Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

Сергей ШТРЕК: «Ключевая цель проекта – сделать скачок в медицине. И только потом — зарабатывания денег»

15 октября 2014 10:08
0
4133

11 апреля подведены итоги программы «У.М.Н.И.К.-2014» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертный совет отметил пятнадцать разработок молодых омских ученых, в ближайшее время каждый из них получит грант в размере 200 тысяч рублей. «Коммерческие вести» знакомят читателей с авторами наиболее интересных изобретений.

Младший научный сотрудник Омского научно-исследовательского института природно-очаговых инфекций Роспотребнадзора Сергей ШТРЕК занимается разработкой инновационного проекта по диагностике клещевого сыпного тифа.

В планах – наладить производство тест-систем и обеспечить ими лаборатории всех учреждений лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического профиля. О концепции проекта он рассказал корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ.

— Сергей, расскажите о своем проекте.

— Проект называется "Экспериментальное производство иммуноферментной тест-системы для диагностики клещевых риккетсиозов". Клещевой риккетсиоз (КР), или клещевой сыпной тиф, – природно-очаговая инфекция, передаваемая человеку клещами. Наряду с клещевым энцефалитом и иксодовыми клещевыми боррелиозами входит в тройку наиболее распространенных в России трансмиссивных инфекций. Выделяют несколько видов риккетсий, возбудителей заболевания. Природные очаги клещевого риккетсиоза охватывают 18 административных территорий южных регионов Сибири и Дальнего Востока. На территориях, примыкающих к Омской области, заболеваемость КР регистрируется в Тюменской и Новосибирской областях, а также в Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, в которой отмечается наиболее высокий уровень заболеваемости клещевым риккетсиозом в республике.

В 2009 г. впервые в Омской области подтвержден случай клещевого риккетсиоза в Называевском районе. После чего сотрудниками НИИ природно-очаговых инфекций была проведена поисковая работа по выявлению природного очага в этом районе: отловлены дикие мелкие млекопитающие, которые являются резервуаром возбудителя, собраны клещи – переносчики инфекции. При исследовании их в лаборатории в биопробе на морских свинках выделены 2 штамма риккетсий,  а молекулярно-биологическими методами в полимеразной цепной реакции (ПЦР) выявлена ДНК риккетсий. Кроме этого были проанализированы случаи заболеваний людей после присасывания клеща со сходной для КР клинической картиной. Установлено, что  за период 2003 — 2011 гг. из 13 населенных пунктов Называевского района в ЦРБ поступило 66 пациентов  с характерной для КР клинической картиной. Сейчас подобных пациентов обследуют в НИИ природно-очаговых инфекций и подтверждают диагноз КР лабораторными методами.

— Почему такое пристальное внимание уделяется Называевскому району?

— Просто первый случай заболевания КР в Омской области был зарегистрирован в Называевском районе, где и были проведены углубленные исследования.  Вероятно, очаги найдутся и в других местах, где климатические условия подходят для его развития, есть клещи. Что интересно, когда мы делали сравнение по количеству заражений на разных территориях, то особо выделялся участок в районе села Князева близ железной дороги. Весной сотрудники НИИ ездили туда собирать клещей. Нашли полянку, где они скапливаются в больших количествах, и, как выяснилось, в ходе исследований из клещей была выделена ДНК риккетсий. Но я бы хотел сделать оговорку, что пока нет коммерческих препаратов для диагностики КР, не все лаборатории могут ее проводить.

— Насколько опасное заболевание?

— В целом заболевание характеризуется относительной доброкачественностью течения, от человека к человеку не передается. Практически у всех пациентов обнаруживается  первичный аффект (корочка с инфильтратом) в месте присасывания клеща, регионарное увеличение лимфатических узлов. Температура тела может повыситься до 39-40 оС, больного мучают упорные головные боли, боли в мышцах, пояснице. Заболевание могут путать с клещевым энцефалитом. Если заболевание неправильно лечить или вообще не лечить, могут возникнуть осложнения. Клещевой риккетсиоз успешно лечится антибиотиками. Главное – правильно поставить диагноз.

Методика выглядит следующим образом. Сыворотка крови больного наносится в лунки планшета с нанесенным на них антигеном риккетсий,  затем добавляются реактивы. Если происходит взаимодействие антител и антигена, то продукт реакции изменяет  окраску тем интенсивнее, чем больше антител в сыворотке. Результат учитывают на спектрофотометре, что документируется.

— То есть вы разработали именно методику?

— Нет, методика ИФА существует уже давно. Мы, скорее, расширили ее функционал: решили применять ее именно в отношении клещевого  риккетсиоза. Еще правильнее сказать, что автором идеи является профессор Николай Викторович РУДАКОВ. Его ученица Н.В. АБРАМОВА в ходе выполнения своей кандидатской  диссертации обосновала эффективность  применения ИФА для выявления антител к риккетсиям группы клещевой пятнистой лихорадки (КПЛ) в сыворотках крови больных для лабораторной диагностики клещевого риккетсиоза и осуществления эпидемиологического надзора за клещевыми риккетсиозами. Когда я пришел в НИИ по окончании медакадемии, практическую часть разработки тест-системы поручили мне. В итоге мы дошли до конкурса. В рамках полученного нами гранта будет организовано экспериментальное производство иммуноферментной тест-системы для диагностики клещевых риккетсиозов на основе самого изученного представителя риккетсий группы КПЛ — Rickettsia sibirica.

Но сейчас главный сдерживающий фактор для исследований — отсутствие в продаже антигенов. Нам самим придется проводить большую работу по культивированию риккетсий и получению из них антигенов.

— Именно на базе Омского НИИ природно-очаговых инфекций планируется  наладить производство тест-систем?

— Да. У нас есть все условия, чтобы этим занимается. Но в мой круг полномочий входит разработка тест-системы. Нерешенных проблем остается еще очень много. Например, при разработке тест-системы использовали конъюгаты зарубежного производства. Мы ставим перед собой задачу – использовать конъюгаты и все реактивы отечественных производителей.

— На что планируется потратить грант? На зарплату что-нибудь останется?

— На приобретение новых реагентов, конъюгатов, я полагаю, должно хватить гранта. Тем более пока мы планируем закупать их в небольших объемах. Две баночки ориентировочно стоят тысяч 40. По зарплате вопрос еще не обсуждался. Ключевая идея — сделать скачок в медицине, наладить производство. Только потом можно думать о зарабатывании денег.

— На другие гранты или субсидии для проекта претендовать не пытались?

— Нет, грант "У.М.Н.И.К." – это наша первая попытка. Все работы ведутся силами самого НИИ, на собственном энтузиазме. И, в конечном счете, без стеснения можно сказать, что хотелось бы не только полезный проект делать, но и чтобы на нем можно было что-то зарабатывать.

— А на чем здесь можно зарабатывать деньги?

— Продавать тест-систему для диагностики клещевого риккетсиоза в лаборатории учреждений лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического профиля.

— Сколько человек занимается этим проектом?

— Шесть человек.

— Как распределяются обязанности в команде исследователей?

— Руководителем проекта является директор Омского НИИ природно-очаговых инфекций доктор медицинских наук профессор Николай Викторович РУДАКОВ. У него всегда можно проконсультироваться по сложным вопросам. Заведующая лабораторией зоонозных инфекций кандидат медицинских наук Галина Владимировна БЕРЕЗКИНА занимается организационными вопросами и принимает непосредственное участие в отработке параметров постановки и критериев учета результатов ИФА. Накоплением риккетсий на культуре клеток занимается кандидат медицинских наук старший научный сотрудник Людмила Валерьевна КУПМАН. Этап получения антигенов из риккетсий  курируют кандидат медицинских наук старший научный сотрудник Татьяна Александровна РЕШЕТНИКОВА и кандидат медицинских наук ведущий научный сотрудник Ирина Евгеньевна САМОЙЛЕНКО.

Непосредственно я занимаюсь отработкой параметров постановки и критериев учета результатов ИФА, апробацией тест-системы на материале от больных.

— Когда вы запатентовали проект?

— В марте 2013 года получен патент на «Способ лабораторной диагностики клещевого риккетсиоза с использованием иммуноферментного анализа для определения антител к антигену Rickettsia sibirica».

— Победа в конкурсе "У.М.Н.И.К." легко вам далась?

— Победить было сложно. Поначалу заваливали даже на тренингах в бизнес-инкубаторе Омского государственного университета им. Достоевского. Непонимание возникало и у тех, кто не первый год принимал участие в жюри конкурса. Помню, в первый раз чуть ли не всю презентацию заставили переделать, сказали, что слишком много непонятной медицинской терминологии, а судить будет двадцать человек из разных областей науки. Я тогда подумал, что уже нет смысла продолжать, но мой научный руководитель Николай Викторович был невозмутим: "Если надо переделать,  переделаем". В итоге собрались всем коллективом и сделали презентацию такой, чтобы ее мог понять обычный человек не от медицинской науки.

В финале выставлялись очень сильные работы. Что интересно, кафедра  офтальмологии медицинской академии тоже предлагала на конкурс метод, и они также выиграли грант. Хотя, как правило, если два метода выставляются для одной сферы, то жюри останавливается на одном. Но в этом году, видимо, решили сделать исключение.

— Свободное время на хобби остается?

— Да, сейчас я увлекся плаванием. Не профессионально, но надо же чем-то компенсировать сидячий образ жизни.

— Почему решили обучаться этой профессии?

— Всегда любил естественные науки: химию и биологию. Но на окончательное  решение повлияли результаты экзаменов. Раньше говорили: куда Родина пошлет. Сейчас — куда баллов по ЕГЭ хватит. Документы я подавал сразу в три вуза: в Омский государственный аграрный университет, Омскую государственную медицинскую академию и медицинский колледж. И во все поступил. Но медакадемия, на мой взгляд, более престижный вуз. Правда, на лечебный факультет баллов мне все-таки не хватило, потому решил посвятить себя исследованиям.

— А почему решили посвятить себя науке?

— Меня пригласил в НИИ директор Н.В. РУДАКОВ Я был активистом на потоке, старостой курса, занимался в научных кружках. Преподаватели рекомендовали меня как перспективного молодого ученого.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.