2 февраля приступил к исполнению своих обязанностей новый первый заместитель прокурора города Омска, который до последнего назначения в течение трех лет возглавлял Называевскую межрайонную прокуратуру. С Павлом ДАНЧЕНКО побеседовал корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Павел Валерьевич, какие первые впечатления от новой должности?
— Первые две недели я в основном просматривал и изучал отчеты. Оценивал, что было уже сделано, намечал приоритетные направления, которым необходимо будет уделить особое внимание. В общем, вникаю. Но первое впечатление — все очень интересно. Поле деятельности обширное. В том числе и в организационном плане. Ведь работа прокуратура города связана еще и с координацией работы окружных прокуратур.
— Какие направления курируете?
— Как первый заместитель прокурора я отвечаю за такое обширное направление, как надзор за соблюдением федерального законодательства, в который, как вы знаете, входит и надзор за деятельностью городских органов законодательной и исполнительной власти, и надзор за соблюдением жилищных, пенсионных, трудовых прав граждан и так далее. Плюс еще гражданско-судебное направление — подготовка исковых заявлений, участие в рассмотрении судами гражданских дел, поддержание гособвинения по некоторым категориям дел.
— Не жалеете, что три года назад согласились поехать в Называевск?
— Ни разу не пожалел. Во-первых, я посмотрел, что такое жизнь на селе, которая существенно отличается от жизни в Омске. Во-вторых, мне приходилось отвечать за работу прокуратуры района в целом — и за следствие, и за надзор над правоохранительными органами, и за общий надзор, и за делопроизводство, и за все вопросы материального обеспечения. И это был для меня очень полезный опыт. Главное, как я считаю, удалось собрать в Называевской межрайонной прокуратуре хороший профессиональный коллектив. И мы достаточно результативно отработали эти три года.
— Когда анализируешь итоги работы прокуратуры, складывается впечатление, что нарушений становится все больше и больше. Это так?
— Нарушений может быть и много. Другой вопрос, под каким углом зрения на них смотреть. У каждого ведь точка зрения своя. В том числе и по поводу нарушенных прав. Но мы все же стараемся подходить максимально объективно к разрешению той или иной ситуации. Другое дело, что прокуратура, используя надзорные полномочия, принимает решения на основании действующего законодательства, в котором — это ни для кого не секрет — есть еще белые пятна, то есть сложные моменты, которые пока либо не определены законодателем, либо по-разному трактуются. И хотя и юридическая наука много работает, и законодатель старается сделать все, чтобы таких белых пятен становилось меньше, но на практике некоторые вопросы все же довольно сложно разрешаются.
— Только в суде?
— И в суде, и не только в суде. Другие меры прокурорского реагирования, которые можно назвать административными или досудебными, они сегодня тоже достаточно эффективны, на мой взгляд. И позволяют в большинстве случаев устранять нарушения закона до того, как эти нарушения приводят к серьезным последствиям. И многие конфликтные ситуации сглаживают. А если говорить о судопроизводстве, сегодня, на мой взгляд, достаточно узко трактуются в нем полномочия прокурора. Раньше мы могли обратиться в суд в интересах любого гражданина, а сейчас — либо в интересах неопределенного круга лиц, либо в интересах лиц недееспособных или несовершеннолетних. Сузился и сам круг вопросов, в которые прокуратура может вмешаться при рассмотрении гражданских дел в судах. Многие, особенно люди старшего поколения, этих тонкостей не знают и с любыми проблемами обращаются именно в прокуратуру. А в Называевске к прокурору вообще приходили по всем поводам. В том числе и с бытовыми проблемами. Многие приходили поговорить о наболевшем. Один, например, чистит улицу, а другой не чистит, ну и так далее.
— Люди воспринимают прокуратуру как последнюю инстанцию?
— В какой-то степени. Иной раз, понимаете, и людей этих жалко, которых, мягко говоря, футболят по разным инстанциям. Если сегодня столько неясностей в том же жилищном законодательстве, что даже подготовленные юристы не могут прийти к единому мнению, то обычные люди тем более не могут разобраться. Конечно, мы стараемся помочь. С учетом, естественно, и судебной практики, сложившейся на сегодняшний день. Да и общим надзором, как я считаю, прокуратура вносит весьма весомый вклад в защиту интересов граждан.
Павел Валерьевич родился 27 сентября 1970 года в городе Омске. Учился в средней школе № 125. После 8 класса поступил в техникум железнодорожного транспорта, где получил среднее специальное образование по специальности «Автоматика и телемеханика». С 1989-го по 1993 год отработал на Омском заводе транспортного машиностроения электромехаником по средствам автоматики и приборам технологического оборудования. В 1993 году перешел электромехаником в муниципальный департамент транспорта, а спустя год был переведен на должность инженера контрольно-ревизионной службы.
В 1996 году решил круто поменять направление деятельности и поступил на дневное отделение Уральской государственной юридической академии в Екатеринбурге. В 2001 году, незадолго до окончания академии, был принят на работу в органы прокуратуры. Полтора года отработал следователем в прокуратуре Советского округа города Омска, а в сентябре 2002 года был приглашен в отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Омской области. В феврале 2004 года возглавил Называевскую межрайонную прокуратуру, а 2 февраля 2007 года был назначен на должность первого заместителя прокурора города Омска.
Юрист I класса.