Все рубрики
В Омске воскресенье, 28 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Книжный клуб: Станислав ЛЕМ и Наука о небесных кренделях

10 июня 2015 09:52
0
4140

Марина и Сергей ДЯЧЕНКО

Маг дороги.

М.: Эксмо, 2010 год. — 736 стр.

Тираж 10 000 экз.

У зла нет власти

Я пришел жить в твой мир. Насовсем

Наверное, лучше всего могут сказать, хороша или нет детская книга, только сами дети.  Супруги ДЯЧЕНКО написали  для подростков трилогию-фэнтези: «Ключ от королевства»,  «Слово Оберона» и «У зла нет власти». У главной героини тринадцатилетней  Лены ЛАПИНОЙ нет отца и куча комплексов: в частности, маленький рост, да еще и старшеклассницы шпыняют. Но однажды, когда она шла от школы, за ней увязался незнакомец. Лена слышала, конечно, что обычно хотят от девочек незнакомые  злодеи-мужчины. Но он зашел издалека: не хочет ли она в Королевство, и подарил ключ от него в стеклянном шарике, который нужно  только бросить на землю. В общем, достаточно стандартный зачин: реальный мир и некто, появляющийся из сказки. Даже платяной шкаф не понадобился. Понятно также, что Королевство надо будет спасать и что займется этим Лена, став магом дороги.  В этом мире нет Белой колдуньи, но есть Туманная Баба – ничем не лучше.  Любопытна концепция Королевства, на котором основан первый роман цикла: со временем  тонкий волшебный  мир вокруг него истончается, магия истощается,  и Королевство вынуждено перемещаться через некое межмировое пространство в другое  подходящее место. А там в садах начинают жить «феи, в озере – русалки. В лесу – лешие. В скалах гнездятся драконы. Сама земля вокруг нас становится Королевством. А это очень притягательно для людей…  И понемногу они к нам сходятся отовсюду: крестьяне распахивают пашни, ремесленники ставят мастерские…»  Однако путь к новому месту опасен, а для этого необходимы маги дороги. Их мало. Лена, ничего поначалу не умея, набирается опыта в реальных схватках, ошибается, верит не тем, кому следовало, кого-то спасает и, понятно, взрослеет, дабы вернуться в свой мир к концу первого романа сильной и уверенной в себе. Пока во втором, а потом и в третьем романе из Королевства снова не призывают ее для спасения. В общем, все как всегда. В свое время маленького Фродо тоже вытащили из норы для спасения мира. Все это написано несколько дидактично и по-детски. Но для детей же!

Mif1959

Станислав ЛЕМ

Черное и белое.

М.: АСТ, 2015 год. — 640 стр.

Тираж 2 000 экз.

Интеллектроника

Человек – существо, которое охотнее всего рассуждает о том, в чем меньше всего разбирается

В 1979 году  мюнхенское  издательство обратилось к Станиславу ЛЕМУ с просьбой ответить на вопрос, который они задавали знаменитостям: как бы он отреагировал на известие о высадке на Землю существ из космоса. ЛЕМ отказался от участия в этом опросе, пояснив, что считает такое событие невозможным  и не желает выдумывать свою реакцию на невозможное. Издатель опубликовал копию этого ответа в книге. И что оказалось забавным? Все опрашиваемые дали ответ, а отказался только писатель, занимающийся фантастикой. Издательство  не знало, что Станислав ЛЕМ  терпеть не может фантастику и, как сам заявил: «Обычно я не рецензирую научно-фантастические книги, поскольку они плохи». За это  Американская ассоциация писателей-фантастов (около 1 800 членов)  чуть ли не единодушно исключила его в 1976 году из своих членов. Против  была лишь Урсула Ле Гуин и еще несколько писателей. На русском языке ЛЕМ опубликован практически весь: помимо художественных текстов, трактаты, размышления, интервью, журнальные колонки.  В книгу «Черное и белое» вошли уже чуть ли не последние остатки его публицистики, рассеянные по польским и немецким  журналам, предисловия, рецензии, шутки. В том числе рецензии на Урсулу Ле Гуин, Филипа Дика, братьев СТРУГАЦКИХ, которые, по мнению ЛЕМА, посредством своих романов размышляли о границах мира. Тем и интересны.

 Пан Станислав написал гораздо больше, чем напечатал. Практически все, что не было опубликовано, он собственноручно сжег. В обозреваемый сборник вошли 74  работы. Может быть, не самые сильные в его творчестве. Но одно просматривается при чтении этой книги четко: фамилии Бертрана Рассела, Эйнштейна, Хайдеггера, Вольтера, Музиля  и Достоевского упоминаются чаще, чем какие-либо другие. 

Е.К.

Елена КОЛИНА

Наука о небесных кренделях

Серия «Нежности и метафизика. Проза Елены Колиной»

М.: АСТ, 2014 год. — 320 стр.

Тираж неизв.

«Наша компания очень противоречива»

Женский взгляд на современную жизнь

«Отовсюду с любовью. Пятница, 28 марта. 21.10. Если вы случайно открыли мой дневник, пожалуйста, положите на место!» — это так кокетничает героиня «дневниковой» прозы в исполнениии Елена КОЛИНОЙ: писательница, супруга, подруга, мать и просто очаровательная женщина. По крайней мере, самой себе она таковой кажется. «Я веду дневник, чтобы не забыть незабываемые тайны моей жизни, например: пятница 28 марта, 21.10, на углу Невского и Фонтанки, – СЧАСТЬЕ. В детстве (глупо говорить «в юности» – а сейчас у меня что?!) гулятьпоневскому было счастье, все было счастье-любовь». Она ходит на встречи с читателями, воспитывает мужа Андрея и ублажает дочку Мурку. Или наоборот. А еще рефлексирует по части политики. Например, так. «Конечно, наша компания с социологической точки зрения очень противоречивая. Никита – грузный, с тяжелым взглядом, всегда в костюме – белой рубашке – галстуке, с лицом человека, умеющего получать удовольствие от жизни (еды, пития, рыбалки, охоты, копания грядок), – «чиновник федерального уровня» или «чиновник достаточно высокого ранга», как пишут о нем в газетах, зампред не помню чего. Патриот, государственник, сторонник президента, существующего режима и прочего порядка. Считает, что власть всегда права, существующий порядок лучше, чем протест, традиционная семья лучше, чем нетрадиционная сексуальная ориентация, цензура лучше, чем ругаться матом. Илья – худощавый, сутуловатый, в модных проволочных очках, всегда в свитере грубой вязки, с лицом человека, ежеминутно страдающего от жизни, – представитель либеральной интеллигенции, задыхается в атмосфере лжи и глупости власти, ему невыносимо ВСЕ, включая запрещение публичного использования четырех основополагающих матерных слов». В общем, Илья считает, что Никита – часть системы, разрушающей страну, а Никита считает, что это Илья вместе со всей либеральной интеллигенцией разрушает страну. Все как в жизни.

Е.К.

Наталья НЕСТЕРОВА

Ищите кота. Сборник

М.: АСТ, 2015 год. — 320 стр.

Тираж 8 000 экз.

«Эх, Вася!»

Картинки житейского калейдоскопа

Симпатичный сборник из восьми рассказов, хотя ничего выдающегося, даже если приглядеться. Вот, скажем, Дина застала подругу с мужем в двусмысленной ситуации. Что делать? «Дина шла по улице, никого не замечая. Ее постоянно толкали. Людской поток сродни муравьиному — каждая особь петляет, лавирует, избегает столкновений. Дина двигалась как заведенная игрушка — строго прямо, не отклоняясь, поэтому ее толкали и бранились в спину: «Смотреть надо!», «Слепая?» и даже «Куда прешь?». Дина ничего не слышала, да и не видела. Если бы в эту минуту с неба спустился корабль инопланетян, то Дина осталась бы единственным человеком, равнодушным к небывалому событию». Это из рассказа «Ищите кота». Или, к примеру, шахматистка и математик, умная женщина, а в отношениях с мужем не все ладно. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно было оказаться в купе поезда, идущего из Нижнего Новгорода в Москву. «Я понимающе кивнула. Действительно, я читаю лекции по математическому анализу на психологическом факультете. Мой коллега Спиридонов называет их лекциями для кухарок. В том, что высшую математику поймут и кухарки, я не вижу ничего зазорного. На лекциях Спиридонова студенты либо засыпают, либо мучаются комплексом неполноценности по причине своей тупости. Совершенно напрасно — Спиридонова и академик бы не понял» (рассказ «Разговор начистоту»). А вот еще история про Ирку, которая так замучила супруга ревностью, что едва не убила. Натурально, «Отелло в юбке»: «И по ночам Ирка уже прибегала. Объявляла, что с Васей разводится, и просила Ларису выступить на суде свидетельницей многочисленных измен мужа. Лариса решительно отказывалась: ничего криминального за Васей она не замечала. Да и вообще подозревала, что Васины грехопадения — плод больной Иркиной фантазии. «Я этот плод собственными глазами видела из окна! — утверждала Ира. — Вася домой через двор шел, к телефону-автомату свернул и кому-то позвонил. Ясно? Своей пассии! Из квартиры побоялся. Потом врал, что забыл начальнику важную информацию передать, а тот в командировку уезжал». Всюду жизнь.

Е.К.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.