Все рубрики
В Омске четверг, 2 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Хайнань: китайские Гавайи

10 февраля 2010 14:39
0
2155

После урбанистических джунглей Гонконга хайнаньские тропики порадовали сочной зеленью, прозрачными горизонтами и запахом моря, который чувствуется в первые секунды, как только ты ступаешь на трап самолета. Впереди оставалось еще пять дней отдыха.

Русские на острове – тоже малая народность

Я, наверно, нетипичный турист. Потому что даже самая роскошная туристическая инфраструктура, дающая тот самый комфорт и негу отдыха, о которых нередко мечтается в серые трудовые будни, не могут, на мой взгляд, заменить восхитительное ощущение первооткрывателя, когда ты оказываешься один на один с самобытным, неизведанным и не тронутым цивилизацией миром. Для любителей такого мягкого, физически не нагруженного экстрима Хайнань подходит идеально. На острове площадью 34 тысячи кв. километров всего 2 города и 6 городских уездов. Все остальное пространство покрыто джунглями, горными долинами с горячими термальными источниками и разбросанными между холмами поселками аборигенов, многие из которых ни разу не видели «белого человека». Как нам рассказал директор местной туристической фирмы «Жемчужная река» Андрей ИВАНОВ, путешествие в джунгли – один из самый популярных туристических маршрутов. Группу сопровождает инструктор, а сам поход, как правило, занимает не больше одного дня. Однако вам никто не мешает отправиться в путешествие по острову самостоятельно. Так, например, поступила помощник менеджера «Mandarin Oriental Sanya» Эллина, с которой мы познакомились, когда гостили в отеле. Она объездила на автомобиле почти весь остров, и хотя ее путь лежал в основном по асфальтированным трассам, она нередко попадала в такие селения, где чувствовала себя инопланетянином. По ее словам, даже в самых диких местах ее встречали гостеприимно – приглашали на обед, предлагали ночлег. Конечно, туристу, не знающему язык, придется труднее.

Из-за насыщенной программы тура отправиться в джунгли мне не удалось. Зато мы побывали в этнической деревне ли и мяо. Это малые народности, сохранившие – в отдельных частях острова — свои традиции и образ жизни даже после того, как на Хайнань обрушилась волна туристической индустрии. Предки ли населяли остров еще до прихода китайцев (случилось это в 1 веке до н.э.). По мере освоения Хайнаня мигранты с материкового Китая вытеснили племена ли в горную часть острова. А в 18 веке для подавления вспыхнувшего восстания ли правительство Китая направило на остров наемников региона мяо (провинция Гуйчжоу). По всей видимости, отвоеванные места так понравились воинам мяо, что они перевезли на остров свои семьи и остались тут жить — по соседству с непокорными ли. Сегодня из 8 млн человек, населяющих Хайнань, 1,2 млн — представители национальных меньшинств. К самым многочисленным из них относятся ли, мяо и хуэй – китайские мусульмане, принявшие ислам в 7 веке.

Кстати, русских на Хайнане тоже считают малой народностью. Конечно, неофициально. По пути в Гонконг мы познакомились с нашим бывшим соотечественником, в прошлом — бортинженером, открывшим в конце 90-х годов в Санье дайвинг-центр (сегодня этот бизнес дает ему ежедневный доход порядка 10 тысяч юаней – 44 тысяч рублей). Из России он уехал 15 лет назад, получив на Хайнане гражданство после того, как женился на девушке из племени ли. Он рассказал, что долго сомневался, получится ли у них жить вместе. Все-таки разница традиций, менталитетов. «А почему не получится? – сказала ему девушка. — Ты — малая народность, и я — малая народность!».

Наш гид Юн ЦИН рассказала, что на граждан КНР, причисленных к национальным меньшинствам, не распространяется действующая в Китае государственная программа «Одна семья – один ребенок» — полная противоположность нашему нацпроекту демографии. Если в России за второго ребенка государство платит родителям 250 тысяч рублей, то в Китае за него, наоборот, штрафуют. Практически на ту же сумму. По словам Юн ЦИН, богатые китайцы могут позволить себе иметь двух-трех детей и в буквальном смысле покупают себе это право.

Первый бизнесмен племени ли

Деревня ли и мяо, куда туристов возят на экскурсию, на самом деле не жилое селение, а этнический комплекс, в котором воссоздан быт аборигенов. Сами они живут выше в горах, куда не проложены еще автомобильные трассы.

Первое место, куда попадет турист, въезжая на территорию комплекса, – большой ресторан в этническом стиле с блюдами местной кухни: обилием мяса, изрядно приправленного специями, салатами из дикорастущих, десертами из риса в бамбуке и лотосе. Владелец ресторана – выходец из племени ли. Вероятно, первый бизнесмен среди аборигенов. И довольно успешный, судя по высокой проходимости ресторана. Официанты – соплеменники владельца заведения – оснащены последними техническими новинками: гарнитурой, по которой осуществляется связь с кухней.

После сытного обеда довольных туристов ведут в музейный комплекс с предметами быта племен ли и мяо. Здесь же можно увидеть факты новейшей (а другой пока нет) истории острова. На старых черно-белых фотографиях коммунистические лидеры КНР жмут руки полуголым аборигенам. В середине прошлого века они приехали на остров хайнаньских дикарей сеять разумное и вечное.. Однако буржуазный капитал, хлынувший двадцать лет назад, оказался куда более мощным орудием. Статус специальной экономической зоны создал парниковые условия для иностранных инвесторов, а правительство КНР по специальной программе развития курортной зоны Хайнаня выделило местным жителям деньги на благоустройство поселков. Дети ли и мяо впервые пошли в школу, горные районы соединили сетью дорог, а сами аборигены стали получать деньги за то, что раньше с удовольствием делали бесплатно: за песни и пляски, игру носами на причудливых дудочках, вышивание, варение самогона.

В местной «Самогонной мастерской» можно не только продегустировать этот напиток, но и купить его. Продаются также разнообразные винные настойки. Об их качестве и вкусе сказать ничего не могу, не пробовала. А вот чай на местных травах – очень ароматный и полезный. Здесь же продаются огромные съедобные грибы и коренья причудливых форм, сладости из кокосовых стружек. Все эти деликатесы успевают отведать те, кто не задерживается, как я, например, у прилавков с украшениями из серебра и местных сплавов, выполненными вручную хайнаньскими самоучками-ювелирами. Кстати, женщины Мяо носят на себе серебряные украшения, в общей массе достигающие 25 килограмм.

Татуировки на теле женщин – защита от чужаков

Женщины племени ли выглядят еще более экзотично. Их тела практически полностью покрыты татуировками. Оказалось, делается это для того, чтобы привлечь своих мужчин и отпугнуть чужих. Традиция этой нательной росписи уходит в века. Все дело в том, что раньше мужчины ли были заядлыми охотниками и подолгу пропадали в лесах. За время их отсутствия более прозорливые соседи совершали набеги на деревни и воровали женщин ли. Вместо того чтобы научиться быстрее охотиться и лучше защищать своих жен, мужчины стали разукрашивать их татуировками, убеждая, что такая роспись их только красит. Соседи, впрочем, были иного мнения и прекратили свои набеги.

Современные девушки ли, внимательно разглядев себя в зеркало, отказались следовать традициям предков. Поэтому в деревне мы видели только татуированных бабушек. Кстати, первые признаки феминизма проявляют на Хайнане не только женщины ли. Городские китаянки также борются с домостроевскими традициями. А они на Хайнане таковы, что семью должна содержать женщина. Не только зарабатывать деньги, но и вести домашнее хозяйство. Наш гид рассказала, что ей повезло выйти замуж за северянина – жителя столицы Хайкоу. Он хоть и не работает, но зато иногда готовит ужин! Как-то раз, во время поездки в такси, мы обратили внимание на одну необычную деталь: у таксиста были очень длинные ногти. Предположений была масса: от нетрадиционной ориентации до элементарной неопрятности. Оказалось, все наоборот. Для хайнаньцев длинные ногти — предмет гордости. Их могут позволить себе только настоящие мужчины, то есть бездельники. Отращивая ногти, они демонстрируют, что не занимаются домашними делами и не работают. И чем длиннее ногти, тем «мужественнее» их обладатели.

Пресс-ужин с вице-мэром Саньи

Впрочем современные хайнаньские мужчины нашли-таки себе занятие по вкусу – занялись политикой. Нам рассказали, что в парламент Хайнаня избираются не только горожане, но и представители всех поселений малых народностей. Вчерашние охотники ли и воины мяо надели костюмы и пошли в депутаты.

Представители мэрии Саньи, узнав о визите журналистов из Сибири, пожелали познакомиться с нами и устроили пресс-конференцию. Проходила она в очень необычном формате – за сервированным столом в ресторане отеля «Шанхай Тьян», где нас рассадили вперемежку с руководителями департаментов мэрии. После презентационных выступлений представителей отелей перешли к вопросам. Из десяти запланированных успели задать только шесть. Мой вопрос был последним. Я поинтересовалась, какие привилегии дает иностранным инвесторам статус особой экономической зоны Хайнаня. Директор департамента экономического развития Саньи рассказал, что в первые годы работы компании платят минимальные налоги. Кроме того, под льготное налогообложение попадает деятельность, связанная с развитием инженерной и транспортной инфраструктуры. Особо приветствуется долевое инвестирование и организация предприятий совместно с китайскими бизнесменами.

Украинцы везут деньги чемоданами

В последние дни на острове мы жили в отеле Marriott Sanya Resort & SPA, расположенном в элитной, удаленной от города бухте Ялуньвань. Здесь на одной линии вдоль берега выстроилось более десятка пятизвездочных отелей, в том числе таких известных мировых брэндов, как Sheraton, Hilton, Ritz-Carlton, Marriott, Crowne Plaza, где пару лет назад проходили финалы конкурсов «Мисс мира» и «Мистер мира». То ли мировой финансовый кризис не коснулся китайских бизнесменов, то ли он для них уже закончился, но, по словам представителей отелей, недостатка в клиентах они не испытывают. Большая часть – жители материкового Китая, которые отдыхают на Хайнане чаще всего в праздники и выходные дни. Про кризис в Санье действительно знают мало. Например, менеджер по продажам отеля Mandarin Oriental Sanya Жозефин ПАНГ в ответ на наш вопрос о том, как отель переживает экономический кризис, удивленно подняла брови и переспросила у переводчика, что мы имеем в виду. Интересный случай рассказала ассистент менеджера отеля Ritz-Carlton Sanya БАКЫТА. Персоналу отеля запомнилась гостья из Украины, которая рассчитывалась только наличными и при этом доставала их из чемодана, до верха набитого купюрами. Кто-то вежливо поинтересовался, чем удобна такая форма расчетов. На что дама ответила, что у нее на родине хранить деньги в банке небезопасно. Держать их в чемоданчике как-то спокойнее.

На Остров обезьян – по канатной дороге

Долгожданная поездка на Остров обезьян выдалась в финале нашего путешествия.
Нам рассказали, что на этот остров, где обитает более 2 тысяч макак, можно добраться только по канатной дороге. Либо на катере, в объезд рыбацкой деревни. Так оно и было.

По пути на остров мы остановились в маленьком плавучем ресторане, где подают блюда из морских обитателей, пойманных буквально у вас на глазах. Каракатиц, устриц, креветок готовят на пару, жарят, запекают и даже варят из них кашу. На Остров обезьян мы плыли мимо рыбацкой деревни. Люди здесь живут в шхунах и баркасах. Рядом с каждым таким домом выставлены сети, где держат пойманных для продажи рыб.

Остров обезьян – по крайней мере, его туристическая часть — представляет собой красивый благоустроенный парк. На 2 тысячи обезьян здесь приходится 100 человек обслуживающего персонала. Макаки свободно разгуливают среди туристов, играют, прыгают по деревьям, караулят посетителей бара и охотятся за сладостями. Отдыхающих предупреждают о том, что на остров нельзя проносить ничего сладкого и яркого – все это моментально выхватывается цепкими лапками обезьянок. Правда, за воровство и мелкое хулиганство по местному обезьяньему «кодексу» предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до двух недель. Наказание отбывается в местной тюрьме – высокой клетке. За драку обезьяны сидят два месяца, за убийство – бывает и такое в брачный период – три. О воспитательном эффекте этих мер судить сложно. Скорее всего тюрьма установлена на забаву туристам и несчастные макаки сидят в ней по очереди просто так – без всякой вины.

Еще одно чудесное место, где нам довелось побывать, – горячие термальные источники Нантянь. Такие источники на Хайнане есть повсюду. Как правило, самые большие из них окружены курортами. Температура источников Нантянь достигает +60С. На территории парка десятки бассейнов – с добавлением кокосового молока, кофе, лечебных трав, с лепестками роз и даже «рыботерапией». Маленькие рыбки, плавающие в бассейне, облепляют человека, отщипывая от него чешуйки кожи. Этот природный пилинг очень популярен в Китае.

Несмотря на очень насыщенную программу тура, мы, конечно, не успели изведать все уголки острова Хайнань. Мне, например, очень хотелось отправиться в джунгли, подняться в горы, увидеть современный мегаполис Хайкоу, который называют маленькой копией Гонконга. Впрочем все это – хороший повод вернуться на Хайнань снова.

Благодарим туроператора «ЮЖНЫЙ КРЕСТ» за помощь в подготовке материала
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.