Поправки в областной закон еще не приняты, а городская администрация уже дала понять, что новые возможности ей не по карману.
26 мая заместитель министра строительства и ЖКК Омской области Дмитрий ШИКАЛОВ провел пресс– конференцию, в ходе которой прокомментировал изменения в региональный закон № 1568 об организации капитального ремонта. Соответствующий проект поправок по инициативе главы областного Минстроя Станислава ГРЕБЕНЩИКОВА принят 21 мая в первом чтении депутатами Заксобрания. Окончательное его утверждение запланировано на 11 июня.
Дмитрий ШИКАЛОВ напомнил, что законопроектом предлагается два новшества. Первое – сокращение срока перехода многоквартирных домов с общего "котла" (счета регионального оператора – Фонда капитального ремонта) на специальные счета с 1 года до 4 месяцев.
– В Жилищном кодексе прописан срок перехода два года. Мы в прошлом году сделали год. Сейчас собственники выразили желание самостоятельно работать с деньгами, принимать решения о выборе конструктивов и так далее. Мы сказали: "Пожалуйста, не вопрос".
Замминистра отметил, что на сегодня Фонд не потратил ни копейки средств собственников в обход региональной программы капремонта. Это, по его словам, подтвердила и прокурорская проверка, не выявившая финансовых нарушений в деятельности регионального оператора.
– Все средства, которые собственники дома заплатили с 1 сентября 2014 года до момента перехода с общего "котла" на спецсчет, будут перечислены Фондом на спецсчет, – рассказал Дмитрий ШИКАЛОВ.
Исключение составят лишь те дома, которые были отремонтированы Фондом еще до выхода дома из "котла" и затраты на ремонт которых превысили сумму, собранную жильцами. Они не смогут завести спецсчет, пока не вернут то, что заняли у регионального оператора. Впрочем пока собственники таких задолжавших домов в Омской области не выражали желания завести специальный счет. "В основном инициативу проявляют те дома, которые стоят в графике на 2016, 2017 и 2018 годы. Те, в которых пять этажей и выше. Они понимают, что срок ремонта подойдет через два– три года, а ремонтировать надо уже сейчас"
Чиновник подчеркнул, что временный запрет на переход с "котла" на спецсчет не затронет дома, в которых живут неплательщики. Важна не стопроцентная собираемость платежей, а отсутствие фактической задолженности перед Фондом за уже выполненные работы.
Для перехода с "котла" на спецсчет собственникам потребуется протокол общего собрания с решением о смене способа формирования накоплений на капремонт.
– Существуют две возможности: проголосовать за то кредитное учреждение, где вы хотите открыть спецсчет, или предоставить право выбора региональному оператору. Кроме того, с 2015 года по закону владельцем спецсчета может быть и управляющая компания.
С момента вступления в законную силу поправки о сокращении сроков перехода у собственников появится неограниченное время на принятие решения общим собранием. Через 4 месяца после предоставления в Фонд соответствующего протокола региональный оператор либо открывает счет в указанном собственниками банке, либо проводит конкурс по отбору кредитной организации. Дмитрий ШИКАЛОВ пообещал, что все необходимые заготовки для проведения общих собраний появятся на сайтах Минстроя и регионального оператора. Согласно поправкам в областной закон, перевод накоплений с "котла" на спецсчет не должен занять больше одного месяца.
Еще одно законодательное новшество – появление у регионального оператора возможности заключить договор о передаче органам местного самоуправления функций технического заказчика.
"Это право, а не обязанность. Подпись под соглашением – это выражение воли. Не ставишь подпись – никаких функций не получаешь, – Дмитрий ШИКАЛОВ объяснил, что акцентирует на этом внимание, так как "ряд средств массовой информации" преподнесли это так, будто Фонд перекладывает функцию заказчика на муниципалитеты. – Во– первых, эта норма есть в Жилищном кодексе и фактически мы ретранслировали ее в свой собственный закон. Во- вторых, мы дали органам муниципальных образований право принять активное участие в капитальном ремонте".
Замминистра также заявил, что те муниципалитеты, которые согласятся стать техническими заказчиками, смогут отказаться от той части новых полномочий, которая окажется им не по силам. Он напомнил, что в период действия 185– ФЗ именно этот уровень власти отвечал за проведение капитального ремонта.
– Функция технического заказчика широкая: составление дефектных ведомостей, проектирование, составление сметной документации, строительный контроль, выбор подрядной организации, контроль хода проведения ремонтных работ, подписание КС-2 и КС-3 – в общем, от начала и до конца. Мы понимаем, что не все муниципальные образования владеют необходимым количеством ресурсов, людей. Мы понимаем. Поэтому мы предлагаем коллегам обсудить то, что они могут. Кто-то возьмет на себя проведение конкурсных процедур, кто-то строительный контроль, кто– то – согласование с собственниками. В принципе спектр их полномочий широк, но может быть сужен.
Некоторые районы Омской области, по данным г– на ШИКАЛОВА, уже направили в Минстрой письма с поддержкой законопроекта. Среди "десяти– пятнадцати" согласных с Минстроем – Черлакский и Таврический районы, город Тара. "Они понимают, что нельзя весь этот вопрос повесить на Фонд. Муниципальные органы находятся на территории, работают с населением. Их нельзя вычеркнуть. Когда мы встречаемся с главами районов, они говорят, что готовы к этому, потому что люди идут к ним".
С Омском, признают в Минстрое, есть сложности. Усугубляет ситуацию с капремонтом в городе наличие 640 так называемых судебных домов, на комплексный ремонт которых не первый год требуются миллиарды из местного бюджета.
– Пока конструктив с городом вроде бы налаживается, но по передаче функций технического заказчика мы еще в процессе обсуждения. Наши коллеги говорят, что у них нет средств на создание структурного подразделения. Я привожу контраргумент: у нас 13 млрд долгов, это же тоже надо как– то решать. Всегда есть возможность сэкономить средства в организационном процессе. Может быть, там уже не 13 будет, а 10. А мы просто откладываем эту проблему в долгий ящик.