Василий ДЮБОРЕВ в последнем слове отметил, что в ходе выступления свидетелей его вина доказана не была
22 апреля в Центральном суде с последним словом выступил экс-глава Знаменского района Василий ДЮБОРЕВ. «КВ» приводят выдержки из его речи.
– Я хотел бы начать с того, что по образованию я учитель. Мой рабочий стаж 1 ноября насчитывал 50 лет. 22 года я проработал директором школы в деревне. В 90-х был такой кризис, что мы не получали зарплату по 9 месяцев, нечем было кормить детей в школе. Пришлось открыть подсобное хозяйство. Была свиноферма – 50 свиноматок, сеяли овес и развели пасеку. Я кормил детей бесплатно. А в 2003 году меня попросили параллельно с директорством школы взять СПК. Я согласился и отработал там семь лет до того, как люди попросили меня пойти на выборы главы района. Сначала я и не думал об этом. У меня была образцовая школа: 11 лет получал губернаторские премии за подготовку к учебному году. В 2005 году мой СПК был признан лучшим, и на областном празднике сельского хозяйства губернатор Леонид Константинович ПОЛЕЖАЕВ вручил мне ключи от машины «жигули». Но народ просил: Василий Иванович, идите на выборы главы района, мы за вас будем голосовать. И я пошел.
30 лет я был в команде бывшего главы района, всегда голосовал за него и не думал, что такое может быть. Меня вызвали он и три зама и прямо сказали, чтобы я снял свою кандидатуру. Он мне серьезно сказал: «Ты об этом пожалеешь». Выборы состоялись. Инаугурация проходила в зале, где люди выступали с трибуны, и первое, о чем они меня просили, – построить в Знаменском школу. Старая была еще 1964 года, небольшая, там сейчас занимаются начальные классы.
Мы написали обращение ПОЛЕЖАЕВУ. Губернатор меня пригласил и сказал: давайте построим школу. Она возводилась еще с 1999 года, но не была достроена. Было принято решение правительства, и 20 апреля 2010 года стали заезжать работники – 220 человек. Местные жители брали их к себе жить и кормили, только чтобы закончить школу в этом году. Команда губернатора была: 1 сентября посадить ребят за парты. Здание школы к этому сроку было отделано полностью: новейшее оборудование, два спортзала, 14 тренажеров, актовый зал на 250 человек. Знаменка на линейку пришла практически вся. Народ плакал. Я проводил первый урок и был ужасно рад, потому что это мое родное. Образование – моя жизнь.
Я никогда не думал, что школа, которую я построил, принесет мне столько уголовных дел. В 2011 году мне позвонили: «Василий Иванович, ты заходил в Интернет?» Спрашиваю: «А что случилось?». «Ты украл 49 миллионов». Ребята, так я деньги в глаза не видел! Что такое «превышение должностных полномочий»? Следствие шло два года, и меня судил Знаменский суд. Эксперты приезжали в школу и целые тома написали, что этого нет и другого нет. А когда пошли суды, все, что написали эксперты, развалилось. Это настоящая липа.
Школу мы сдали, а еще строилась котельная, гараж, работы продолжались почти до ноября. Не по нашей причине школа вовремя не была принята. Когда я обратился в Ирине Анатольевне ПРОЗОРОВОЙ, бывшему министру образования, и сказал: «Помогите, пожалуйста, с кочегарами», она ответила: «Вы в топливном балансе на заложены, потому что школа не принята». А надо учить детей. И вот тогда пришлось обращаться в ООО «Ресурс» – это была единственная в районе организация, которая имела допуск к отоплению. Когда была встреча с ЛЕУХИНЫМ, он спросил: как будете платить. Я говорю: «Никак. Потому что денег нет». Если бы это было в советское время, то директора ООО «Ресурс» следовало бы наградить. Если бы он отказался топить, мы бы заморозили школу. Тогда нужно было бы судить всех. Никакого заговора не было. Мы его просили все – комитет образования, родители, администрация. Что был умысел – это просто бред.
Когда начались разборки по отоплению, приехала комиссия. Меня даже не приглашали. Они сделали заключение и уехали. Деньги, которые заработал ЛЕУХИН, пришли. Гособвинитель спросил, почему именно ЛЕУХИНУ мы их отдали. Это не я распоряжался, это пришли целевые деньги за отопление.
О машине. Аренда была 250 рублей. Почему так мало – ЛЕУХИН на суде объяснял: страховку платила администрация, ремонт и техобслуживание тоже. Он ни одного счета нам и не выставил. Говорил: у меня фирма коммерческая, я хозяин – хочу выставляю, хочу нет. Машина хорошая, но она низкая. Он решал ее продать и купить другую. Говорят, я взял взятку. А от кого я взял? Никогда в жизни не брал взяток. Нас было семь детей в семье. Отец всегда учил: тебе делают зло, а ты делай добро людям. Так я и жил.
За шесть лет для Знаменского района я сделал немало. Построил дом для медиков: врачи соглашаются ехать, а жить негде. Построил жилья за время работы главой 32 тысячи кв. м, а население у нас – 11 700, т. е. почти на каждого человека по 3 кв. м. Когда я принял район, он занимал 30-32 место. За 2014-15 годы по социально-экономическим показателям находился в первой десятке. Каждый год приезжала бригада социологов из правительства области. Они делали опрос о работе глав. Так вот, ниже 6-го места я не был никогда. Мне перед народом Знаменского района не стыдно. Роскошно я не жил. У меня на сегодня нет автомобиля, нет недвижимости, нет никакой техники, но зато у меня есть четыре внучки, два внука и правнучка. И этим я горжусь. Вот это мое добро, моя радость.
Что касается второго вопроса – превышение полномочий. Я считаю, что квартиру мы дали законно. Представьте, Ваша честь, женщина с тремя детьми жила в воде: сырость, плесень, стены уже на бок пошли. Были полиция, санэпидстанция. Они приняли решение немедленно дом покинуть. Женщина осталась без жилья. Квартира, которую ей дали, перешла в администрацию Знаменского района. Не Знаменского поселения! Надо было выбросить ее на улицу? Это было бы неправильно.
Приезжал следователь и допрашивал очередников. Интересно, что заявления пострадавшие писали не дома, а в полиции, когда их привезли туда. Посадили и говорят: напишите, что вам глава квартиру не дал. Я же всех знаю. Не считал себя преступником, взяточником и коррупционером и не буду считать.
В ходе выступления свидетелей вина моя доказана не была. Много я сделал для района, но и, конечно, подорвал свое здоровье – заработал инфаркт, ишемическую болезнь, язву желудка. Мне обидно, потому что я старался для района сделать все, что можно, чтобы люди говорили обо мне только хорошее.