. А все, что в аренде, ставится на забалансовый счет 001-й и этим имуществом предприятие уже не отвечает по своим долгам. Таким образом, все вновь созданные предприятия имеют нулевые активы...

— Эта процедура целенаправленно началась в прошлом году, не раньше?

— Да. А в городе что произошло — в Октябрьском, Кировском, Центральном...

— То же самое. Существует временное положение о городской казне, в котором написано: имущество, находящееся в хозведении у муниципальных структур и не используемое по назначению, подлежит возврату в муниципальнуюказну. А под эту гребеночку сейчас все имущество из хозведения передали в казну и тут же передали в аренду.

— То есть это произошло после того, как в МУП ЖХ САО началась процедура банкротства?

— Да. Но это противоречит указанному положению: как это не используется?! Ведь имущество, забрав в казну, тут же отдают обратно в аренду. Тут даже школьнику понятно, что имущество используется, но выводится из-под удара.

— Вы сказали, что диалога с городом не получалось, но сейчас-то после создания «ЭКО-прогресса» что-то сдвинулось?

— Собрали руководителей филиалов МУП ЖХ САО и сказали, что при каждом должна быть создана управляющая компания, которая будет подчиняться «ЭКО-прогрессу». Сейчас распускают слухи о том, что управляющая компания, которую создал я. — московская. А у омичей аллергия на Москву. Но я, по-прежнему готов к диалогу с муниципалитетом, надеюсь, что от бумажной какой-то войнушки перейдем к конструктивным действиям.

А моя рекомендация всем собственникам жилых помещений — крайне внимательно отнестись к выбору управляющей компании.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.