Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Виктор БРЕУСОВ: "Торговая наценка в магазинах должна быть фиксированной"

20 мая 2009 14:59
0
2147

«Нужно разорвать порочную связь роста прибыли с ростом цен»

Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы в магазин и просите взвесить кусок приглянувшейся вам колбасы. А продавец говорит:
— Приходите завтра. Мы заключили договор на поставку колбасных изделий с другим поставщиком. Качество колбасы будет лучше, а цены на 20 % ниже. Приглашайте соседей.
В другом магазине еще сюрприз. Оказывается, поставщик избавился от лишних посредников, и цены на кисломолочную продукцию снизились на 30 %. Фантастика.
Действительно, при системе ценообразования, когда прибыль продавца является частью торговой наценки, а последняя — долей от закупочной цены, подобная ситуация просто невозможна.
Прибыль владельца торговой точки входит в структуру торговой наценки. И чем больше сумма торговой наценки, тем больше прибыль. А доля она и есть доля. Оставаясь постоянной, уменьшаясь или увеличиваясь, она неизменно обеспечивает зависимость торговой наценки и прибыли от закупочной цены, а следовательно, сохраняет интересы владельцев торговых точек в росте цен.

Можно ли изменить такое положение? Можно, если разорвать порочную связь роста прибыли с ростом цен. Как это сделать? Ничего сложного в этом нет. Даже не трогая сложившиеся цены, можно поставить рост прибыли в зависимость не от роста цен, а от объемов продаж, от роста товарооборота.
Достаточно зафиксировать сложившуюся в каждом звене торговли, в каждом магазине сумму торговой наценки в рублях на килограмм масла, литр молока, мешок цемента, и оставить ее неизменной на длительное время. Оторвать торговую наценку от изменяющейся закупочной цены.
Главное здесь в том, что продавцу становится безразлично, по какой цене он покупает, а по какой продает товар. Свою сумму торговой наценки за проданный товар он получит при любом раскладе. Но это только на первый взгляд. Для увеличения прибыли нужно будет увеличивать товарооборот, дать возможность покупателю за те же деньги купить больше. Для увеличения товарооборота владельцу торговой точки важно будет, чтобы качество товара было лучше, а закупочная цена меньше. Во всяком случае, прибыль продавца будет зависеть только от того, сколько и какой он продаст товар. От платежеспособного спроса на него. Причем товарооборот рассчитывается не по ценам реализации, а по сумме фиксированных торговых наценок за проданный товар.
Например, совокупная фиксированная сумма торговых наценок на партию товара позволяет возместить сложившиеся затраты торговой точки на его реализацию и обеспечить достигнутую сумму прибыли. Допустим, затраты на реализацию товара составляли 200 тыс. рублей, и прибыль владельца магазина — 70 тыс. рублей. (Для простоты расчетов не учитываются прямые и косвенные налоги.) Тогда сумма фиксированных торговых наценок на весь закупленный товар составит 270 тыс. рублей. Эту сумму торговых наценок и получит продавец после продажи товара.
Если объем продаж по фиксированной сумме торговых наценок возрастет на 10 %, т.е. на 27 тыс. рублей, а издержки обращения останутся прежними, то прибыль владельца торговой точки увеличится на 27 тыс. рублей, или более чем на 38 %.
Есть смысл пoгоняться за более дешевым товаром, и примеры, приведенные в начале статьи, приобретают реальную почву. Ведь при предлагаемой системе ценообразования прямая выгода от увеличения товарооборота затрагивает интересы продавцов во всех звеньях торговли, где производится купля-продажа товаров.
Еще раз подчеркну. Цена товара складывается из закупочной цены фиксированной торговой наценки и налогов. При этом фиксированная торговая наценка — это вмешательство государства в дела торговли. Но только торговли, от которой не зависит ни качество, ни ассортимент продукции. Отпускные цены производства должны оставаться свободными, обеспечивая связь предложения и спрос без искажающего влияния торговли, но с ее участием как проводника этой связи.
При предлагаемой системе ценообразования так называемые производственные отношения переворачиваются с головы на ноги. Не производство, а потребление становится во главе угла. Да оно и правильно. Первобытный человек, взяв в руки палку, не думал о прибавочной стоимости. Ему просто хотелось есть.
Потребители, иными словами, покупатели через спрос диктуют продавцу, а через него производителю товаров качество, ассортимент и цены на продукцию. Интересы продавца и покупателя совпадают. Торговля, так же как и покупатель, заинтересована в снижении цен и повышении качества продукции.
Возможно, многие скажут, что для реформы ценообразования сейчас, в условиях финансового кризиса, не самое удачное время. Думаю, самое время. И в первую очередь перемены назрели в таких социально значимых секторах рынка, как продовольственный, медицинских препаратов, строительных материалов и энергоносителей.

Виктор БРЕУСОВ, экономист

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.