Все рубрики
В Омске вторник, 23 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,2519    € 99,3648

Федоровка: стрень-брень на лычках

9 сентября 2015 10:30
4
5419

 

 

В презентации проекта строительства аэропорта «Омск-Федоровка» одни цифры и утверждения не сочетаются с другими

В конце августа Внешэкономбанк провел в Москве серию презентаций проекта аэропорта Омск-Федоровка потенциальным инвесторам. Как рассказали «КВ» московские источники, с каждым возможным претендентом состоялась отдельная встреча. Омск представляли на них заместитель председателя регионального правительства Игорь БОНДАРЕВ, министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Виктор БЕЛОВ, гендиректор «Омского аэропорта» Сергей ЗЕЗЮЛЯ и заместитель представителя Омской области при Правительстве РФ Владимир ГУБЕР. В эти же дни аэропорт Омск-Центральный обнародовал итоги производственной деятельности за семь месяцев 2015 года: им было обслужено свыше 510,7 тыс. пассажиров, что на 12% ниже показателя за аналогичный период 2014 года.

Проект «Строительство и эксплуатация аэропорта «Омск-Федоровка» был разработан Федеральным центром проектного финансирования (ФЦПФ), входящим в группу ВЭБ. Как было заявлено 12 февраля текущего года на сайте Центра, «Внешэкономбанк завершил разработку технической концепции, организационно-правовой и финансовой схемы реализации инвестиционного проекта строительства нового омского аэропорта на условиях государственно-частного партнерства… Общий объем инвестиций в проект в текущих ценах составляет порядка 16,2 млрд рублей, концессионное соглашение заключается на срок 30 лет».

За прошедшие полгода оценочный объем инвестиций существенно вырос.

Согласно Презентации проекта от 7 июля 2015 года, копия которого имеется в «КВ», затраты Концессионера оцениваются уже в 23,8 млрд руб., Омской области – 800 млн и федерального бюджета – 1,2 млрд.

Забавно, что на 16 странице к Презентации сказано, что «на инвестиционной стадии финансирование проекта за счет средств бюджета Омской области не предполагается». Что противоречит вышеназванным 800 миллионам, указанным на стр. 10: линия электропередачи на 110 кВ, магистральный водовод, внешние сети водоснабжения и газоснабжения, газовая котельная запланированы именно за счет бюджета Омской области. Причем в запланированные 800 миллионов почему-то не входит стоимость подъездной дороги, которая, как говорится на странице 16 Презентации, должна быть построена, опять же, за счет Омской области.

Штрихом проходит по Презентации надежда на «капитальный грант» в 2,2 млрд руб. из федерального бюджета, который якобы можно будет направить на «строительство аэродромного комплекса». Имеются в виду финансовые средства, заложенные в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020)», предусмотренные на реализацию мероприятий по развитию действующего аэропорта Омск-Центральный. Надежды весьма зыбкие, так как ФЦП предусматривает вложения в федеральную собственность, коей является аэродромная территория Центрального, а не в областную землю аэропорта Омск-Федоровка. Нет такого законодательства, чтобы федеральные деньги были потрачены на нефедеральную собственность. Наверное, поэтому в презентации эти 2,2 млрд руб. обтекаемо называются «капитальным грантом».

Есть сомнения и на указанные выше 1,2 млрд. руб. из федерального бюджета, предназначенные, как сказано на странице 23 Презентации, на объекты ЕС ОрВД (Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации). По крайней мере, пока не удалось обнаружить в федеральных программах Минтранса таковых планов до 2020 года. А ведь в 2019-2010 годах с Федоровки уже должны взлетать самолеты.

Впрочем, случись невероятное и получи Федоровка эти федеральные деньги, они весьма малы. В 2014 году в Ростове-на-Дону начали строить аэропорт Южный стоимостью 37,2 млрд. руб. Он был официально включен в федеральную целевую программу — и не одну. На тот момент 0,9 млрд. руб. должен был затратить областной бюджет, 17,99 млрд (в 2013 году планировалось 12,2 млрд) – федеральный (проектирование и строительство объектов федеральной собственности — взлетно-посадочной полосы аэропортового комплекса, рулежных дорожек, стоянки для воздушных судов и перрона) и 18,3 млрд – частные инвесторы (в основном «Аэропорты регионов» Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА). В последних публикациях СМИ утверждается, что расходы ростовского областного бюджета на объекты инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры уже составят 6,3 млрд руб., а затраты ВЕКСЕЛЬБЕРГА увеличились на 3 млрд руб. только в 2015 году, не говоря уже об удорожаниях предыдущих двух лет.

В июльской Презентации Омск-Федоровки, как и в февральской, предполагаются немалые заемные средства под «ключевую ставку ЦБ + 5%». Но вопрос: когда именно планировали эту ключевую ставку? Сегодня она равна 11% и получить сегодня под 11+5% инвестиционный кредит лет на 10 даже от ВЭБа, наверное, весьма проблематично. Правда, банк-кредитор в качестве залога может заручиться правом на долгосрочную аренду имущественного комплекса аэропорта Центральный, который будет передан в оперативное управление Концессионеру. А какой залог еще возможен сегодня? И если вдруг Концессионер не справится с задачей строительства Федоровки, то действующий аэропорт может влезть в долгие судебные разбирательства, кто кому за что должен.

В проекте забита возможность осуществить передачу Центрального Концессионеру не сразу, а через год или через два, убедившись сначала, что тот реально вкладывается в Федоровку. Однако при этом разработчики на странице 25 забили страшилку для омского правительства. После введения в строй Федоровки областной бюджет будет ежегодно платить Концессионеру разницу между его расходами и доходами до момента оперативной окупаемости проекта. Так вот: в презентации говорится, что при немедленной передаче аэропорта область за все годы заплатит 5,7 млрд руб., при передаче через год – 7,4 млрд руб., при передаче через два года – 9,3 млрд руб. (если не будет получен полумифический капитальный грант из Москвы – в этом случае сроки иные). Интересно, каким образом первый же год управления Центральным даст возможность Концессионеру заработать 1,7 млрд руб. разницы? Объяснений тому нет. Впрочем, судя по балансу ОАО «Омский аэропорт» на 30 июня 2015 года, у него числятся денежные средства в объеме 470,6 млн руб. Так что, заплатив единовременный концессионный сбор в 100 млн руб., так называемый инвестор сможет из кассы предприятия сразу же позаимствовать 400 с лишним миллионов.

Примечание: по даннымп "КВ" параметры 22 страницы в августе были изменены

Это только малая часть вопросов, которые возникают при внимательном чтении Презентации проекта «Омск-Федоровка». Забавно, что на третьей странице презентации говорится, что «действующий аэропорт не соответствует требованиям безопасности и санитарным нормам». Это, похоже, полюбившаяся ФЦПФ формулировка. В 5-м номере журнала «Airports International» за 2014 год гендиректор этого Центра Олеся ГЛАДКОВА написала аналогично: расположение Омск-Центрального «не соответствует требованиям безопасности взлета и посадки воздушных судов, санитарным нормам по уровню шумового воздействия электромагнитных излучений (так прямо и написано! – М.И.), а также нормам охраны окружающей среды». Это все брехня! Если бы это было так, омский аэропорт был бы немедленно закрыт, невзирая на нужды миллионного города.

Что же касается 2,2 млрд руб., запланированных Федеральной целевой программой для Центрального, на эти деньги можно было бы удлинить взлетную полосу действующего аэропорта, дабы самолеты уже не взлетали и не садились над Омском.

Комментарии
о.обыватель 12 сентября 2015 в 00:23:
Блестящий «разбор полётов»!!! И хватит областной власти доить бюджет для пустопорожних прожектов!
Новосибирец 11 сентября 2015 в 11:47:
Завидую омичам! 50 млн. за Стратегию, 70 млн. за Презентацию! Нам бы так жить!!!
Евгений 9 сентября 2015 в 12:19:
А зачем передавать все имущество «Центрального» в долгосрочную аренду инвестору Федоровки? В этом случае необходимо оформлять в Росреестре все имущество (кстати часть недвижимости на территории принадлежит третьим лицам — это видно из схемы), переоформлять лицензии и вс такое прочее. Не проще ли назначить инвестора единоличным исполнительным органом ОАО? И ввести его представителей в Совет директоров, пусть даже в большинстве?
Алабама 9 сентября 2015 в 11:41:
С первого же взгляда: у Центрального 36 мест стоянок воздушных судов, у «Федоровки» запланировано 12 и только к 2033 году — 16 стоянок. Это называется увеличение возможностей?
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.