Все рубрики
В Омске вторник, 16 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,5891    € 99,7934

Золошлаковые материалы помогут спасти Иртыш от нелегальной добычи песка

30 марта 2016 12:30
0
4686

Энергетики и наука видят большие перспективы для использования золы омских ТЭЦ, которой накопилось 70 миллионов тонн, нужна только поддержка власти

Отдельными проектами по переработке золы проблему золоотвалов не решить, поскольку их слишком много, а рынок строительных материалов уже не в первый раз корректируется кризисом в строительной отрасли. Способы масштабного использования накопившихся в регионе золошлаковых материалов обсуждали участники встречи за круглым столом, состоявшейся на минувшей неделе в АО «ТГК-11». Вместе с энергетиками пытались найти решение для этой экологической задачи представители Омского городского Совета, омской науки, экологи, а также потенциальные потребители золошлаков.

ТГК-11

Проблема утилизации зол уноса ТЭЦ обсуждается уже достаточно давно, но до сих пор в регионе не найдено эффективного решения, как считает генеральный директор АО «ТГК-11» Сергей КОЖЕМЯКО. На омских золоотвалах скопилось уже порядка 70 млн тонн, ежегодно добавляется еще 1,4 миллиона тонн, а при таких запасах отдельные проекты уже не изменят ситуации. Использование ЗШМ должно быть массовым. Но этого не происходит по ряду причин. Во-первых, из-за очередного кризиса в строительной отрасли. Во-вторых, из-за несовершенства законодательства, не заинтересованного в сохранении экологического равновесия в регионе. В-третьих, из-за отсутствие экономического регулирования потребления ЗШМ.

Нужны, как считает Сергей КОЖЕМЯКО, комплексные региональные программы, в которых можно было бы учесть лучший мировой опыт использования ЗШМ. И этот опыт доказывает, что зола – это хороший материал, который можно эффективно использовать и в строительстве, и в сельском хозяйстве. Можно было бы обходиться вообще без золоотвалов, которые занимают ценные земли в пригородах, и пускать в переработку всю золу (в Индии к 2017 году будет перерабатываться 100% отходов угольных ТЭЦ), но для этого необходимо выстроить систему, которая будет стимулировать потенциальных потребителей золошлаковых материалов. В тех же европейских странах приняты законы на уровне региональной власти, обязывающие строителей использовать золу в том регионе, где они ведут свою деятельность. У нас, к сожалению, такой практики нет.

Детально о возможностях использования ЗШМ рассказал советник генерального директора АО «ТГК-11» Владимир ШЕБАНКОВ. По его словам, энергетики проблемой переработки ЗШМ занимаются давно. Поддерживают и инвесторов, готовых вкладывать деньги в проекты по изготовлению различных стройматериалов из золошлаков. Первую очередь установки по отбору сухой золы энергетики запустили в эксплуатацию еще в начале 2008 года, и на сегодняшний день на территории ТЭЦ-4 успешно действуют два завода по производству строительных материалов. Сегодня строится установка отбора сухой золы на ТЭЦ-5, где она будет востребована при производстве цемента.

Правда, в виде сухой золы можно перерабатывать только 20% образующихся зол уноса. Основную часть ЗШМ все равно придется использовать, как пояснил Владимир ШЕБАНКОВ, на золоемких проектах (отсыпка насыпей для дорог, вертикальная планировка территорий под жилищное и промышленное строительство), а брать ее нужно будет непосредственно из золооталов. И здесь Омску есть чему поучиться даже у соседей. По информации, прозвучавшей на круглом столе, в Новосибирской области в настоящее время используется 400 – 450 тысяч тонн ЗШМ в год, что составляет практически 50% от общего объема отходов, поступающих на золоотвалы новосибирских станций

– Интерес ТГК-11 в данном случае прямой. Чем меньше мы закладываем золы в золоотвалы, тем меньше наши эксплуатационные затраты и тем дешевле будет вырабатываемая станциями электроэнергия, – пояснил Владимир ШЕБАНКОВ.

Бери и экономь

По мнению доктора технических наук, профессора СибАДИ Виктора СИРОТЮКА, который уже несколько десятилетий занимается вопросами применения зол уноса ТЭЦ в дорожном строительстве, этим материалом можно заменить мелкий песок практически полностью. ЗШМ испытаны и проверены, их можно использовать, по его словам, при возведении насыпей автодорог любых категорий. А использование ЗШМ дорожниками, как показывает и мировой опыт, сформирует спрос, который измеряется не в тысячах, а в миллионах тонн.

– Крупнотоннажное использование ЗШМ – это укрепленные подстилающие слои, это земляное полотно. Транспортировать золошлаки на расстояние в 100 – 150 километров – это невыгодно. Но если возводить насыпи пригородных дорог, то эффект подсчитывается легко. На земляное полотно одного километра дороги необходимо от 20 до 100 тысяч кубометров грунта. 30 – 40 километров пригородных дорог – это уже 1 млн кубометров, – рассказал Виктор СИРОТЮК. – При строительстве транспортной развязки в Подмосковье власть вписала в техзадание на проектирование, чтобы насыпь была отсыпана из золошлаков Каширской ГРЭС. И отсыпали. А почему бы нам не использовать ЗШМ на Левобережье? Для освоения территории Первого планировочного района потребуются миллионы кубометров грунта, в таких объемах его даже взять негде.

Практически все участники круглого стола отмечали недооценку золошлаков при разработке проектов строительства автомагистралей, планировочных насыпей, рекультивации полигонов ТБО, жилищного и промышленного строительства. Были озвучены и различные варианты выхода из этой ситуации. По мнению депутата горсовета Игоря АНТРОПЕНКО, к решению проблем утилизации золошлаков, которой АО «ТГК-11» занимается сегодня практически в одиночку, должны обязательно подключиться и общественные экологические организации, которые помогут сформировать общественное мнение для принятия решения органами власти.

– На самом деле не нужно изобретать велосипед, все уже придумано и апробировано, – считает Игорь АНТРОПЕНКО. – В Кемеровской области еще в 2008 году по инициативе губернатора ТУЛЕЕВА был принят региональный закон о налоговых льготах для организаций, осуществляющих деятельность по переработке отходов. Этот закон предусматривает льготы по налогам на прибыль и имущество, что привлекает в эту сферу инвесторов, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. А в Омске, на мой взгляд, профильные министерства прилагают пока недостаточно усилий для решения этого вопроса. Да и влияние песочного лобби велико. Далеко за примерами ходить не буду. Сейчас «Газпром нефть» строит новое катализаторное производство. Для вертикальной планировки необходимо порядка 3 млн тонн песка. Что мешает использовать вместо песка намного более дешевые золошлаковые материалы, а сэкономленные деньги направить на создание дополнительных рабочих мест в регионе?

По мнению директора ООО «ПМК «НЕОМ» Валерия НЕБУСКИНА, решить проблему эффективного использования золы поможет только комплексный подход, где есть все три составляющие – потребитель, производитель, власть.

– Когда мэр Москвы ЛУЖКОВ распорядился применять золу для строительства окружной дороги, это многим не понравилось, но он, административным решением, смог переломить ситуацию в пользу сохранения бюджетных средств, и дело сдвинулось с мертвой точки, – рассказал Валерий НЕБУСКИН. – Все говорят о дефиците бюджета, но никто не хочет поднять то золото, что лежит под ногами, а сэкономленные средства направить на модернизацию оборудования ТЭЦ и улучшение экологии. Тогда и тарифная политика поменяется.

Экология нам в помощь

Общественник, эколог, профессор ОмГУПС Сергей КОСТАРЕВ, не отрицая возможностей административных, напомнил о другой стороне решения вопроса применения ЗШМ. Он считает, что необходимо подключать механизмы рыночной конкуренции. Если, мол, стимулировать использование этого материала дорожниками, чтобы значительно удешевить стоимость дорог при сопоставимом качестве, то в конкурентной борьбе на торгах за счет снижения цены контракта будут побеждать именно те предприятия, которые начнут отсыпать насыпи из ЗШМ. Заодно решится и проблема нелегальной добычи песка, с которой давно и безуспешно ведут борьбу экологи. «Песочное» лобби «съедает» огромные суммы бюджетных средств.

Депутат Омского городского совета Алексей СОКИН тоже считает, что интересы крупнейшего в регионе производителя тепла полностью совпадают с общественными интересами. Если у ТГК-11 имеются такие огромные запасы недорогого материала, который можно использовать в больших объемах и практически без ограничений, то его обязательно нужно использовать. У нас, по его словам, нередки случаи, когда строительные предприятия, выполняя планировку территории, засыпают неудобья и строительным, и даже обычным мусором, и вот этого допускать категорически нельзя. Такие действия действительно вредят экологии города в отличие от использования безвредных ЗШМ.

– Я вижу, что в ТГК-11 заинтересованы в вопросе утилизации зол, снижении экологической нагрузки на Омск, вижу значительные усилия, которые предпринимают энергетики, хотя, как я понимаю, больше всех в этом вопросе должна быть заинтересована власть, – сказал Алексей СОКИН.– Я думаю, комплексность проблем присутствует и через градостроительные документы можно этот вопрос регулировать. И администрация Омска в этой части может быть и партнером, и заказчиком, и соинвестором. Думаю, имеет смысл вынести ваши инициативы на комитет по ЖКХ и транспорту Омского городского совета. И я бы даже не привязывал этот вопрос к текущей политике. Экология – это стратегическое направление развития города.

Подводя итоги обсуждения, Сергей КОЖЕМЯКО подчеркнул, что успех держится, как и мифологическая Земля, на трех китах: активности производителей ЗШМ, желании потребителей, которые хотят использовать эти материалы в своей работе, и на административном ресурсе, без которого, как ни старайся, тема не сдвинется. А еще лучше, если все участники процесса будут получать позитивное подкрепление со стороны экологической общественности.

– Энергетики не называют золошлаковые материалы отходами. Это инновационный строительный материал, сырьевой ресурс региона с большими возможностями. Мы считаем золу своей продукцией, которую выпускаем и реализуем на тех же принципах, что и тепловую энергию. Наши работники строят себе дома из строительных материалов на основе золошлаков. Я и сам живу в золошлаковом доме, – рассказал Сергей КОЖЕМЯКО.– Применение золы дает большую экономию бюджету региона, и мы готовы к конструктивному диалогу со всеми представителями общественности, власти, чтобы с помощью золы сделать наши дороги качественными, город еще комфортней.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.