Основная причина – негативный опыт других регионов
29 марта члены Общественного совета при РЭК Омской области единогласно проголосовали против введения социальной нормы на электроэнергию. По мнению РЭК, внедрить данную норму невозможно, так как к ее реализации не готовы ни ресурсники, ни население. Кроме того, чтобы уложиться в федеральные критерии определения социальной нормы, необходимо будет искусственно снижать ее объем, предварительно рассчитанный регуляторами на уровне 190 кВт.ч.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2016 года о внесении изменений в постановление от 22 июля 2013 года № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» глава субъекта РФ до 1 января 2017 года должен решить – устанавливать или нет соцнорму в отношении населения.
По словам зампредседателя РЭК Омской области Владимира ТАРАНЕНКО, введенная социальная норма в 2013 году в Нижегородской, Орловской, Ростовской, Владимирской областях, Забайкальском и Красноярском краях вызвала массу недовольства у населения, и этот опыт был признан неудачным.
Также он объяснил, что в Омской области соцнорма на электроэнергию не может быть внедрена по трем причинам. Во-первых, у региона "нет достоверной информации о потреблении электрической энергии в жилых помещениях за 2012 год", которая по закону должна использоваться при установлении размера базовой соцнормы.
Во-вторых, сейчас при установлении тарифов на электроэнергию существует перекрестное субсидирование. Население оплачивает только 77,7% от экономически обоснованной стоимости 1 кВт.ч, оставшуюся часть – 22,3% – оплачивают предприятия в тарифах на услуги по передаче электроэнергии.
Экономически обоснованный тариф на электроэнергию составляет 3,17 руб/кВт.ч. (без НДС). При этом население, проживающее в домах с газовыми плитами, при расчетах по одноставочному тарифу оплачивает 92% от полной стоимости кВт.ч. электроэнергии, а население, проживающее в сельской местности и в домах, оборудованных электроплитами, – только 64% от экономически обоснованного тарифа. Жители, использующие двух- и трехтарифные приборы в сельской местности и в домах, оборудованных электроплитами, оплачивают еще меньше – 52-58% от экономически обоснованного тарифа. Поэтому, "чтобы ликвидировать перекрестное субсидирование, проще ежегодно немного увеличивать тарифы, а не вводить дифференциацию по объемам потребления электроэнергии".
И в-третьих, на территории региона "невозможно выполнить два критерия Постановления № 614 (п.3 и п.16)", в соответствии с которыми "регулятор устанавливается таким образом, чтобы указанный объем поставки в пределах соцнормы составлял долю не менее 70% и не более 85% объемов поставки электроэнергии населению. Для Омской области при базовой ставке соцнормы в 190 кВт.ч объем поставки в пределах соцнормы составит более 85%".
С учетом всех этих аргументов члены Общественного совета при РЭК решили выступить против введения соцнормы на электроэнергию в Омской области. Теперь принять решение по этому вопросу должен губернатор.