Все рубрики
В Омске среда, 8 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,1231    € 98,3062

Илья ВАРЛАМОВ,блогер, предприниматель:«Если представить себе в какой-нибудь европейской столице, чтобы улицы были в таком состоянии, в каком они сейчас в Омске, то, наверное, жители вышли бы и сожгли мэрию»

27 апреля 2012 15:59
0
1999

На прошлой неделе в Омске побывал 28-летний бизнесмен, блогер и фотограф Илья ВАРЛАМОВ, решивший баллотироваться на выборы в мэры города Омска. Городская избирательная комиссия Омска приняла у него документы, и теперь Илья должен собрать более 9 тысяч подписей, чтобы его официально зарегистрировали как кандидата. Напомним, что до этого он выиграл праймериз «Гражданин мэр», проводившиеся в интернете. 18 апреля Илья ВАРЛАМОВ, официально представленный в подписных листах в свою поддержку как арт-директор ООО «Леопард, Медведь и Зайка», встретился с молодежью и блогерами. А 19 апреля состоялась еще одна встреча с журналистами. Некоторые вопросы неравнодушных омичей и ответы Ильи записал обозреватель «КВ» Алексей ПАНТЕЛЕЕВ, побывавший на обеих встречах. А сам разговор большей частью по причине молодости ВАРЛАМОВА проходил на «ты».

— Почему ты выбрал именно Омск?

— Все получилось спонтанно. Когда меня пригласили активисты проекта «Гражданин мэр», я отнесся к этому не серьезно, мне казалось, это какая-то шутка, веселая провокация. Потом мы взвесили все за и против и поняли, что может получиться интересная кампания. Потому что Омск – типичный российский город, здесь такие же проблемы, как везде, и он идеально ложится под нашу программу «Город для людей». Поэтому мы приняли предложение, но это только начало. Активность в интернете и победа в праймериз – все это не является достаточным основанием для меня, чтобы баллотироваться в мэры. На этапе сбора реальных подписей для меня будет проверка, есть ли здесь действительно какая-то поддержка или нет. У меня должно быть моральное право баллотироваться на этот пост, а без поддержки омичей я этого делать не могу. Если омичи подписи не соберут, значит, пока город к этому не готов, попробуем как-нибудь в другой раз. Для нас немаловажно сформировать общественное мнение и запрос на перемены, на улучшение качества жизни.

— То есть, если ты не соберешь подписи, в этом будут виноваты омичи?

— Естественно. Меня ведь сюда пригласили. Но нет, никто не будет виноват. Я еще не могу вести никакую предвыборную агитацию. Пока идет сбор подписей, от меня здесь мало что зависит.

— Политика будет занимать 100% твоего времени, ты к этому готов?

— Какого времени? Я в принципе ничем особо не занимаюсь. Хотя у меня есть различные начинания. Рядом сидит Алексей, мой партнер во многих моих делах, и он не даст соврать, что я никогда делами не занимался. 100% своего времени я посвящаю разным общественным делам и тому, что мне интересно.
Я не считаю пост мэра стопроцентно политическим. В первую очередь, у меня общегражданские мотивы. И я не являюсь кандидатом от оппозиции. Во-первых, мне интересно делать город для людей, я никогда не был в политике, я не выступаю на митингах. По профессии я архитектор и занимаюсь общественной деятельностью. У меня есть интересные идеи, которые я хочу внедрить. И мы будем предлагать смелые, а во многом революционные идеи, например, бесплатный общественный транспорт, и будем объяснять все это на цифрах. Мне важно, чтобы не обязательно в Омске, но и в других городах люди заразились какими-то новыми идеями и захотели перемен. У меня сложилось впечатление, что самим городом в Омске никто не занимается. Как были эти улицы, непонятные могильные оградки вдоль дорожек, так все и осталось. Ничего не меняется.

— В твоей программе «Десять шагов» внимание заострено на туристическом моменте. Но Омск – это не туристический город. Здесь надо развивать, например, промышленность.

— Эту программу «Десять шагов» я писал о том, как сделать Москву для людей. Я делал ее совместно с Максимом КАЦЕМ (27-летний депутат муниципального собрания московского района Щукино, предприниматель, чемпион России по покеру, — прим. «КВ»). Если Омск — не туристический город, тогда, считаю, в первую очередь надо развивать туризм, а не промышленность. Тебе здесь мало промышленности? У вас уже есть один нефтезавод, можно построить еще один, но от нефтезавода все налоги идут в Питер, и никакого толка от этого нет. Поэтому в первую очередь надо сделать парк.

— Но парк не будет приносить дохода.

— А нефтезавод приносит? Если развивать туризм, то я не думаю, что здесь есть что-то, ради чего можно было бы ехать специально в Омск. Но есть еще так называемый проездной туризм, когда люди заезжают в город, потому что в нем есть инфраструктура, есть хоть что-то, что посмотреть. Но инфраструктуру нужно создавать, потому что сейчас здесь нет ничего. Например, в Бильбао не было никакого туризма, пока там не построили центр современного искусства, теперь туда приезжает два миллиона туристов в год. А когда я приехал в Омск, я даже не смог снять нормальную гостиницу – в них не оказалось мест. Пришлось снимать квартиру.

— Твоя фотосессия из кабинета СУРКОВА вызывает недоумение, насколько ты ангажирован с властью и вообще знаком с СУРКОВЫМ?

— Видел его один раз в жизни. И съемка его кабинета абсолютно никак не связана ни с какими хитрыми планами. Я очень хотел снять кабинет ПУТИНА, МЕДВЕДЕВА и еще кабинет нового посла США МАКФОЛА. Но все эти три гражданина, к сожалению, мне отказали по соображениям безопасности. Я отправлял заявку в пресс-службу ПУТИНА и МЕДВЕДЕВА и в посольство США. Мне казалось, это будет интересно. Но из всех, кого я просил, кто мог бы быть интересен, согласие дал только СУРКОВ.

— Как ты будешь решать проблемы нашего города – коррупция, ЖКХ…

— По коррупции есть НАВАЛЬНЫЙ. Он же сказал, что если меня выберут, он приедет и будет в Омске решать проблему коррупции. У мэра есть команда. И хорошая работа – это работа командная. Мэр не занимается такими вопросами, как, скажем, вода в кране не течет, дорога плохая и еще что-то. Есть разные люди, которые отвечают за разные вопросы.

— По какому принципу ты будешь подбирать свою команду?

— По профессионализму. Есть разные области, в которых нужны разбирающиеся люди. Будем привлекать специалистов в своих областях. Сейчас у меня в почте лежит порядка ста писем с предложениями работать, в том числе, от омичей. Надо посмотреть, что это за люди, и наиболее достойных пригласить в команду.

— Ты популярная, эпатажная личность, человек, который не согласен с системой. Когда ты станешь мэром, как ты будешь бороться с этой системой?

— С какой системой? У нас программа другая. Мы делаем город для людей. И эту программу в первую очередь мы и будем развивать. Это реформа общественного транспорта и всего остального. Сейчас мы начинаем готовить программу, и этим вопросам там будет уделено особое внимание. В их числе и малый бизнес. Что касается предложения по бесплатному общественному транспорту – это я писал на примере Москвы. Это делается легко за счет автолюбителей – если каждый автомобилист начнет платить за парковку 30 рублей в день, то можно будет сделать полностью бесплатный общественный транспорт. Автомобилисты больше всего заинтересованы в его развитии, потому что будет меньше пробок. Насколько я знаю, в Омске платных парковок нет, что в корне не верно, и вообще, с парковками беда, как и во всей России.

— Парковки – это не самое главное.

— Это вам так кажется. Я сегодня прогулялся по дворам, ситуация очень плачевная. Нет газонов, кругом в городе ужасная грязь. Грязь вообще повсюду, и на центральных улицах. И всем на это наплевать. Когда у общества есть внутренний запрос на чистоту, на качество и на порядок, позволить себе такую грязь нельзя. Если представить себе в какой-нибудь европейской столице, чтобы улицы были в таком состоянии, в каком они сейчас в Омске, то, наверное, жители бы вышли и сожгли бы мэрию. А здесь обходят лужи, потому что лужи – это нормально. Весь город изгажен мусором, объявлениями, потому что людям все равно.
Я сам автомобилист, но я не могу не признать существующих проблем – в России автомобилисты распоясались. Пешеход в городе – это самый главный участник дорожного движения, за ним идет общественный транспорт, и только потом – машина. У нас же все перевернуто с ног на голову. В первую очередь, нужно менять мировоззрение водителей, чтобы они не парковались во дворах. Во всем цивилизованном мире люди уже до этого дошли. Машины стоят на границах кварталов, это могут быть многоуровневые или открытые стоянки. Кстати, в советское время сначала копили деньги на гараж, а уже потом покупали машину. Правда, тогда оставлять машину во дворе было просто опасно. Сейчас колеса уже практически не снимают, и люди решили, что теперь машина будет стоять на клумбе у подъезда.

— Из каких источников будет складываться фонд твоей избирательной кампании?

— Мы сегодня зарегистрировали счет, и скоро от благодарного населения, которое хочет перемен, мы начнем сбор пожертвований.

— Сколько ты сам готов потратить денег на выборы?

— Я не готов потратить деньги, зачем? Деньги собираются с неравнодушных граждан. Любой человек, из Омска или Москвы, может перевести в избирательный фонд какие-то средства. На них мы будем вести кампанию. Мне нужна некая поддержка – если люди хотят каких-то перемен, они в этом участвуют, они помогают. А если никто здесь меня видеть не хочет, никто не хочет помогать, то зачем мне сюда идти?
Но я готов все бросить в Москве и переехать в Омск, если жители мне этот город доверят. По-моему, это гораздо важнее, чем если бы я просто сейчас вложил в кампанию, допустим, миллион рублей.

— А какая сумма должна быть для успешной кампании?

— Я слышал, чтобы выиграть выборы мэра в Омске, нужно 200 млн рублей. Это то, что с ходу говорят московские политологи. Но у нас подход не такой. У нас нет цели закидать все деньгами. Если мы начнем работу, у нас будет самая необычная и нестандартная предвыборная кампания. И многие методы, которые мы покажем, денег вообще не требуют. Мы хотим сломать стереотипы: сделать все интересно, ярко, необычно и при этом потратить минимальный бюджет. Деньги на кампанию, конечно, будут нужны, но их будут жертвовать люди – это стандартная практика.

— Собираешься ли ты налаживать контакты с существующей властью, например, с новым губернатором Виктором НАЗАРОВЫМ?

— Я слышал, есть омская традиция: мэр с губернатором должен воевать. У губернатора есть 12-й телеканал. Думаю, туда меня точно не пустят. Мы сделаем 11-й канал, он будет лучше, чем 12-й, самым лучшим в Омске. Воевать никто ни с кем не хочет. Если есть желание вести конструктивный диалог, почему бы нет.

— Мэр — это управленец. У тебя есть опыт управленца?

— Я занимаюсь бизнесом примерно 8 лет. Максимально в моем подчинении находились порядка 80 человек. Сейчас у меня параллельно несколько компаний, довольно успешных бизнесов, и некоторые из них на мировом уровне. А продукты, которые мы делаем, не имеют аналогов. Например, это компания iCube, которая занимается компьютерной визуализацией. Сейчас запущен еще один проект «Ридус» – агентство гражданской журналистики. Я всегда работаю сам на себя, и за свою жизнь я только несколько месяцев работал на кого-то.

— Прежний мэр ШРЕЙДЕР был хозяйственником и во все вникал сам, а ты готов довериться своей команде.

— Все говорят про «крепкого хозяйственника» и про то, как все плохо. Если у вас всегда был такой замечательный «крепкий хозяйственник», значит, людей все устраивает, и они выберут очередного «крепкого хозяйственника». Если у людей все-таки есть запрос на перемены, значит, хозяйственник в данном случае не подходит. Будет другой человек, который попробует что-то делать по-другому. Я постоянно получаю критику, что у нас это не получится, что это все, конечно, замечательно, но это нереально. То есть люди вместо того, чтобы подумать, как это можно сделать, тем более, если есть желание, в первую очередь ищут оправдания, почему это сделать нельзя. То у нас люди не такие, то у нас зарплаты маленькие, то у нас горсовет плохой, то у нас зима 7 месяцев в году, и так далее… Стульчики мы не поставим потому, что их украдут, лавочки мы не поставим потому, что на них будут наркоманы сидеть и гопники пиво пить, и вообще ничего делать не будем, потому что на это есть сто причин. У нас подход другой, поэтому в нашу команду мы будем набирать не тех людей, которые объясняют, почему это сделать нельзя, а тех, кто будет говорит о том, как это можно будет реализовать. А если у людей, которые за нас проголосуют, есть запрос на какие-то перемены, то тому же горсовету придется с этим считаться – с мнением жителей.

— Ты очень популярный человек в сети интернет, но должен понимать, что у нас голосует не только эта среда. Как ты собираешься охватывать остальную часть людей?

— Естественно, я это понимаю – для того, чтобы начинать предвыборную кампанию, для меня недостаточно победы в праймериз в интернете. 700 человек, которые за меня проголосовали в интернете – это в пределах статистической погрешности и в масштабах города ни о чем не говорит. Сейчас мне важно увидеть, есть ли реальная поддержка, и мы это увидим на этапе сбора подписей. Необходимость собрать 10 тысяч подписей – это хорошая проверка, которую мы пройдем честно. Мы не будем покупать подписи, прибегать к каким-то хитростям. Если найдутся 10 тысяч омичей, которые захотят выдвинуть меня и мою команду, чтобы мы участвовали в борьбе за пост мэра города, значит, мы пойдем и будем работать дальше. Что касается самой предвыборной кампании, конечно, она будет в офф-лайне: она будет проходить на улицах, а не в интернете. Мы предложим реальные изменения как минимум, пяти улиц в городе, мы сделаем предложения по дворам, благоустройству и другим вопросам.
Сама программа появится к началу предвыборной кампании. Время, которое дано на сбор подписей, мы активно посвящаем подготовке этой программы. И к 15 мая подробную продуманную программу мы уже опубликуем. Сейчас просто рано об этом говорить. Я ни от кого не скрываю, что я в Омске второй раз в жизни. В прошлый раз я здесь был три или четыре года назад в течение трех дней – по работе. Мы делали проект комплекса в районе Арены-Омск. И мне тяжело о чем-то говорить, когда у меня нет перед глазами цифр, статистики. Сейчас нужно провести огромную работу, разобраться в ситуации и предложить именно реальные решения, а не те, которые нельзя будет реализовать.

— Илья, что будет с «Арлекином»?

— Забавная история получилась. Артемий ЛЕБЕДЕВ написал в своем блоге, что его нужно взорвать. Журналистам я сказал, что это была, конечно, шутка. В итоге появились красивые заголовки: «Илья ВАРЛАМОВ отказался взрывать «Арлекин». На самом деле, это общая проблема: очень и очень низкий уровень архитектуры в регионах и в Омске в том числе. В Омске я еще не видел ни одного здания, построенного после 1990 года, за которое мне не было бы стыдно. При этом у нас тратятся огромные деньги на придворных архитекторов, которые, к сожалению, не умеют ничего делать. Я это знаю по Москве. Если посмотреть сметы, по которым платят столичным архитекторам из всяких Горжилмонтажпроектов, на эти деньги можно приглашать компании и архитекторов с мировым именем, которые могут делать качественный продукт. Но это не делается, потому что тогда деньги пойдут не в тот карман, и нам приходится довольствоваться тем, что сейчас происходит на улицах. Омск, к сожалению, не исключение. Хорошей архитектуры здесь нет. И то, что есть, рано или поздно нужно будет сносить и строить хорошие здания. Нужно привлекать иностранных архитекторов.

— Действительно ли в Омск для работы в твоей команде приедет Максим КАЦ?

— Опять же, пока об этом рано говорить. По мере того, как мы будем находить людей, которые согласятся с нами работать, я буду об этом писать в блоге. На данный момент КАЦ находится в Филадельфии у одного из ведущих мировых специалистов по общественному транспорту, и как раз с завтрашнего дня они начинают обсуждать омский транспорт и разрабатывать раздел нашей программы по его реформированию. Он приедет в Омск с командой в конце апреля – начале мая для того, чтобы уже на месте заниматься разработкой программы. Этот проект будет опубликован, и если захотеть, его можно будет сразу внедрять.

— Какое твое отношение к строительству метро в Омске?

— Я всегда писал, что скоростной трамвай – это главный вид общественного транспорта. Именно скоростной, а не тот, который сейчас ходит по Омску. Вместо того чтобы зарывать по 8 млрд рублей в год на строительство метро (которое, в принципе, для Омска не нужно) только потому, что есть советская традиция иметь в городе-миллионнике метрополитен, можно было бы построить 60 км линий скоростного трамвая. Это транспорт, который может ходить со скоростью до 80 км/ч. В Алжире такую систему построили буквально за два года, и за счет него можно было бы решить проблему общественного транспорта быстро, просто и недорого.
Вообще я считаю, что мэр обязательно должен несколько раз в неделю добираться до места работы на общественном транспорте, пешком, на велосипеде, чтобы быть в курсе того, что происходит в городе. Из окна машины всех проблем не видно.

— Расскажи о своем пари с Артемием ЛЕБЕДЕВЫМ?

— В Пакистане, Исламабаде этой зимой вечером после сытного ужина мы поспорили с Артемием ЛЕБЕДЕВЫМ о том, кто первым объездит весь мир. Нужно объехать все страны — посетить все существующие и признанные государства. Сейчас в споре ведет он. Но спор напряженный, он продолжается, мы поспорили на 100 тысяч долларов. На этот спор нужно потратить еще лет пять-шесть, чтобы выиграть.

— Но ты же сразу проиграешь, когда станешь мэром?

— Я уверен, что тогда Артемий ЛЕБЕДЕВ будет работать в Омске, как и обещал. Мы просто возьмем тайм-аут на время приведения Омска в порядок, а потом продолжим спор. Это уже как образ жизни. В этом году я посетил уже больше 20 стран. Ты к этому привыкаешь, все страны в принципе похожи, и в любом месте я уже сразу ощущаю себя довольно комфортно, знаю, на что нужно посмотреть и обратить внимание.

— Что же станет с твоими путешествиями в случае победы на выборах?

— Значит, какое-то время путешествий не будет. Но в любом случае, поездки должны быть. Одним из своих не последних преимуществ я считаю то, что на настоящий момент объехал порядка 80-90 стран. У меня есть, с чем сравнивать, и есть огромный опыт того, что я видел – много идей, которые можно очень просто внедрить и улучшить что-то простыми средствами. Так что отказываться от путешествий я не буду, но естественно, основное время буду жить здесь и работать. Я готов к тому, что моя жизнь может измениться кардинальным образом.

— Какое место ты бы выбрал для жизни?

— Мне очень понравилась Исландия, это одна из лучших стран, где я был. И я очень хочу туда вернуться. Если бы не спор с ЛЕБЕДЕВЫМ, я бы этим летом обязательно поехал туда. Потрясающие впечатления, это самая крутая страна, и она отлично подходит для пенсии.

— Илья, ты собираешься стричься перед выборами?

— Я стригусь только раз в год 7 ноября уже на протяжении долгих лет. И следующая стрижка также будет 7 ноября.

— Что ты можешь сделать для Омска из неполитических вещей, даже если ты не выиграешь выборы?

— Во время предвыборной кампании мы сделаем проект реконструкции нескольких улиц города. То есть, мы на реальном примере покажем, что и как можно изменить. Причем, это будут уже готовые проекты. Мы пригласим иностранных специалистов, сделаем предложения по изменению системы общественного транспорта. Даже если мы выборы не выиграем, их может реализовать другой кандидат.  

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.