Все рубрики
В Омске суббота, 16 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,9971    € 105,7072

Сергей КРУГЛОВ, гендиректор ОАО «Омский аэропорт»: "Часто задаю себе вопрос: как далеко могут зайти эти люди в рейдерской войне за обладание землями аэропорта?"

14 января 2009 16:17
0
2776

Чем больше общаешься с нашей областной властью, тем отчетливее понимаешь, почему все сколько-нибудь крупные предприятия покинули регион, а оставшиеся денно и нощно молятся, чтобы миновали их что любовь, что нелюбовь руководителя региона.

Это в конечном счете и привело к тому, что бюджет региона стал по сравнению с соседями до того неприличным, что даже сам губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ назвал его мобилизационным. Но я хочу поговорить не о бюджете, а о методике достижения руководством области поставленной цели. На примере Омского аэропорта.

Меры опасности

Цель, похоже, не беспокойство о безопасности горожан и уж тем более не строительство мультимодального транспортно-логистического центра международного значения – международного аэропорта Омск-Федоровка, о чем серьезным людям уже просто неудобно говорить. Кстати, если есть действительно убедительные аргументы, готов со специалистами областного правительства в прямом эфире на любом телевизионном канале обсудить этот проект, хоть на 12 канале. Но только не нужно этих страшилок, жареных куриц и заполошных «стюардесс». Это уже набило оскомину. А для серьезного обсуждения – всегда к Вашим услугам.

Теперь о безопасности граждан. Совсем недавно с изумлением узнал, что в заповеднике «Птичья гавань» проводятся работы по обустройству территории «с целью обезопасить места гнездования пернатых от вторжений людей». На обустройство заповедника из бюджета области было выделено 7 миллионов рублей. Более того, в соответствии с распоряжением правительства Омской области создано бюджетное учреждение Омской области «Природный парк «Птичья гавань». Региональное министерство промышленной политики, транспорта и связи определено в качестве отраслевого органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего функции учредителя бюджетного учреждения «Природный парк «Птичья гавань».

Это что, черный юмор по-омски? Во всем мире для обеспечения безопасности людей на воздушном транспорте тратятся огромные деньги на борьбу с птицами в районе аэродрома, а у нас в Омске тратят миллионы на разведение птиц непосредственно в районе ближнего привода прямо под глиссадой. И занимается этим не какой-то вражеский диверсант, а областное министерство промышленности, транспорта и связи. Я не знаю, чего в этом решении больше – недомыслия или преступного цинизма.

Мы со службами обеспечения полетов голову сломали, мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов ужесточаем, импортную технику закупаем, а число столкновений с птицами растет. В чем дело? А тут, оказывается, свой «казачок засланный». Напомню господам из областного правительства одну статью из «Федеральных авиационных правил» 8.10.3.: «В полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов – менее 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА) не допускается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц». Статьи Уголовного кодекса РФ за невыполнение федеральных законов, приведшее или могущее привести к угрозе на транспорте и гибели людей, прочитаете самостоятельно.

Более двух лет назад, 20.11.2006 года, в газете «Коммерческие вести» в статье «Аэропорт Омск-Федоровка: сколько стоит идея» корреспондент ОЧАКОВСКИЙ, в частности, писал: «В Омске объявилась архитектурная мода – всебудущие небоскребы должны стоять вдоль, а лучше поперек взлетной полосы Центрального. Других мест в городе нет. Даже рекламные щиты в округе должны быть повыше. Может, противникам Центрального стоит немного успокоиться, а не то в пылу борьбы может дойти до того, что в какой-нибудь горячей голове возникнет идея для убедительности аргументов спровоцировать мини-катастрофу. Не стоит так повышать ставки. Но на что не пойдешь ради идеи?» Так давайте расставим приоритеты, что важнее – жизни людей или, с очень большой натяжкой, «природный заповедник».

Из всего вышеизложенного, плюс запрет на удлинение полосы, для того чтобы самолеты вообще над городом не летали, следует, что у областной власти беспокойства о безопасности граждан нет, а все эти разговоры о выносе аэропорта во благо омичей – ширма, чтобы скрыть истинные цели строительства Федоровки.
На мой взгляд, их две: отложенные обязательства и земля. 

Бросовые затраты

В марте 2006 года градостроительным советом было принято, при горячей поддержке главы региона, решение о строительстве 100-метрового омского небоскреба в районе ул. 70 лет Октября. На том месте, где высота здания не должна превышать 22,6 метра. Рядом позже начали возводить еще одно здание в 63 метра высотой. Предпринимателей убедили, что согласовывать стройку с аэропортом не нужно: его, мол, уже в 2008 году не будет... Как мы помним, последний раз губернатор обещал, что «7 ноября 2008 года мы полетим с Федоровки». Бизнес клюнул на этот посыл и начал строить, но тут спохватились авиадиспетчеры: «Мы не видим самолеты на экранах мониторов, это прямая угроза безопасности полетов!» Тут и прокуратура подоспела – запретила строительство и подала иск в суд о сносе незаконно построенных зданий, угрожающих безопасности полетов.

В апреле текущего года областным градостроительным советом под председательством губернатора Омской области одобрен эскизный проект строительства многофункционального общественно-делового комплекса «Hilton». Большая часть гостиничных номеров будет располагаться в 80-метровом здании отеля. Газета «Коммерсант» 30.04.2008 г. писала: «Глава региона выразил мнение, что этот проект заслуживает поддержки, поскольку может стать заметным шагом в развитии не только гостиничной и общественно-деловой инфраструктуры, но и в формировании нового облика современного города. Реализацией проекта займется компания-застройщик «Русская компания Развития», финансирование проекта будет осуществлять компания-инвестор «London &Regional Properties” (Великобритания), она инвестирует 0 млн в строительство в Омске ОДЦ «Hilton». Завершить строительство комплекса англичане планируют к концу 2010 года, окупить — в течение 8-10 лет.

В утвержденном месте строительства высота полета самолета, заходящего на посадку, ниже планируемой высоты гостиницы «Hilton». Как и кто теперь будет объяснять гражданам туманного Альбиона, что потратить 0 млн на этом проекте они не смогут, а проектные работы на Иртышской набережной – это бросовые затраты.

Еще один строительный объект, под названием «Птичья гавань», был рассмотрен градостроительным советом. Им предусмотрено строительство на территории бывшего 6-го таксопарка комплекса, состоящего из четырех крупных блоков. Первый – семиэтажное офисное здание высотой 30 метров с автосалоном и трехэтажный развлекательный центр с кинозалами. Далее запроектирован двухэтажный торговый комплекс. Следующий блок включает два 14-этажных бизнес-центра и трехэтажный молл.

В этом месте, совсем уже рядом с заходящими на посадку самолетами, высота строений не должна превышать 15 метров, т.е. и этот проект, к сожалению, реализовать невозможно. Я не буду продолжать перечислять аналогичные проекты – любой желающий найдет в Интернете таких еще, как минимум, 5-6 на разных стадиях исполнения, которые никогда не будут реализованы, но на которые уже потрачены впустую огромные деньги бизнесменов, имевших неосторожность поверить региональной власти. Кто спросит за еще несколько сотен миллионов рублей, впустую потраченных на генплан мегаполиса, на котором почему-то не оказалось аэропорта, а вместо него прекрасный, идеально ровный городской проспект.

Это и есть отложенные обязательства. Теперь земля. Только кадастровая стоимость земли, занимаемой аэропортом, при коммерческой застройке составляет 40 млрд рублей. Рыночная, как правило, в 1,5-2 раза выше. Плюс полоса шириной 400-500 м вокруг ограждения аэропорта, где сейчас ничего более-менее высотного строить нельзя, плюс санитарно-защитная зона – это еще такая же площадь. Практически речь идет даже не о 655 гектарах с коммуникациями и без сноса, а, как минимум, о 1,5 тысячи гектаров земли только кадастровой стоимостью в 90 млрд рублей.

"Секретные" планы

И вот тут-то начинаются все эти игры... У нас, говорят, есть инвестор и инвестиционный договор, есть технико-экономическое обоснование проекта, но все это очень секретно. До того секретно, что даже совету директоров ОАО «Омский аэропорт» 03.12.2008 г. с повесткой дня рассмотреть именно эти документы, представитель правительства Омской области их не предоставил, а ведь совет директоров сформирован только из представителей собственника – Российской Федерации. И ведь было, что «секретить». Инвестиционное соглашение между правительством Омской области, Росавиацией и инвестором по завершению строительства аэропорта – это уникальное произведение чиновничьего искусства по нарушению всего, что только можно нарушить.

Во-первых, 2/3 объема соглашения — не о строительстве, а о дележе земли. Во-вторых, сразу же по получении имущества от Российской Федерации область тут же отдает действующий аэропорт и Федоровку в некое АО, где себе оставляет 30% уставного капитала, а 70% отдает «инвестору» под обещание построить аэропорт. За 5,3 млрд рублей. После чего он становится хозяином земли Омск-Центрального.
Что касается ТЭО, то нет даже технического задания на него, так как обосновать, особенно во время мирового финансового кризиса, строительство нового аэропорта невозможно. Как будет работать вновь построенный аэропорт, на строительство которого, конечно же, необходимы не 5,3 млрд, а, как минимум, в 5-6 раз больше, в инвестиционном соглашении ни слова. Более того, там есть пункт, по которому инвестор в случае форс-мажорных обстоятельств вообще может не исполнять обязательства по строительству. Мировой финансовый кризис – чем не форс-мажор.

Именно все эти «секретные» планы строительства Федоровки во время кризиса, взамен акций существующего аэропорта, и взорвали коллектив. Людям никто не объяснил, что будет с полуторатысячным коллективом, когда собственником предприятия станет область. На конференции 14 ноября первый заместитель председателя правительства Евгений ВДОВИН и депутаты Законодательного собрания так и не смогли объяснить работникам аэропорта, для чего так срочно нужна эта стройка и для чего так срочно нужны акции аэропорта области.

Просили объяснить, как будет строиться и, главное, как будет работать новый аэропорт? Ведь любое предприятие без кардинального увеличения объемов работ, одномоментно увеличив в сотни раз стоимость своих основных средств, обречено на банкротство. По расчетам экономистов как нашего предприятия, так и отраслевого института убытки от деятельности нового аэропорта в Федоровке составят около 800 млн рублей в год. И то если будет ежегодный рост пассажиропотока на 7%. Сейчас, в кризис, спад объемов на 20%. Оппоненты уверяют, что у них все рассчитано, но данные секретные: не хотят, чтобы узнали конкуренты. Вот тогда-то и решился коллектив на крайнюю меру – забастовку. Дело получило огласку. Резонанс по всей стране. И, как следствие, в Москве, по словам нашего губернатора, уже готовое решение, застопорилось.

Укрощение страптивых

Вот тут-то все мы на своей шкуре поняли методику нашей областной власти, применяемую ею для укрощения строптивых. Тотальные выемки документов как в самом предприятии, так и у тех, с кем аэропорт работает. Аналогичные действия и в профсоюзной организации аэропорта. На допросы к следователям УВД вереницей вызываются все – руководители, начальники служб, рядовые работники предприятия, ну и отдельной строкой, естественно, генеральный директор ОАО «Омский аэропорт». Тут по полной программе. Дети, родственники, друзья. Задача понятная, нужно хоть что-то найти и укротить. Левый берег и авиагородок завалили листовками «Круглов, уходи», в которых, по традиции, ложь и грязь. Мою машину по два-три раза на дню останавливают сотрудники милиции, якобы для проверки документов. Причем офицерам эта процедура явно не по душе и они прямо говорят, опустив глаза, извините, приказ. Водителя служебной машины оштрафовали за тонированные стекла. Это «Волга» заводской тонировки, которая 2 раза в год проходит у них же техосмотр, причем с компьютерной диагностикой. Меня самого оштрафовали при выезде с охраняемой территории аэропорта за непристегнутый ремень безопасности. Правда, здесь у меня претензий нет. Закон есть закон. Хотя, конечно, смешно. А если точнее – грустно. Против меня лично возбуждаются уголовные дела, о которых я узнаю почему-то из газет и из писем губернатора в Росавиацию. Причем в суд их не передают. В общем-то, понятно почему. Нужно обладать поистине богатым воображением, чтобы обвинить меня по этим основаниям. Цель этих уголовных дел такая же, как и у листовок, – психологическое давление.
И вся эта вакханалия идет по нарастающей. Людей допрашивают прямо на рабочих местах. С огнем играют господа чиновники. Аэропорт – предприятие повышенной опасности и круглосуточной работы. Нервируя людей на рабочих местах, чего добьются? А только одного, что ситуация может выйти из-под контроля.

Венцом этого беспредела стала провокация, по-другому этот безобразный случай назвать не могу, которая произошла 30 декабря. Семь сотрудников милиции с предписанием, датированным 15 декабря, о предоставлении документов по договору с институтом «Ленаэропроект» об удлинении взлетно-посадочной полосы пришли не в рабочий день, а спустя 4 часа после его окончания. Когда уже 3 часа шел праздничный новогодний вечер работников аэропорта.

И когда одни сотрудники в ультимативной форме требовали документы именно сейчас, другой по телефону вызывал ОМОН, мотивируя эту необходимость тем, что руководство предприятия в нетрезвом виде оказывает сопротивление работникам милиции. И только увидев, что эту сцену снимает на видео работник аэропорта, осекся и отменил приказ. Вышла заминка, т.к. руководство аэропорта было неприлично для новогоднего вечера трезвым и абсолютно не препятствовало исполнению служебных обязанностей сотрудниками милиции. Пусть и в неурочное время. Господа милиционеры долго о чем-то совещались по телефону, потом ждали приезда начальства, наверное, чтобы оно лично убедилось, что действо в аэропорту проходит не по запланированному сценарию. Потом оформляли документы и спустя 3 часа покинули административное здание аэропорта.

Хватить «кошмарить»

Страшно не то, что людям испортили праздник, к этому мы давно привыкли. Страшно то, что если бы ни у кого рядом не оказалось видеокамеры, то провокация имела бы продолжение с ОМОНом. Часто задаю себе вопрос: как далеко могут зайти эти люди в рейдерской войне за обладание землями аэропорта? После последних событий все больше говорит за то, что очень далеко.
Об этом безобразном случае направлены протесты прокурору области, полпреду президента в СФО, министру внутренних дел РФ. Направлены письма депутатам Госдумы РФ.

Складывается впечатление, что на территории Омской области законы РФ не действуют. Прямое указание Президента РФ прекратить «кошмарить» бизнес и уж тем более использовать силовые структуры в рейдерской атаке на федеральнй аэропорт — это не для нас. Пилотная Омская область не вступила в 21 век, а осталась в лихих девяностых.

Я для того поделился своими соображениями и по поводу рейдерства, и по поводу строительства аэропорта за 5,3 млрд рублей во время кризиса, что все-таки надеюсь, что они образумятся. Посмотрятрасчеты экономистов отраслевой науки и откажутся от этой безумной идеи. Но если от отложенных обязательств отступать уже некуда, тогда хоть пусть поступят так, как этого требует закон. Проведут конкурс, он должен быть, как минимум, всероссийский. С условием не только построить и сдать под ключ новый аэропорт со всей инфраструктурой, но и обеспечить его безубыточную работу с минимальной 10%-ной рентабельностью (в 2007 г. у нас она была 15,5%) до выхода предприятия на самостоятельную безубыточную работу. С таким же финансовым результатом. Это для инвестора, по разным оценкам, составит от 7 до 10 млрд рублей, растянутых на срок от 16 до 18 лет. Сама стройка порядка 35 млрд рублей. Суммарные затраты составят не более 45 млрд рублей, из которых 10 растянуты на 18 лет. Исходя из стоимости земель аэропорта, которую он получит, – это совсем не много. Разница все равно остается огромная – десятки миллиардов рублей. Хватит и инвестору, да и нашему мобилизационному областному бюджету будет вполне кстати. По крайней мере не нужно будет секвестировать социально значимые статьи. А беспредел по отношению к людям пора прекращать. 2009 год за окном. Правда.

Сергей КРУГЛОВ 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.