Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Виктор НАЗАРОВ: «Есть громкие инвесторы, которые приходят с помпой, но в итоге покричали и убежали. А есть тихие…»

12 августа 2015 12:24
7
5969

6 августа на «кухонных посиделках» в газете «Коммерческие вести» побывал врио губернатора Омской области Виктор НАЗАРОВ. Было решено оставить за рамками разговора политику, а поговорить только об экономике региона, благо вопросов здесь было у журналистов «КВ» немерено. Большую часть этого разговора мы и представляем читателям газеты.

— В стране кризис. Как он сказывается  на областном бюджете?

— Бюджет 2015 года очень напряжен. Выпадающих доходов по бюджету – в районе 7 миллиардов рублей. Это в первую очередь связано с тем, что уменьшились налоговые поступления от компании  «Газмпром нефть» на сумму около 3,6 млрд руб., у Сбербанка возникла переплата по налогам – 1,3 млрд руб.  Они выставили ее к возврату. Эти деньги с учетом планируемых поступлений закладывались в расходную часть бюджета, поэтому мы договорились не отдавать всю сумму сразу, а сделать это в течение года.

— Переплаты бюджетные случаются уже не первый раз. У нас в области проблемы с администрированием?

— Такой крупной переплаты у нас никогда не было.  Планировали бюджет на 2014 год в конце 2013-го, а потом случился этот кризис. Он и сыграл роль. Сбербанку было сложно заранее просчитать глубину кризиса. Что касается «Газпром нефти», цена на нефть упала, соответственно, и с процессинга завод получил меньше. Теперь  часть областных расходных программ придется ужимать, при этом социальные программы необходимо сохранить. Сегодня ведется работа с Министерством финансов Российской Федерации по замещению коммерческих кредитов на бюджетные. По условиям соглашения с Минфином для получения таких кредитов мы должны привести дефицит бюджета к 10% от собственных доходов. К сожалению, на 1 января этого года нам не удалось достичь 10%, у нас – порядка 11,5%. Тем не менее мы договорились с Минфином о пролонгации этого соглашения и расписали его на  три года. Минфин готов   предоставлять бюджетные кредиты при соблюдении нами двух условий. Первое я уже озвучил — дефицит ежегодно не более 10% от налоговых и неналоговых доходов. Второе – на 1 января 2019 года доля коммерческих кредитов не более 50% от собственных доходов. И перешагивать эту черту нельзя. Сегодня у нас все направлено на то, чтобы сократить расходы по госдолгу.  Не секрет, что ранее мы были вынуждены увеличивать расходы, занимая деньги в коммерческих банках, так как это было необходимо для выполнения задач, поставленных перед нами российским правительством. Это и создание многофункциональных центров, и строительство детских садов, и устранение очередей в дома престарелых… А теперь расходная часть, похоже, еще увеличится на несколько сотен миллионов.  На днях я объехал ряд домов-интернатов, в том числе для инвалидов, проверил их состояние. Где-то необходим ремонт, где-то нужна хорошая пожарная сигнализация. Работы много… Мы видим, что и на 2016 год у нас бюджет будет дефицитным. Даже при самом хорошем раскладе дефицит просчитывается на уровне 5,5 млрд руб. В целях экономии мы просто вынуждены  возвращаться к адресности социальных выплат. Но их должны получать только те, кто действительно в них нуждается. Социально уязвимые категории населения мы не обидим. Но всем подряд их давать нельзя, ведь на сегодняшний день каждый четвертый житель региона пользуется социальными выплатами. Есть примеры, когда  обеспеченные люди, можно сказать, олигархи, доходы которых сопоставимы с доходом города Омска, получают пособие из бюджета, потому что у них трое детей. Трое детей – это многодетная семья, им положено.  

— А там разве не заявительный принцип?

— Нет, там обязательные выплаты. Это федеральный закон.  Сегодня и в Минтруде Российской Федерации уже понимают эту проблему. Есть и сдвоенные социальные выплаты – федеральные и региональные дополнительно. Я понимаю, что когда они вводились в 2005 – 2007 годах, денег хватало, это было целесообразно в силу определенных причин: политических, социальных, экономических. Но сейчас  85% нашего бюджета – это медицина, образование, социальные программы. Бюджету тяжело. При том что экономическая ситуация в России, а это уже понятно, будет пока ухудшаться.  А значит, бюджет будет еще больше сокращаться. И нужно выбирать: либо мы все  отдаем только на социальные выплаты, либо регион продолжает развиваться. У нас сегодня в пяти районах Омской области нет даже Домов культуры. А дороги! Я недавно проехал по северу Омской области… Сели на вертолете перед Малой Бичой  в Усть-Ишимском районе.  Небольшое село. 130 человек живет. Они подходят и говорят: постройте нам дорогу. Я говорю: давайте посчитаем – 65 км, 20 миллионов – стоимость одного километра с асфальтовым покрытием. Общая стоимость – 1,3 млрд руб. Давайте в Усть-Ишиме на эти деньги построим две хороших улицы и вас туда всех переселим. Они в ответ: мы отсюда никуда не поедем, мы здесь жили и будем жить, наши предки здесь похоронены, вы нам лучше дорогу постройте. Мы стояли рядом с существующей дорогой – наверное, в связи с тем, что я туда должен был приехать, пришел грейдер,  разровнял ее, и она такая более-менее ровненькая. И за несколько минут до того, как нам надо было уезжать, на нее выехал загруженный под завязку лесовоз и такую колею сразу же образовал, что мы на уазике не смогли ее перескочить. У меня такое впечатление, что 25 лет дорогами в Омской области вообще никто не занимался. Да еще учитывая этот паводок, после которого 44 моста как корова языком слизнула и дорожного покрытия более ста километров – просто вымыло весь асфальт. Задача сейчас — получить федеральные деньги, и надеюсь,  их получим. Так что дороги – это задача номер один. По данным социологических опросов, проблемы дорог у нас на первом месте. Если не сделаем дороги, Север точно потеряем.

— Когда Федерация должна перечислить 400 миллионов на восстановление дорог и мостов после паводка?

— Обещают в течение двух недель. Мы уже за счет своих средств начали работать. Но проблема – там бесконечные дожди. Начинаешь копать, а там внизу вода. Закладывать туда щебень все равно что  выбрасывать его. Ждали теплых дней.

— Есть ли какие-то перспективы увеличения собственной доходной части областного бюджета?

— Три года назад сельское хозяйство всегда шло по налогам с минусовым сальдо. Но по 2014 году произошло увеличение налоговых поступлений от сельского хозяйства на 12%. То есть начали работать наши субсидии, дотации, все наши вложения в крестьянско-фермерские хозяйства. Что касается промышленности, она у нас по-прежнему в немалом объеме  концентрируется вокруг ВПК, где маржа небольшая – от 3 до 8%. Это не Тюменская область, где предприятия, связанные с газом и нефтью, имеют маржу 27 – 30%. Отсюда и поступления в бюджет. Поэтому, в частности, мы и занимаемся  тем, чтобы наши предприятия больше работали с крупными нефтяными и газовыми компаниями. Чтобы смогли на иной продукции получать другую маржинальную составляющую.  Вот мы по прошлому году Газпрому поставили  продукции на 700 млн руб. 

— Маловато.

— Согласен. Поэтому  к нам и  приезжает Виталий МАРКЕЛОВ, зампред Газпрома, мы еще раз обсудим с ним дорожную карту, чтобы увеличить число предприятий-поставщиков. Презентуем ему НПО «Мир». Задача – удвоить объем омских поставок по итогам 2015 года.

— Что ожидаете в текущем году от села?

— Мы просчитали, что должны по осени получить около 3,1 млн т зерновых. С учетом того, что есть отставание по вызреванию до 10 дней. Но озимые уже начали убирать  — урожайность хорошая, порядка 26 центнеров с гектара. Есть проблема по молоку: производителей не устраивает цена сдаточного молока, особенно с сельских подворий. По некоторым районам цена опустилась до 10 рублей. При этом мы 2 руб. 60 коп. дотируем на каждый литр сдаточного молока частному подворью. Здесь мы даже экономики не просчитываем. Нам важнее самозанятость населения. Но люди говорят, что даже с дотацией  цена слишком мала. Сегодня идет затоваривание у переработчиков. Заходит на рынок продукт с растительными жирами, который по цене раза в два дешевле, при этом продается как натуральный без каких-то разъяснений. Этот вопрос я обсуждал с Дмитрием Анатольевичем МЕДВЕДЕВЫМ, когда он был в Омске. А несколько дней назад  была с ним селекторная конференция. Он сказал, правительство ужесточит требование к тому, чтобы при наличии растительных жиров и пальмового масла это обязательно указывалось на этикетке. Я сам недавно был на Центральном рынке, хотел купить масло, но продавщица, узнав меня и немного помявшись, сказала: Виктор Иванович, не покупайте это масло, здесь 30% растительных жиров. А ведь я бы купил. И другие покупают…

— А совещание по сельскому хозяйству вместе с Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ будет осенью в Омске?

— Нет. Для премьер-министра страны  два раза в течение короткого промежутка времени побывать в одном  и том  же регионе было бы нелогично. Это совещание заменили видеоконференцией с участием российских губернаторов, о котором я только что рассказал.

— В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Омская область отстает по такому показателю, как срок согласования документов по присоединению к сетям энергетиков. Возможно ли более активное участие энергетиков в этих вопросах?

— Те инвестпрограммы,  которые  энергетики нам презентуют каждый год, к сожалению, до конца не исполняются. С текущего года мы возьмем этот вопрос под контроль.

— В СМИ прошла информация о возможной продаже областного 30%-го пакета акций ОАО «Высокие технологии».  Область и в самом деле готова с ними расстаться?

— Кто это придумал – не знаю. На сегодняшний день я не вижу необходимости в этой продаже. Предприятие высокотехнологичное, развивающееся, и кому-то отдавать…

— Оно же области какую-то прибыль приносит в виде дивидендов?

— По 2014 году дивиденды составили 2,5 млн руб. Но это не говорит о том, что они не хотят нам увеличить дивиденды: у них большая программа по техперевооружению. Они набирают обороты, чтобы занять свою нишу на рынке. Мы понимаем, что сегодня нельзя доить тех, кто готов развиваться. Поэтому мы спокойно к этому относимся, не ищем там такой экономической  составляющей, как наполнение бюджета. Пусть развиваются, создают рабочие места, покупают новые станки, делают рабочую продукцию. Поэтому продавать этот пакет я не вижу смысла.

— Что происходит с омским метро? У нас на «кухне» полгода назад вы говорили о его консервации, а сейчас прошел конкурс на его финансирование.

— Любой фрагмент работ – будь то достройка, доведение до проектных решений, консервация – проходит через конкурс. Консервация – это не просто закрыть дверь и уйти. Для того чтобы провести ее по всем техническим правилам, нужно подготовить объект. Где-то надо заменить временные шпунты, где-то необходимо укрепление грунта… Выигравшее торги предприятие должно привести метро в надлежащее состояние,   чтобы нормально перейти к консервации.  

— Сколько денег на это потребуется?

— Миллионов 400 включая консервацию.

— Недавно прозвучала информация о нарушениях, обнаруженных   федеральной Счетной  палатой  в связи со строительством Красногорского гидроузла…

— Эти цифры мы все знали и сами им показали. Где-то в СМИ говорилось, что якобы будут возбуждаться какие-то  новые уголовные дела… На самом деле по этим цифрам следствие уже провело свою работу, в частности и в отношении бывшего министра. Сегодня федеральное финансирование сохранено,  и наша задача до конца года освоить на плотине около 1,4 млрд руб. строительных работ. Кстати, нам необходимо выделить 120 млн руб., чтобы выкупить у «Мостовика» изготовленную на их заводе оснастку для шлюзовых ворот.

— А окружная дорога?

— С ней все нормально. Будет сдана в срок. Три раза объявлялся  конкурс на работы стоимостью  в миллиард с лишним, на который упорно заходила некая фирма, у которой уставный капитал 10 тысяч рублей и офис чуть ли не в машине. Мы им отказывали за те или иные нарушения условий конкурса, за что чуть не попали под уголовное дело. Но в конце концов законно победило ДРСУ, имеющее необходимую технику и  коллектив строителей.

— Ну и, наконец, третий омский мегапроект – аэропорт Федоровка. Как дела с ним?

— Мы подписали с ВЭБом второй этап  выполнения работ. На третьем этапе ВЭБ должен нам найти инвестора. Вчера мы обсуждали этот вопрос. Они говорят, что инвесторы есть. Так что будет объявлен конкурс.  

— Недавно  область объявила, что продает свою часть  ОАО "Омский аэропорт "Федоровка". То есть вы хотите, образно говоря, отряхнуть остатки этого предприятия с ног своих?

— Это лишь юридическое лицо, у него нет ни имущества, ни земли, и на сегодняшний день оно никак не связано с проектом аэропорта Федоровка. Начальная стоимость пакета акций – тысяча рублей. Если кто-то купит эту долю в акционерном обществе  и захочет участвовать в конкурсе на дальнейшее продвижение проекта, то пожалуйста. Будем рассматривать его как одного из инвесторов.

— Вы регулярно встречаетесь с разного рода предполагаемыми инвесторами и подписываете договоры о намерениях. У кого-то из этих инвесторов дальше намерений что-то продвинулось?

— Из десяти соглашений о намерениях выстреливает одно. Все инвесторы, которые  приезжают в Омскую область, непременно просят уровень губернатора, чтобы подтвердить серьезность отношения региона. И мы на это идем, понимая, что со всеми инвесторами надо работать. Есть громкие инвесторы, которые  приходят с помпой, но в итоге покричали и убежали. А есть тихие, которым говорят: помогите только вот здесь немножко, например, с электроэнергией или с земельным участком, а остальное мы сами все сделаем. Они более реальные.  Свежий пример – у нас к концу года в Омске откроется новый завод по переработке масленичных культур и производству масел. А началось все с того, что два года назад инвесторы попросили помочь с сервитутом по дороге, решить вопрос с электроэнергией и освободить площадку от гаражей. Они сказали: мы кричать о себе не будем, мы будем делать. И сделали… Но в целом сегодня экономическая ситуация в стране не способствует большим проектам. Например, кирпичный завод, который хотели строить в Азовском районе  (оборудование было все немецкое, даже были уже подписаны контракты)  попал  под санкции, и проект приостановился.

— В последнее время много контактов с китайцами, мы к ним приезжаем, они – к нам. Есть уже наконец какой-то совместный проект?

— Два года назад в Китае мы встречались на очень высоком уровне – со вторым лицом компартии  страны, но даже при таком уровне договоренностей  Китай — самый сложный инвестор сегодня. Они очень осторожны, это такой менталитет – десять раз все взвесить… Для них важна каждая деталь: как с тобой разговаривают, как тебя встретили, как прошли переговоры. Помните нашу программу поставки пивоваренного ячменя? Все согласны, все готово, но мы все время что-то добавляем, переписываем что-то. И вот уже два года оттачиваем соглашение, которое подписали… 

— В последнее время все чаще банкротятся предприятия с миллиардными оборотами. Почему они оказались такими неустойчивыми? Например, «Сибирский деликатес»?

— Можно говорить слово «кризис»,  а можно по-другому – «реальная действительность, в которой нам нужно жить». Эта самая действительность и расставляет всех на места: кто на самом деле был готов дальше развиваться и продвигаться, тот остается на рынке. А кто-то уходит. Мы пытались помочь, встречались с банкирами – даже с головными офисами в Москве. Они говорят: у предприятия нет экономики, оно увеличивало производство за счет кредитных ресурсов, а себестоимость продукции была неконкурентна. Набрали кредитов, а вернуть их было уже невозможно. Хотя мы готовы были где-то выступить гарантом, где-то договориться о рассрочке, но сами собственники, похоже, больше склонялись к тому, чтобы уйти в банкротство. На базе оборудования «Сибирского деликатеса», насколько я знаю, уже создано новое предприятие, где работают  пока порядка ста человек.

— То есть эти предприятия изначально были «мыльными пузырями», надувающимися за счет кредитов?

— И кризис высветил их. У нас сегодня, смотрите, строительных организаций более тысячи. Практически все они строят на заемные деньги. Лишь десяток из них готов  вкладываться и своими деньгами. Остальные будут постепенно уходить с рынка. Первыми слетят те, кто брал по одному дому, или заходил на деньги дольщиков. 

— В конце апреля сенатор Андрей ГОЛУШКО здесь у нас «на кухне» говорил как о чуть ли не практически принятом  к федеральному финансированию  таком объекте к 300-летию Омска, как пешеходный мостик через Омку. Будет ли он?

— Мы обсуждали этот вопрос.  Даже было предложение сделать его за счет предпринимательского сообщества. Стоимость такого мостика — 65 миллионов рублей.

— Вряд ли бы вы встретили понимание у предпринимателей.

— Есть еще федеральная программа  для повышения туристической привлекательности регионов, в рамках которой  выделяются  деньги для создания такой инфраструктуры. Есть план включить в  программу ремонт набережной от Ленинградской площади и этот мостик. Мы бумаги отдали, ждем результата.

— В прошлый раз у нас на «кухне» вы говорили о том, что предложили администрации города Омска объединить представительства в Москве. В этом направлении что-то сдвинулось?

— Главное – мы сломили недоверие города. Изначально им казалось, что это будет областное представительство, где они займут подчиненную роль. В связи с этим мы им сказали: пусть его возглавит ваш менеджер, который  ранее руководил представительством Омска. И теперь они в одном здании, которое принадлежит Омской области. Сейчас там три человека из муниципалитета и девять человек из области. Мы теперь не делим на город и область, бумаги, письма, организация встреч – все проходит в едином формате. Так что первый шаг сделан. До конца года мы полностью объединим представительства. 

Комментарии
Валентина — Владимиру 29 августа 2016 в 16:11:
Ну насчет снижения оборотов, момент спорный. Где подтверждения? Наоборот, по-моему, только наращивают производство, несмотря на кризис. Недавно, например, новость была, что очень крутое оборудование везут через Северный морской путь. Объем выпуска увеличат, для экологии плюс. Так что продолжается модернизация
Хозть 17 августа 2015 в 08:28:
И там где хотят жить у кладбища, и там где абстрактная речка — дрын из тына, а не трассу.....болотоход-автобус (1 штука, 3,5млн), канатная дорога на трёх сваях через речку (хоть и фуникулёрного типа, всей электроники — щиток вроде того, что в дачном лифте в погреб и бункер), монорельс-маршрутка на сваях и опять же болотоход или грузовой состав по монорельсу.Медвед — чел продвинутый, если губер не знает — Премьер подскажет.
житель 15 августа 2015 в 23:04:
С Владимиром согласен, приведу пример реальной, а не монополистичной экономики: во Франции до кризиса бензин 95 стоил в среднем 1.8 евро сейчас при дешовой нефти стоит 1.4 евро. А у нас дорожает — полтергейст какой-то!!!
Владимир 15 августа 2015 в 13:14:
Молоко закупают по 10 рублей,продают по пятьдесят.Нефть дешевеет,НПЗ снизил обороты, а бензин дорожает.Жирные твари за счёт людей бреши в своих бюджетах латают.
житель 12 августа 2015 в 22:05:
Александру, — какие новости, такие и комментарии! А что касается бизнес-курса: когда кажется — креститесь!
Александр — жителю 12 августа 2015 в 16:56:
Так может в этом случае вам пора бросить читать «КВ» и вернуться к привычному «Бизнес-курсу». Мне кажется, это издание как раз для вас. А то надоело читать ваши однообразные комментарии.
житель 12 августа 2015 в 13:26:
КВ — а за сколько вы продались??? Столько рекламы этому бездельнику!!!! Что то не заметно посиделок (да еще и раздробленных на кучу «разных» высказываний) с другими кандидатами!!! АЙ АЙ АЙ — а было уважаемое издание!!!
Показать все комментарии (7)

Ваш комментарий

В Омской области ограничили варианты собственности на добытые полезные ископаемые

Согласно поправке в региональное законодательство, добытые из недр ресурсы могут стать только федеральной, областной, муниципальной или частной собственностью

29 марта 12:00
0
302

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.