Все рубрики
В Омске пятница, 24 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,2486    € 97,8788

«Не вознаграждать, а потом вдруг взять и неожиданно премировать»

4 апреля 2012 14:56
0
1535

На прошедшем 30 марта в ОмГУ Девятом омском кадровом форуме дискуссионную площадку на тему иррационального управления персоналом провел Евгений ЛУПИНОС, начальник отдела мотивации ОАО КБТМ. Главной мотивацией, которую начальники и кадровики должны обеспечить сотрудникам, по его мнению, является ощущение счастья от выполняемой работы.
Счастье — в работе
? «98% ошибок и неудач в достижении цели вызваны строением организационной системы, а не человеческим фактором исполнителя», — процитировал Евгений ЛУПИНОС американского ученого, идеолога в области управления качеством Эдварда ДЕМИНГА, сняв ответственность за результат труда с персонала и взвалив его на руководство.
По мнению начальника отдела мотивации завода транспортного машиностроения, рациональная мотивация вроде получения обязательной зарплаты и предсказуемых премий не способна стимулировать персонал к подвигам во благо компании. Как и любой другой рациональный повод. Человеку требуется эмоциональная подпитка, лучшими примерами поставки которой являются компьютерные игры и социальные сети. Феномен игромании и зависимости от соцсетей заключен в том, что человек может часами заниматься этими невыгодными с практической точки зрения делами, забывая об усталости, голоде и самом времени.
Секрет заключен в том, что игра погружает человека в состояние «потока» (иначе — состояние мастера).
— Состояние потока можно считать оптимальным состоянием внутренней мотивации, когда человек полностью включен в то, что он делает, — объяснил Евгений ЛУПИНОС.
Он привел результаты исследования чешского профессора психологии Михая ЧИКСЕНТМИХАЙИ, который на протяжении четверти века опросил 25 тысяч человек и выяснил, что на работе люди в три раза чаще чувствуют себя счастливыми, чем вне ее. Ученый пришел к выводу, что причина столь неожиданного результата в том, что отдых редко имеет критерии успешности, в отличие от труда. А распространенное стремление расслабиться и «нелюбовь» к работе — всего лишь социальная установка, привычка.
Сомнение и смекалка уйдут
Однако, приступая к мотивации собственных сотрудников, следует учитывать специфику русской души.
? Россияне неоднозначно реагируют на однозначные стимулы, — объяснил Евгений ЛУПИНОС. — Российские работники вначале эмоционально оценивают ситуацию, а сразу после этого переходят к решительным действиям. Потом уже они задумываются, верно ли они поступают, и начинают сомневаться, искать подтверждение или опровержение выбранному пути.
Тяжелая и непредсказуемая стадия сомнений нередко смазывает результат. Ведущий дискуссионной площадки уверен, что этим мы отличаемся от иностранцев, которые долго планируют, но,если уж решили, то действуют без промедлений и до конца.
Еще одной особенностью, которую необходимо брать на заметку в нашей стране, является особый характер мышления, направленный на поиск оптимального пути обхода препятствий, — иначе говоря, русская смекалка. Действует она чаще не во благо общему делу фирмы, а на пользу конкретному сотруднику. Евгений ЛУПИНОС привел пример: чтобы не лишиться премии, обещанной к концу года за определенное число договоров, работник заключил их со своими знакомыми, а получив свое, сразу после Нового года расторгнул.
Все эти проблемы, по мнению ведущего, легко решаются, если построить систему организации, обеспечив каждому возможность погрузиться в «поток».
? Состояние потока характеризует отсутствие посторонних мыслей, быстрота и точность действий, отсутствие сомнений в успешности результата, страха и иных негативных эмоций, потеря ориентации во времени, — перечислил Евгений ЛУПИНОС, приведя после этого не самый радужный пример о том, как недавно японскую девочку после такого состояния вынесли мертвой из-за компьютера после нескольких суток непрерывной игры. — Конечно, все должно быть в разумных пределах.
Кадры нужно «прокачивать»
Почему состоянии потока легко достигается в игре и как достичь его в работе?
Во-первых, необходима моментальная обратная связь, говорит главный мотиватор КБТМ:
— Мы можем ввести условный показатель мастерства, который человек будет получать очень быстро. Так он сможет сразу же видеть, насколько он успешен. Человек в работе теряет к ней интерес, если не получает обратной связи. Премия, полученная через полтора месяца, эмоционально не связана с тем выполненным заданием, за которое ее назначили, — рассказал Евгений ЛУПИНОС.
Следующее условие счастья сотрудников — организация внутри организации системы «прокачки». Подобно тому, как герой постоянно развивается в игре, должен расти и реальный человек на своем рабочем месте:
— Если мы получаем зарплату, связанную с уровнем мастерства именно в этой фирме, то мы не уйдем в другую компанию, так как потеряем «прокачку» своего персонажа, все накопленные баллы, опыт в этой игре. Если мы будем ценить и оценивать его опыт, он не уйдет, — уверен ведущий.
Не менее важны безостановочное накопление баллов и постоянный рост уровня трудности заданий, иначе работа приестся. Однако перебарщивать не стоит: если сложность растет слишком быстро, человек не успевает повысить свой уровень компетентности и совсем теряется. С повышением квалификации неизбежен и рост уровня мастерства, за который в игре положены всякие «штучки», говорит Евгений ЛУПИНОС:
? Если герой достигает определенного результата, ему дается в игре артефакт, который позволяет ему продуктивней и быстрее выполнять задания. Так же и в жизни – дайте человеку возможность. К примеру, помощника в работе. Это позволит ему быстрее накапливать баллы, и тогда мотивация повысится еще сильнее.
Аватар на Доске почета
Самым забавным пунктом мотивации, пожалуй, является возможность с нуля формировать свою личность в компании. Этим привлекательна игра, тем более — социальная сеть. Создание аватара, демонстрация только красивых фотографий, «ретушь» собственной личности.
? Здесь я такой, а на странице «Вконтакте» другой – более симпатичный. Пишу статусы красиво, хотя говорю коряво. Свою личность я формирую так, как хочется. В организации можно дать работнику такую же возможность. Он хочет уважения, признательности. Фото на Доске почета – это уже важно. Часто ведь человек неудачлив в жизни, но успешен на работе. Значит, в фирме ему дали сформировать новую личность. Это замотивирует его на работу, — заявил ведущий.
Смену статуса работника, как и игровой личности, нужно подверждать внешними атрибутами. Так в США распространено правило, что чем «круче» работник, тем ближе его парковочное место к входу в здание фирмы. Это не требует затрат, но очень влияет на самоощущение «игрока».
И в завершение, как и во всех увлекательных играх, — интрига.
? Ради интриги мы играем, читаем книги, смотрим фильмы. Это может показаться странным, но необходимо отойти от стереотипов премирования персонала. Не вознаграждать за то, за что обычно это делаете, а потом вдруг взять и неожиданно премировать. Это расходится с понятиями о рациональности, — завершил выступление Евгений ЛУПИНОС, оставив за скобками главную интригу — в каком состоянии при таком начальнике мотивации находятся работники ОАО КБТМ.



 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.