Все рубрики
В Омске пятница, 3 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0538    € 98,6447

Игорь БОГДАШИН: «В Голландии потребление козьего молока на одного жителя – 20 литров, а в России – несколько граммов»

21 января 2015 13:29
0
4890

Перед новогодними праздниками на прилавках омских магазинов появилась еще одна новинка от Центра питательных смесей – молоко козье под маркой «Милочка», предназначенное для питания детей дошкольного и школьного возраста. О том, как омские потребители реагируют на новинки, о пользе молока, о влиянии региональной экономики и большой политики на омских переработчиков обозреватель «КВ» расспросил Игоря БОГДАШИНА.

– Игорь Викторович, козье молоко – продукт не самый распространенный. Почему Центр питательных смесей решил его выпускать?

– В чем польза козьего молока? Считается, что оно максимально близко по своему составу к женскому. Если в коровьем молоке основной белок – казеин, то в козьем содержится преимущественно другой молочный белок – лактоглобулин. И в целом по количеству

белков, витаминов и минералов козье молоко дает фору коровьему. В козьем содержится два очень важных микроэлемента – кобальт и калий. Первый влияет на кроветворение, а второй необходим для нормальной работы сердечно-сосудистой системы. В козьем молоке содержится много кальция, укрепляющего костную систему. И жир в козьем молоке другой. Во-первых, в нем гораздо больше содержится жирных кислот – линолевой и каприновой. Во-вторых, жировые шарики, глобулы, в козьем молоке намного мельче, чем в коровьем, поэтому в процессе пищеварения они расщепляются практически без остатка, не перегружая пищеварительную систему детей. При жирности порядка 4% козье молоко усваивается практически на 100%.

Козье молоко рекомендуют для восстановления ослабленного организма после болезней.

Оно полезно беременным и кормящим женщинам. Его пьют люди с гастритами и язвенной болезнью желудка, потому что оно обладает уникальной способностью нейтрализовать избыточную кислотность желудочного сока. Кроме того, в козьем молоке содержится лизоцим, обладающий способностью заживлять изъязвления и раны на слизистых оболочках. Козье молоко рекомендуется всем, кто не переносит коровье молоко, поскольку в нем меньше лактозы – молочного сахара – и почти нет, как я уже говорил, молочного белка казеина, который является главной причиной аллергических реакций на молоко. Девять из десяти человек, страдающих аллергией на молоко коров, идеально переносят козье.

– Кто поставляет вам сырье?

– Сырье нам поставляет фермер, с которым мы познакомились еще три года назад. Он решил заняться козеводством, стал производить молоко, но практически сразу столкнулся с проблемами сбыта. На словах все были вроде как за, а на деле никто не хотел с ним работать. А самому стоять на рынке и продавать – это уже отдельная история. В то время у нас сотрудничество не получалось, нам нужно было решать свои задачи, но когда проводили реконструкцию своего производства, то запланировали отдельную линию для козьего молока.    Ситуация с козеводством в России вообще-то печальная. Если в той же Голландии, например, потребление козьего молока на одного жителя – 20 литров, то в России – несколько граммов. И преимущественно на частных подворьях и в фермерских хозяйствах. Промышленного производства нет.

– Все же продвигать на рынок козье молоко в сегодняшних условиях достаточно рискованно...

– Конечно. Продукт не дешевый, с коротким сроком хранения, нишевый, как говорят. Сети его воспринимают пока настороженно. Вот творог или йогурт – это понятные продукты, с понятной рентабельностью. А как пойдет козье молоко – вопрос. Для нас это риск, конечно. Но мы пошли на этот шаг. Мы же государственное предприятие и должны мыслить ответственно, по-государственному. Если будет куда сдавать козье молоко, то другие фермеры тоже заинтересуются козеводством. Небольшое фермерское хозяйство вполне  справится с сотней коз. А в перспективе, когда сырья станет больше, можно сделать и сыроварню. Можно выпускать молочную кашу для детей-аллергиков на козьем молоке. Все это укладывается, кстати, в программу импортозамещения, которая была объявлена нашим президентом. И никакой помощи финансовой мы у государства не просим, все риски берем на себя.

– Вы в этом году, насколько я помню, обновили и линейку продуктов под брэндом «Медвежонок».

– Да, мы стали выпускать биолакт. Продукт молочно-кислый, хорошо известный. Он производится не на йогуртовой культуре, а на закваске из ацидофильных и термофильных молочно-кислых бактерий. Раньше его выдавали молодым мамам на молочных кухнях, и мы решили опять ввести биолакт в рацион. Ацидофильная палочка, попадая в кишечник, подавляет рост болезнетворных микроорганизмов, тем самым помогая организму более активно бороться с инфекциями. Дольше остальных лактобактерий она может существовать в кишечнике. Она лучше приживается и более устойчива к антибиотикам.

– А вообще какой сегодня ассортимент у Центра питательных смесей? Что вы производите под маркой «Милочка» и под маркой «Медвежонок»?

– Под маркой «Милочка» мы выпускаем сегодня бифидин с селеном, пролакту, йогурт. Плюс козье молоко, естественно. Для детского питания у нас под маркой «Медвежонок» производятся йогурт, простокваша, кисло-молочный продукт «Малышок» для раннего возраста, биолакт и творог.

– Помнится, когда запускали творог «Медвежонок», то рассказывали в интервью «КВ», что придумали на предприятии новую технологию. Хорошо воспринял рынок ваш творог?

– Очень хорошо. Мы вообще сделали серьезный рывок, когда начали производить творог. А технологию производства мы действительно доработали вместе с нашим технологом. Самое главное в этой технологии, что рука человека вообще не касается творога. С этой целью мы разработали специальную прессовую тележку, и она позволила нам еще и увеличить выход творога в два раза. А о качестве его говорит тот факт, что наш творог на закрытой дегустации Молочного союза получил Гран-при как лучший творог России. Это не золотая медаль очередной выставки, а признание профессионалов. Многие директора молочных предприятий потом ко мне подходили, просили попробовать творог, а потом говорили, что его действительно есть за что награждать. У нас же творог производится не мембранным, а классическим способом. Мы его варим. В 90-х годах продукт, который производился по мембранной технологии, даже творогом не считался. Его международное наименование — quark. Это потом мембранная технология стала общепризнанной. И только по «просьбе» наших гигантов в техническом регламенте на молоко, молочную продукцию этот продукт, который изготавливается по мембранной технологии, стал тоже называться творогом.

– Объем переработки молока растет? В 2013 году ваше предприятие перерабатывало по 4 тонны в день...

– Сейчас мы в среднем перерабатываем по 5,5 тонны. Рост продолжается. Скоро запустим еще производство молочных киселей, на которые у нас есть госзаказ. В частности, овсяных молочных киселей для детей с 8 месяцев. Мы в том году не успели, очень долго документы проходят через контролирующие инстанции.

– Такие кисели кто-то еще выпускает?

– Продукт абсолютно новый для страны. Разработка техусловий — наша совместная с московским ВНИМИ.

– А госзаказ у вас в каком объеме?

– К сожалению, в не очень большом объеме, если сравнивать с соседними регионами. На все бесплатное дополнительное питание, включая сухие смеси, у нас в Омской области предусмотрено бюджетное финансирование в размере 50 млн рублей. В Свердловской области – 250 млн рублей. В Нижнем Новгороде – 350 млн рублей.

– Сырое молоко закупаете по-прежнему в ЗАО «Нива»?

– Да, у Владимира ПУШКАРЕВА. Далековато, конечно, ездить, зато качество сырья нас устраивает. Поскольку у нас производство детского питания, то очень жесткие требования на приемке. Мы можем принимать только высший сорт. И не абстрактный высший, которого сейчас в Омской области стало много в связи с государственными дотациями, а только по ГОСТу. В одном кубическом сантиметре должно быть не более 400 тысяч соматических клеток. А для этого коровы должны правильно содержаться, правильно доиться, они должны проходить регулярный ветеринарный контроль. Одной из самых распространенных причин повышенного содержания соматических клеток в молоке является мастит у коров. И одно больное животное может понизить качество всей партии молока.

– Как у вас сейчас обстоят дела с реализацией? Еще не разучилась наша торговля продавать скоропортящиеся товары?

– У нас типично городской продукт, для людей, которые думают о своем питании, и это уже накладывает определенное ограничение. И продавцы, конечно, опасаются брать товар с коротким сроком реализации. Хотя недавно у нас побывали коллеги из Северо-Казахстанской области, им все понравилось, и они сейчас рассматривают вопрос об организации аналогичного производства у себя в Петропавловске, а на начальном этапе – о доставке готовой продукции для детского питания из Омска в Петропавловск. Проблема в том, что если мы осуществляем поставки в магазины на условиях возврата нереализованного товара, то магазины не отслеживают реальные продажи. Если начинаем работать по безвозвратной системе, то магазины перестраховываются и заказывают минимальное количество товара. В результате когда я захожу в 8 вечера в магазин крупной сети, то вижу пустую полку. А это значит, что нашей продукции хватило не всем, кто хотел бы ее купить.  

– Хотите сказать, что при должной организации торговли у вас могли бы возрасти объемы продаж и, соответственно, производства?

– По моей оценке, мы могли бы минимум на 20% увеличить объем продаж.

– Самые большие объемы продаж у вас в «Магните»?

– В «Магните» и в «Ашане».

– На вас как-то уже повлияли кризис и девальвация рубля, этим кризисом вызванная?

– У рынка молока ярко выраженная сезонность, и удорожание сырья произошло раньше, чем девальвировался рубль. Дальше ситуация, я думаю, будет развиваться таким образом, что просто не произойдет летнего удешевления сырья. А к сентябрю на молочную продукцию, вероятнее всего, цены повысятся. Хотя ситуация в пищевой промышленности сегодня неоднозначная. Во-первых, все добавки – пальмовое масло, крахмал, стабилизаторы, регуляторы кислотности, красители и все стальное, что используется сегодня пищевой промышленностью весьма активно, – они все импортные. Следовательно, сильно вырастут в цене. И тогда перед российскими производителями встанет дилемма. Нужно будет либо поднимать цены, используя в производстве эти сильно подорожавшие добавки, или исключать эти компоненты из рецептур, озадачивая своих технологов. А многие к добавкам очень привыкли. Это же очень удобно. Не получилась сметана по густоте – добавили побольше стабилизатора. Закисла слегка – насыпали цитрата натрия, пищевой добавки Е331. Второй момент – упаковка. Нам, например, уже в два раза подняли цену на упаковочную фольгу. Я спрашиваю: с чего вдруг цена фольги увеличилась больше, чем подрос доллар? В ответ мне говорят: а вдруг доллар будет дальше расти?

– Вас не пугает, что кредитные деньги стали дорогими?

– Мы вкладываем в производство только собственные средства. За прошлый год еще порядка 10 млн рублей инвестировали. Кредитной нагрузки у нас нет вообще. Сначала нам не давали кредитов, поскольку мы были глубоко убыточны, а теперь нам уже и не нужно.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.