В Омской области с 1 июля повысились тарифы на коммунальные услуги. Причем предельный индекс роста снизился по сравнению с прошлым годом в 2 раза и составил 6,3%
В региональном правительстве 30 июня состоялся брифинг председателя РЭК Омской области Олега ГОЛУБЕВА. Руководитель ведомства рассказал, какой рост тарифов ждет население с 1 июля этого года и какие попытки принимает региональная власть, чтобы их снизить.
Рост тарифов
В этом году, как отметил Олег ГОЛУБЕВ, рост тарифов значительно ниже по сравнению с прошлым. Так, с 1 июля 2015 года рост тарифа на питьевую воду для потребителей АО "Омскоблводопровод" был 12,5%, а с июля 2016 года – в три раза меньше – 4%.
Жители региона получат новые квитанции уже в середине июля.
– Изменения тарифов по региону различные, но средний индекс роста, установленный для области на федеральном уровне – 4,1 %, – мы соблюдаем, – заявил глава РЭК.
По его словам, в целом на рост тарифов повлияло несколько факторов. Во-первых, снизились объемы потребления ресурсов, что связано с переходом на альтернативные источники отопления. Во-вторых, повысились цены на энергоносители. Например, на электроэнергию – на 8,7%, на газ – на 2%, уголь – 5%. Сменились поставщики или произошли структурные изменения на предприятии. Это сказалось на росте тарифов в восьми районах области. Кроме того, к этим факторам относятся инвестиционные программы. На 2016 год предприятиям выделено по теплу 56,1 млн рублей, по воде – 1,4 млн рублей.
Электроэнергия, как объяснил Олег ГОЛУБЕВ, стоит особняком. Здесь используется перекрестное субсидирование. В 2016 году население региона оплачивает порядка 78% от экономически обоснованного уровня. ФАС России утвердил с 1 июля минимальный рост на эту услугу – 7,2%. Именно его РЭК принял для односоставочного тарифа.
Кроме того, на рост тарифов влияет эффективность котельных.
– В Омской области, по данным министерства экономики, из 700 действующих котельных 320 неэффективные. Их характеризует низкий объем выработки, высокие затраты и потери в сетях до 75% от объема произведенной тепловой энергии. Больше всего таких источников в Тарском районе – 25, – подчеркнул Олег ГОЛУБЕВ.
Попытки снизить тарифы
Для снижения роста тарифов утверждаются предельные индексы. По словам председателя РЭК, в 2015 году рост составлял 12,9%, в этом – 6,3%.
Эту же функцию выполняют и льготные тарифы. Как рассказал Олег ГОЛУБЕВ, на второе полугодие 2016 года установлено 64 льготных тарифа для 22 муниципальных образований. Из них 50 – на теплоснабжение и по семь – на водоснабжение и водоотведение. Они ниже экономически обоснованных от 0,1 до 46,3%. Это означает, что в квитанциях жителей выставляется сумма, которая ниже реальной стоимости услуги. При этом выпадающие доходы организаций компенсируются из областной казны. Так, в 2016 году из регионального бюджета планируется выделить предприятиям на компенсацию расходов 38,5млн рублей и столько же – в 2017 году.
Председатель РЭК отметил, что губернатор Омской области учел пожелания Общероссийского народного фронта, и закон о льготных тарифах, действие которого заканчивалось в этом году, будет продлен. «30 июня этот вопрос рассматривался и был одобрен на комитете, а 7 июля он будет вынесен на заседание Законодательного собрания», – сказал председатель РЭК.
Дифференциация тарифов
Глава РЭК Омской области считает, что дифференциация тарифов позволит избавиться от неэффективных теплоисточников.
– Мы можем установить либо дифференцированные тарифы по каждому теплоисточнику, либо средний тариф по конкретному юридическому лицу, а не по всему муниципальному образованию, – отметил председатель РЭК.
По его словам, ведомство не рекомендует устанавливать дифференцированные тарифы, если при этом "наблюдается снижение у одних и рост – у других". Кроме того, в некоторых случаях дифференциация может привести к превышению предельного индекса.
– Когда при дифференциации тарифы равны либо отличаются незначительно, мы рекомендуем на нее переходить, потому что тогда это четкая понятная экономика каждого источника. Мы тогда не прячем среди хороших неэффективные источники и не "замазываем" друг другу глаза. Мы четко понимаем, сколько стоит каждая котельная. К этому нужно обязательно стремиться. Вот я лично – за дифференциацию, но для того, чтобы в конце концов неэффективных котельных не стало, – объяснил Олег ГОЛУБЕВ.