Объем финансовых нарушений при строительстве гидроузла на Иртыше, выявленных ревизорами Росфиннадзора, превышает 958 млн рублей
Выездная проверка в Управлении заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений завершилась в конце 2015 года. Ревизоры Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области проверяли исполнение в 2013 – 2014 годах федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации», в рамках которой финансировалось строительство Красногорского водоподъемного гидроузла. На минувшей неделе «КВ» удалось ознакомиться с выводами ревизоров. По их мнению, заказчик был непозволительно беспечен, оплачивая подрядчику, НПО «Мостовик», еще не выполненные объемы работ.
Напомним, общая проектная стоимость Красногорского водоподъемного гидроузла – 8,622 млрд рублей. НПО «Мостовик» обязано было по условиям госконтракта ввести объект до конца 2014 года, но генподрядчик не справился с этой задачей, и в январе 2015 года правительство Омской области расторгло госконтракт на гидроузел через суд. По состоянию на начало 2015 года НПО «Мостовик» выполнило работ на сумму 4,3 млрд рублей (в 2014 году работы на объекте практически не велись). Новым подрядчиком гидроузла стал филиал московского АО «Объединенная энергостроительная корпорация» – «ОЭК-Гражданское строительство». В настоящее время, по информации областного правительства, ведутся работы по возведению левобережной бетонной водосливной плотины и судоходного шлюза. Параллельно идет корректировка проекта гидроузла, конкурс на выполнение выиграл проектный институт «Мособлгидропроект». По информации регионального минпрома, в Федеральном агентстве водных ресурсов подтверждают выделение бюджетных средств на 2016 год и на плановый период 2017-го и 2018 годов для продолжения строительства. В 2016 году на объекте планируется освоить 933,6 млн рублей, в том числе 483,6 млн рублей из бюджета Омской области.
ТУ Росфиннадзора в Омской области проводило выездные проверки в КУОО «Управлении заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» дважды – в 2013-м и 2015 годах. Второй раз проверялся период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года. В это время управлением по очереди руководили Олег ИЛЮШИН, Валерий ЛЯШЕВ и Владимир ПЛЕХАНОВ. В целом в ходе двух проверок были установлены финансовые нарушения на общую сумму 958,6 млн рублей. Самые распространенные – оплата еще фактически не выполненных работ и завышение смет за счет неправомерного применения более высоких расценок. Самое масштабное нарушение – списание управлением в декабре 2012 года дебиторской задолженности по расчетам с НПО «Мостовик» в отсутствие первичных документов, подтверждающих проведение работ. Неправомерные расходы, по мнению проверяющих, составили 482 млн рублей.
Большие вопросы у ревизоров возникли при сравнении сметной стоимости работ в проектной документации, которую готовил институт «Мособлгидропроект», и в рабочей документации, которую разрабатывал генподрядчик. И хотя результаты инженерных изысканий и достоверность сметной стоимости строительства на стадии «Проект» подтверждается положительным заключением Омского филиала Главэкспертизы России, выданным в январе 2011 года, при подготовке рабочей документации стоимость строительства объекта почему-то выросла на 627,8 млн рублей. В самих корректировках нет, конечно, ничего сверхъестественного. На практике такое бывает. Загвоздка в том, что после корректировки руководство управления должно было обеспечить проведение повторной экспертизы, чтобы еще раз получить положительное заключение. Требовалось и еще раз утвердить проектно-сметную документацию у распорядителя бюджетных средств, то есть в областном министерстве строительства и ЖКК. Ничего этого сделано не было. Однако НПО «Мостовик» получило из бюджета в 2013 – 2014 годах 1,727 млрд рублей (с учетом НДС).
Выборочные проверки расценок показали, что подрядчик принимал не всегда оправданные технические решения. Вместо утвержденного автором проекта тяжелого бетона в актах о приемке выполненных работ по бетонированию левобережной водосливной плотины оказался вдруг бетон гидротехнический, при производстве которого используется сульфатостойкий портландцемент. Гидротехнический бетон существенно дороже, и его применение должно быть обосновано. Специалисты проектного института пришли к выводу, что подземные воды Иртыша и грунты неагрессивны к бетону, и госэкспертиза эти выводы подтвердила. Почему специалисты НПО «Мостовик» изменили проектное решение и стали использовать более дорогой материал – не очень понятно. Замена тяжелого бетона на гидротехнический повлекла за собой удорожание строительства на 7,1 млн рублей.
Проверкой установлено, что некоторые работы по установке механического оборудования на левобережной бетонной водосливной плотине и судоходном шлюзе фактически не выполнялись. Также ревизоры не нашли подтверждения выполненным и оплаченным работам по укладке камня и гравия на русловых перемычках нижнего и верхнего бьефа и правобережной земляной плотине в декабре 2013 года. Как следует из акта проверки, таких неподтвержденных работ набралось на 90 млн рублей. Необоснованно были оплачены НПО «Мостовик» и работы на нижнем бьефе левобережной водосливной плотины на сумму 133,7 млн рублей. Судя по актам, эти работы проводились в сентября 2013 года и с января по июнь 2014 года, хотя фактически, как считают проверяющие, в эти сроки они не выполнялись.
Вопросы у проверяющих возникли и к самому контракту. Ревизоры обратили внимание, что целевой программой Омской области «Строительство объектов Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (2010 – 2014 годы), утвержденной постановлением правительства Омской области в 2009 году (с учетом изменений, внесенных в октябре 2010 года и в апреле 2011 года), на строительство были предусмотрены средства в сумме 8 428 млрд рублей. А в контракте другая цифра – 8 622 млрд рублей (разница в 194 млн рублей). Еще выяснилось, что начальная (максимальная) цена контракта на строительство гидроузла была сформирована заказчиком без учета инфляционных процессов, то есть не применялись коэффициенты инфляции на весь период строительства (с 2011-го по 2014 годы), вопреки рекомендациям Минэкономразвития РФ.
А такой нюанс, как отсутствие у НПО «Мостовик» разрешения на строительство в момент начала строительства гидроузла, уже даже не удивляет. В ходе проверки установлено, что разрешение на строительство объектов гидроузла было выдано министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области только в начале июля 2011 года, на два месяца позже, чем был подписан контракт с генподрядчиком.